Размеры и мэтры. Ода стыду

Ноев Ковчег
Здравствуйте еще раз, государи и государыни, судари и сударыни, дамы и господа, судейская коллегия, участники и гости конкурса "Размеры и Мэтры - ода"!

Ежели Вы хотите поделиться своими представлениями об этом замечательном жанре ( а что вы думали, как же без восхваления!) оде - то под вводной статьей http://www.stihi.ru/2011/04/30/2958 обсуждение  будет продолжаться до конца конкурса, там же приведены примеры  из классики и из нового времени, которые могут проиллюстрировать некоторые принципы и каноны написания оды. Позволю себе лишь вкратце повторить то, что кажется особенно важным и полезным для написания оды.

Подлинным основоположником русской оды, утвердившим ее в качестве основного лирического жанра феодально-дворянской литературы XVIII века, был Ломоносов. Назначение од Ломоносова — служить всяческому превознесению феодально-дворянской монархии XVIII в. в лице ее вождей и героев. В силу этого основным видом, культивируемым Ломоносовым, была торжественная пиндарическая ода; все элементы ее стиля должны служить выявлению основного чувства — восторженного удивления, смешанного с благоговейным ужасом перед величием и мощью государственной власти и ее носителей. Это определяло собой не только «высокий» — «славянороссийский» — язык оды, но даже ее метр — по Ломоносову, 4-стопный ямб без пиррихиев (ставший наиболее каноническим), ибо чистые «ямбические стихи поднимаются вверх материи, благородство, великолепие и высоту умножают»:

Науки юношей питают,
 Отраду старым подают,
 В счастливой жизни украшают,
 В несчастной случай берегут;
 В домашних трудностях утеха
 И в дальних странствах не помеха.
 Науки пользуют везде,
 Среди народов и в пустыне,
 В градском шуму и наедине,
 В покое сладки и в труде.

 Можно сказать, что классической одической считалась строфа из десяти строк, написанных четырехстопным ямбом, разбивающихся на три части. В первой части - четыре строки с рифмовкой abab, во второй и третьей - по три, с рифмовкой - ccd, eed. В качестве примера прекрасно подойдёт строфа классической оды Г.Р. Державина "Фелица" (1782 г.), прославляющей императрицу Екатерину II:

 Фелицы слава - слава Бога,
 Который брани усмирил;
 Который сира и убога
 Покрыл, одел и накормил;
 Который оком лучезарным
 Шутам, трусам, неблагодарным
 И праведным свой свет дарит;
 Равно всех смертных просвещает,
 Больных покоит, исцеляет,
 Добро лишь для добра творит.

Возможно, писать оду в классическом размере, следуя Тредиаковскому или Ломоносову, было бы излишней стилизацией. Понятно, что ода - это восхваление некое, а вот к кому, или к чему оно может быть обращено? Ода виду из окна, ода доброму дню, ода коту, ода стулу, ода хорошему настроению, ода печали... Конечно, некоторая сознательная стилизация присутствовать должна, нополного следования канону добиваться не стоит, тем более, что этот самый канон был нарушен уже и Тредиаковским, и Ломоносовым, как форма выстроенная довольно искусственно, и выбор был сделан в пользу естественного выражения восторга или просто сильных эмоций по какому-то случаю. В этом контексте ода приобретает уже характер и других жанров - думы, гимна.Сама суть оды - восхваление, восхищение, придание особой значимости - мне кажется, сегодня актуальна. Если говорить о классическом "прославлении" , то именно сегодня, когда на лицо попытки возрождения имперского сознания, есть все предпосылки и возродить оду. Понятно, что тут же встаёт вопрос - в чью честь? Не думаю, чтобы нынешние правители могли стать объектом серьёзной оды, здесь и спорность позиций, и масштаб личности, и многое другое такому выбору мешает. Но личности есть - есть, например, герои прошлого, которых можно и нужно восславить именно сейчас, когда свидетели нашей героической истории так стремительно уходят из жизни, великие воины, ученые, актеры, художники, поэты. Самое время воздать им хвалу и закрепить исторический момент в памяти. С другой стороны, философские понятия, тот самый пресловутый смысл жизни, радости этой жизни, пороки и добродетели - это вечные вопросы, пожалуй, сегодня требующие даже большего внимания, чем раньше - всё это прекрасные объекты для оды. Ну, и наконец - юмор в оде. Да, да и еще раз да! Я считаю, что именно юмор ( ирония, сарказм, сатира) может наполнить новой жизнью, свежим дыханием любой архаический жанр!
 Тему я тоже хочу предложить архаическую - ОДА СТЫДУ. Я как-то всё чаще убеждаюсь в том, что это одно из наиболее утраченных, искаженных нашим временем понятие, а ведь на нём многое держалось испокон веку:

Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества (Салтыков-Щедрин)

Стыд - это своего рода гнев, только обращенный внутрь (Маркс)

Должно стыдиться самого себя столько же, как и других людей, и одинаково не делать дурного, останется ли оно никому не известным или о нем узнают все. Но наиболее должно стыдиться самого себя (Демокрит)

Стыд - один из видов страха (Платон)

Человек, потерявший всякий стыд, способен на всякую гадость (Лабрюйер)

 Следовать именно теме необязательно. От каждого автора принимается до двух работ:
 Одно  - или оба - стихотворения может быть написанным ранее (без ограничения сроков давности), на произвольную тему.
 либо
 Одно - или оба - стихотворения могут быть написаны специально к конкурсу, одно из них обязательно на заданную тему
 либо
 Одно стихотворение может быть написано ранее (тема произвольная), второе - специально к конкурсу, на заданную тему.

 Стихи, написанные на тему и вне темы, при голосовании учитываются отдельно.Отдельно учитываются и стихи, написанные мэтрами.

Работы на конкурс размещаются в рецензиях под этой статьей и подписываются следующим образом ( очень прошу порядок в подписи не менять!): Автор, название, ссылка

 Правила конкурса: http://www.stihi.ru/2011/01/24/3664

 Произведения принимаются до 24:00 20-го мая!!!

 Всем удачи и вдохновения!

 
 Ведущая - Юлия Белохвостова

Судьи:
Геннадий Банников http://www.stihi.ru/avtor/gbann
Фима Жиганец  http://www.stihi.ru/avtor/fimasid
Алекс Рудов http://www.stihi.ru/avtor/arudov698
Сергей Дон. http://www.stihi.ru/avtor/sad13425
Алкора. http://www.stihi.ru/avtor/koryalla