Душа и тело! схиигумен Савва

Лида Голубева 2
Только Душа человека вечна и потому единственно всецело реальна; существованию же современного материального мира придет неминуемый конец: "Земля и все дела на ней сгорят",- говорит Святое Писание.
Итак, тело - наш "друг", но этот друг все же "осел". Надо учитывать его нрав, причуды,
упрямство, низменность стремлений, чтобы обезопасить себя от них. Попробуйте распустить тело (осла), приучить к самоволию, и оно само захочет господствовать над нами. Оно будет требовать излишнее количество изысканной пищи и будет назойливо напоминать об удовлетворении своих животных потребностей. Откормленное тело - враг, а не друг человека.
Иоанн С.:" Эта самая плоть, которую мы столько лелеем, покоим, услаждаем, укращаем, есть
враг души нашей, весьма коварный и опасный. Она непрестанно противится Любви Божией, Воле
Божией и порывается исполнить волю свою почти всегда, разве когда сильное препятствие
противопоставляет Господь Бог в благом Промысле Своем. Не питай пристрастно плоть твою,
не ласкай ее, не угождай и не усиливай ее тем против духа. Иначе она не даст встать ему и
войти в силу.
Невольником будет дух у плоти. Плоть дОлжно всегда распинать со страстями и похотьми, а не лелеять, ее надо умерщвлять постом, бдением, молитвою и трудом".
Аскетизм - порабощение тела духу - дает возможность в сильной степени смягчать запросы
тела и еще до его смерти в какой-то мере приобщить душу к жизни духа.
Если человек не умрет для плоти, живя духом, он не может воскреснуть душою (прп. Варсонофий Великий).
Итак, и к телу у христианина должно быть внимание. Но несравненно большее внимание должно
быть у него к бессмертной душе.
Душа - младенец бессмертия, беззащитный и жалкий в условиях окружающего нас мира. Как надо прижимать к груди своей, к сердцу своему душу свою! Как нужно либить ее, предназначенную для вечной жизни! О! как нужно счищать даже малейшее пятнышко с нее!