Гражданский брак

Владимир Кодебский
«Брак христиан ничем не отличается от брака язычников» («Эрос…». Джон Уайт. М. 1993 г.).

Первой заповедью сотворённому человечеству (Адаму и Еве) были слова Господа: «Плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Заметьте, что было сказано не «женитесь и выходите замуж», а именно, «плодитесь и размножайтесь». Ещё не было никаких гражданских норм в отношениях между людьми, и такой способ размножения именуется словом промискуитет, то есть смешанный, общий. Ясно, что в первые времена братья сожительствовали со своими сёстрами, родными и не родными, имели не по одной жене (Быт. 20, 12). Лот жил со своими дочерями. Получалось так, что каждый мужчина, сколько мог, столько и обслуживал женщин. Закона о семье и браке тогда ещё не существовало. И очень неправильно говорят богословы, что брак установлен Богом. Брачные отношения вырабатывали люди сами. А Бог установил только закон размножения, который, между прочим, действует и в браке, и вне брака.
В Быт. 22, 24 мы впервые встречаемся со словом «наложница». Это говорит о том, что во времена Нахора уже сложились какие-то понятия о семье и браке и о том, кого можно считать не женой, а только наложницей.
 Каковы были брачные законы в старину, нам не известно. Из Библии мы знаем только, что жён себе мужчины брали сами (Быт. 4, 19. Быт. 12, 19), никто их не сочитывал, а сочитывались они тоже сами (Ис. 62, 5. Мф. 1, 18). А относительно выражения «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мр. 10, 9) следует заметить, что Бог сочитывает не мужа и жену, а их половые клетки, которые, оплодотворившись, уже не поддаются обратному процессу. Их уже никто из человеков не может разделить, хотя бы даже и сильно захотел. Человек да не разлучает! Это закон Божий! Мужей же с жёнами люди всегда умели разделять и разделяли, и разделяют, потому что брак – это установление человеческое, причём оно и до сих пор довольно несовершенное и различное в разных народах, разных странах и континентах. А закон размножения (Божий закон!) везде одинаков.
Господь Бог, правда, через закон Моисеев немного корректировал брачные связи: «…не бери жены вместе с сестрой её» (Лев. 18, 18) и др. Но внутрисемейные отношения регулировались одним правилом, проклятием Божиим: «Он (муж) будет господствовать над тобою (женою)» (Быт. 3, 16). Жена была абсолютно бесправной и полностью повиновалась мужу во всех отношениях и была его личной собственностью. Таким был брак в старозаветные времена. Мужчины брали себе жён самыми разнообразными способами: и насилием, и выкупом, и воровством, и другими способами. Бывали браки по согласию и без согласия, бывали по расчёту, по сложившимся обстоятельствам и т. д. и т. п.
Мужчина в одностороннем порядке мог дать жене разводную…
В арабских странах, как ни странно, существует временный брак.
Сейчас молодёжь в развитых странах практикует, так называемый, пробный брак.
Всё это говорит о том, что брачные отношения – это довольно несовершенное человеческое установление, нуждающееся в значительном улучшении.
С приходом на землю Иисуса Христа и с распространением Его учения любви и добра, многие люди поняли, что брак должен заключаться только по любви и согласию, что в нём должно соблюдаться равноправие сторон («кто из вас больше, будь как меньший» (Лук. 22, 26), хотя конкретно о брачных нормативах Христос ничего не говорил. Да и зачем Ему было говорить об этом, если это чисто земное человеческое явление (решение), не имеющее продолжения на небесах («ибо, когда из мёртвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как ангелы на небесах» (Мр. 12, 25). Поэтому людям и дальше приходится самим совершенствовать свои брачные нормативы.
Появились брачные контракты, чтобы регулировать общность имущества членов семьи и др. Закон о семье и браке предусматривает на научной основе возрастной ценз брачущихся, оговаривает их права (свободу действий) и обязанности по отношению друг к другу и их детям.
Всё это нужно нам, людям, здесь на земле, для того, чтобы обеспечить заботу о детях, их материальном обеспечении и обеспечении необходимым уровнем знаний, соответствующих нормам цивилизации.
Глядя на брак с точки христианского мировоззрения, можно только сделать вывод, что добровольно и осознанно взятые обещания нельзя, конечно, нарушать, потому что это уже будет грехом, но, тем не менее, никто не запретил людям по взаимному согласию принимать новые, более удобные или более взаимовыгодные решения в добром направлении.
Но сам брак не имеет абсолютно никакого отношения к церковной жизни. Спасение Иисус Христос предлагает всем, независимо от семейного положения. Поэтому брак в виде, так называемого церковного венчания или бракосочетания, ни в коем случае не следует переносить на церковный уровень. Это обыкновенное гражданское явление, регистрируемое актами гражданского состояния.
Но тут невольно возникает вопрос, почему же и с каких пор, церковь взяла на себя обязанности венчания? Об этом стоит поговорить особо.
Откровение Иоанна Богослова (19, 7) говорит: «наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя». Апокалипсис Иоанна был признан богодухновенной книгой, правда, после многолетних споров. Отсюда и пошло в церквях уподоблять брак человеческий браку Агнца (Иисуса). Однако, как уже напоминалось выше, после воскресения уже никто не будет жениться, да и сейчас на небе ни ангелы, ни Бог не женятся. Все домыслы о небесном браке порождают еврейские предания (каббала), где женское начало Бога именуется «Шехина» и рассматривается, как невеста Бога. (См. статью «Каббала» в журнале «Менора», № 2, 1999 г.).
Христос же сказал: «Вы устраняете заповедь Божию преданием вашим" (Мф. 15, 6). Всё Откровение Иоанна пронизано еврейскими преданиями (каббалой). Это и жена, невеста Агнца (От. 21, 9), и число 666 – гематрия, то есть числовое значение букв и др.
Сам Христос, а Он есть Воскресение (Ин. 11, 25), сказал: «В Воскресении ни женятся, ни выходят замуж…» (Мф. 22, 30). Кого же слушать, Иисуса Христа или какого-то Иоанна? Никогда никакой невесты у Христа не было и не будет. И никогда Он не будет жениться на церкви, на людях, на мужчинах, на своих усыновлённых детях. Это же полнейший абсурд!
Из всего этого нужно сделать правильный вывод: брак или женитьба, - это человеческое установление не свойственное Небесному Царству, хотя некоторые святоши пытаются его перетянуть и на небеса. Брак изобретён на земле. Он регулируется государственными законами, и рассматривать его нужно в гражданском порядке. Поэтому у христиан не должно быть никакого церковного брака. Достаточно одного гражданского.
* * *