В ритме дождя

Антон Шумак
                р. Подборенка (близ г. Ижевска), 29.04.2011; 11.25; +14 °C

Ночью разбудил дождь. Сначала маленькие капли застучали по тенту палатки. Потом всё крупнее. Синоптики в прогнозе так и обещали, что сегодня могут понадобиться зонтики (PS: к вечеру выяснилось, что дождь – хорошая примета!). Время уже движется к полудню, пасмурно. Нет такого яркого солнца, как днём ранее, но и сверху уже не падают дождинки. Не позагораешь…

Помнится, мы заканчивали маршрут по Баргузинскому хребту, что в Забайкалье. Прошли последний, совсем несложный, перевал, вышли в долину горной реки. Тропа петляла с берега на берег, потому что глубина была небольшой. Но не разуваться же каждые 10-15 минут. Так и шли по воде в мокрой обуви. Согревало движение. А на привалах вытряхивали воду из «вибрамов», отжимали носки. Через несколько часов и эту процедуру перестали делать. Дождь был  мелкий, нудный, осенний и надолго.

До ближайшего населённого пункта («населёнки») было порядка 50 км. Конец августа. В горах почти осень. И дождь был именно таким – осенним, он лил все последние три дня нашего пути. Не спасала полиэтиленовая плёнка, которой мы прямо с рюкзаками укрывались. К концу похода она прохудилась, пропускала воду. Да и идти приходилось уже по лесу, плёнка постоянно цеплялась за кусты и рвалась.

Рюкзаки к концу путешествия были не такими тяжёлыми, как в начале маршрута. Даже останавливаться для отдыха вовсе не было желания. Мы были мокрыми до последней ниточки. Поэтому стали делать длительные двухчасовые переходы. Останавливались ненадолго, примостившись где-нибудь на мокром поваленном бревне.

На большом привале, когда надо было готовить обед, делали два костра. Маленький – для приготовления еды дежурными, и огромный – для согревания и просушки. Благо, сухих деревьев («сушин») в лесу

было много. Сушить приходилось всё: и одежду, и палатки, и спальники. Под непрекращающимся дождём всё промокало. После обеда прятали, как могли, высушенное имущество в плёнки и рюкзаки, чтобы вечером можно было лечь в сухие спальные мешки, сняв с себя всё мокрое и переодевшись.

И вот нам оставалось всего два дневных перехода. Заканчивался месячный поход от озера Байкал по реке Томпуда, где «от пуза» наелись хариуса, да горными перевалами обратно. На наше «счастье» к вечеру предпоследнего дня пути попалась заброшенная база геологов.  Счастье именно в кавычках постольку, поскольку нам уже поднадоели сырые, под непрерывным дождём, ночёвки в мокрых палатках. Вот мы и выбрали подходящий домик, только крыша у него была плоская. Остальные «сооружения» были в полуразвалившемся состоянии.

В предвкушении тёплой и сухой ночёвки (протопили печурку) мы поужинали и улеглись спать на нары. Ненадого, однако… Все три дня капавший мелкий дождик превратился в ливень. Будто ледяные градины стучали по плоской крыше. Нам в самом начале было весело и уютно. Опять же – недолго. На нас закапало… И с каждой минутой интенсивнее. Естественно, ни у кого не возникло желание выходить из домика и ставить под ливнем палатки. Но мы потом пожалели, что соблазнились на «домашний» уют. Лучше бы сразу легли спать в мокрые, но свои, палатки.

Начали защищаться от огромных капель, систематически падающих с потолка. Влага с неба проникала во все щели. Это Небеса так с нами прощались, провожая путников в Европу. Мы натянули на спальники все сохранившиеся к той ночи защитные плёнки. А стока ведь не было. «Лужицы» становились всё больше и глубже, они перетекали от  одного  края «защиты» к другому. Потом находили дырки и уже ручьями текли на наши сухие спальные мешки. «Веселились» мы до рассвета. Вот такая была последняя полевая ночёвка в том забайкальском походе.

Просушились только километрах в трёхстах от того домика – в Усть-Баргузине, – в ожидании самолёта. Закончив маршрут в каком-то населённом пункте (уж и названия не помню), мы, мокрые и грязные,  тут же попали в отходящий автобус. И часов восемь нас и наши «вещички» бросало в хвосте салона автобуса, везущего нас по узким горным дорогам.

PS: Сегодняшний день закончился удачей: «по случаю» приобрёл деревянную избушку, почти задарма. Теперь Артур – мой сосед.