Роль тьюторов в обучении

Алексей Гадаев
Учитель-тьютор проводит оценку учебных потребностей учеников и предлагает им программу обучения, которая соответствует их интересам, его индивидуальным особенностям. Он вовлекает в процесс обучения самого ученика, чтобы он принял ответственность за выполнение своего индивидуального плана обучения.
Тьюторство - это общее руководство самостоятельной внеаудиторной работой обучающихся; форма воспитательной работы, основанная на сопровождении развития личности воспитанника. Говоря русским языком, тьюторство - это умение выявить потенциал ученика и вести его в нужном  направлении в соответствии с его возможностями.  Слово «tutor» в переводе с английского означает "преподаватель".  Тьюторство как индивидуальное наставничество и сопровождение практикуется в образовательных учреждениях, где большое значение придается учебной деятельности по индивидуальным учебным планам и самостоятельной работе с источниками информации.
Поддержка для учащихся значит очень много. Б.С.Блум (1984)доказал, что учащиеся, которых обучают индивидуально, показывают гораздо более высокие результаты по сравнению с теми, кто обучается традиционным фронтальным способом. Педагога, который отвечает за мониторинг прогресса учащегося и оказывает поддержку, обычно называют тьютором.
Какими качествами должен обладать тьютор:
* у хорошего тьютора всегда есть время для ученика;
* хороший тьютор всегда готов выслушать ученика;
* это человек, который не заставляет ученика чувствовать себя глупым;
* хороший тьютор ни в чём не обвиняет учеников.
* это человек, который принимает ученика таким , какой он есть;
* это человек, который поможет ученику, если у него появится проблема.
Необходимую ученику поддержку могут предоставить и учитель и тьютор.
1. Оценить результативность ученика и оказать ему необходимую поддержку.
2. Определить интересы и потребности ученика.
3. Обсудить индивидуальный учебный план один на один с учащимся ориентированный на особенности и потребности конкретного ученика. В тоже время тьютор может адаптировать программу, чтобы она лучше соответствовала особенностям учащегося, то есть "настроить" программу.
4. Через несколько недель после начала курса тьютор проводит первые итоги мониторинга.Частью промежуточных итогов должны стать мнения педагогов и самооценка ученика.
5. Консультация. Тьютор и учении встречаются один на один или в малых группах для обсуждения выполнения индивидуального учебного плана. Учащиеся получают  информацию о своих успехах. Им предлагается сформулировать предложения для нового плана работы.
6. Определение слабых сторон обучения ученика. План работы разрабатывается так, чтобы "подтянуть" более слабых учеников и поставить амбициозные задачи более сильным. Работа над выполнением плана идёт с дополнительной поддержкой или без нее, в зависимости от потребностей учащегося.
7. Мониторинг не только ученика, но и той той поддержки, которая предоставляется ему. Если поддержка неадекватная, её увеличивают. Это позволит ученику добиться успеха. Частично это достигается через самооценку и проверку выполнения учащимися индивидуальных планов работы. В идеале следует подталкивать учеников к самосовершествованию и саморазвитию, предоставляя им ровно столько поддержки, сколько требуется для успешной работы (и не более того!). Такой подход, который можно определить словами "задача трудная, но мы поможем", развивает самостоятельность и независимость учащихся; благодаря чему они научаются работать и без посторонней помощи. Учащиеся очень ценят, когда внимание уделяется им персонально[1,c.589-595].
Литература:
1.Джефф Петти. Современное обучение. М.:"ЛомоносовЪ", 2010