Сказание о свт. луке войно-ясенецком, гл. 6

Григорий Бородулин
ГЛАВА 6 ПУТЬ МИЛОСЕРДНОГО САМАРЯНИНА 

«Это было, когда улыбался
Только мёртвый, спокойствию рад
И ненужным привеском болтался
 Возле  тюрем своих Ленинград
И когда, обезумев от муки,
Шли  уже осуждённых полки
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки.»
А.Ахматова, «Requiem».


Мiр-Запад – разъедала атеизма прелесть
И разрасталась - коммунизма вера-ересь,
Готовился к прыжку - нацизма хищный зверь,
Войне вселенской - открывалась ада дверь.

Смерч разрушения над Церковью витал
И Церковь Русская - до времени распалась:
Путь синодальный/1/ – в нём имперский идеал,
Пленённой Рейхом – эта Церковь оказалась.

Путь к Патриаршеству в страданьях пролегал -
Страны-заложницы безбожников кровавых:
Шли исповедники на Крест – для Божьей Славы
Иль подчинялись здесь тому – кто Церковь гнал.

В Париже третий путь Спаситель открывал/2/,
Открылось вновь - Руси вселенское начало,
Интеллигентов богословье озаряло,
Свет Православия – Европе засиял/3/.

Митрополит Евлогий этим управлял,
Создал, до времени, Вселенский Экзархат,
Сынов России – вдохновляло Божье Слово
И выходил на пашню сеятелей ряд/4/.

Путь инока в мiру явила мать Мария/5/:
Среди благ парижских, песен, изобилья -
Свой дом болящим бедным отдала,
Избрав путь жертвенный: служенья и труда.

Лука святой - Самарянина путь избрал:
Отторгнут властью был от чад родного края,
Но милосердьем жил - больных благословляя,
Рукой хирурга - плоть больную исцелял.

Край Северный – огромная суровая страна/6/,
Монастыри её - Руси оплотом были,
Большевики святыни злобно осквернили -
Настало время плод деяния познать…

Русь на Голгофу шла тогда лесоповала -
Мужик стонал и мать над чадами рыдала,
Рек северных слезой солились воды
И пастырь шел с народом сквозь невзгоды…

Вагон этапный/7/ – вши, кус хлеба, сельдь сырая,
То власть дала ему - на муку отправляя,
Он голодал – за всё  Христа благословляя
Конца пути - как избавленья ожидал.

Этап святителя Луку до Котласа догнал,
Где подвиг свой Стефан Великопермский начинал/8/,
Где Вычегда с Двиной свои сливая воды,
Несут к Архангельску плоты и пароходы.

На берегу Двины – воздвигнут лагерь был,
Для пересылки он тогда крестьян служил,
Их раскулачили и бросили в барак,
С обжитых мест – в «Макарихи» злой мрак:

Бараков двести и двухъярусные нары,
Дух большевизма звал, глумясь, заклятья кары -
Тиф, трупики детей, крик боли матерей,
Гнев праведный и в грудь штыка удары…/9/

И врач святой с своим народом здесь страдал,
Детей лечил, молился с матерями,
Лука-святитель жизнь страдальцам возвращал -
Христа-Спасителя их насыщал Словами.

Из лагеря святой в больницу призван был
И не забыт его труд в памяти народной/10/,
На котласской земле святой не долго жил –
Отправлен на другой конец реки огромной.

Архангельск/11/ жил, тогда, без Бога, без церквей,
В больнице места не нашлось Луке-хирургу,
Он в поликлинике простой лечил людей,
В коморке пел хвалу Святому Духу.

Не мог святой - страдалиц мук перенести
И оперирует – где место ему дали.
Доносы пишут на него – псевдоврачи,
Но власти новую игру уж начинали…

Святитель болен и направлен в Ленинград
И операция прошла благополучно,
Митрополит к нему святой благоволит/13/ -
Душа Луки и Серафима так созвучны…

Архангельск снова, вновь соблазны ГПУ –
В Москву зовут и должность предлагают,
Отказа от священства власти тщетно ждут -
Опять святого в ссылку возвращают.

И не судьба, владыки снова чин принять,
Террор грядёт, уже: безбожной злобы тучей -
Зверь революции готов: своих пожрать,
А цвет народа – рвать, терзать и мучить/13/.

В мiру - самарянина страшно тяжек путь:
Мiр гонит, бьёт  и монастырь не защищает.
Врач-пастырь – здесь служенья Церкви суть
И Сам Христос Луку для Церкви сохраняет…

Святителя Луку не покидает благодать:
Больных он лечит и примером ближних учит.
И враг не смог - с него креста служенья снять,
И душ созвездия – тьма ада не получит!

                Санкт-Петербург, 17.02 – 19.05.11

ПРИМЕЧАНИЯ:
1. «После декларации митрополита Сергия 1927 г. Заграничный Синод выразил свое несогласие с ним и постановил: "Заграничная часть Русской Православной Церкви должна прекратить административные сношения с Московской Церковной властью, ввиду невозможности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной советской властью... Она не отделяет себя от своей Матери-Церкви и не считает себя автокефальной», Протоиерей Сергий Щукин, Краткая история Русской Православной Церкви заграницей (1922-1972)
2. «Указ патриаршей канцелярии за № 348 от 5 мая 1922, написанный под сильнейшим нажимом безбожной власти, упразднял Высшее Церковное Управление Заграницей и передавал власть над всеми русскими беженцами митрополиту Евлогию (Георгиевскому), который, однако, не стал вступать в конфликт с прочими зарубежными русскими архипастырями. По его почину и по соборному решению зарубежных архиереев в согласии с указом патриарха совершается роспуск ВВЦУ, а затем организуется Архиерейский Синод Русской Православной Церкви заграницей, в юрисдикции которого в 1923 году выделяется Западноевропейский митрополичий округ во главе с митрополитом Евлогием. Но уже в 1926 году митрополит Евлогий размежевался с Архиерейским Синодом и, в 1927 году, вошёл в подчинение Московскому Патриархату. Этим он отсёк группу приходов, решивших сохранить верность Русской Зарубежной Церкви, во главе которых встал архиепископ Серафим (Лукьянов). Однако общение с угнетённой Церковью оказалось невозможным – митрополит Евлогий указом митрополита Сергия (Страгородского) от 10 июня 1930 года был отрешён от должности и вскоре запрещён в священнослужении, а временное управление русскими церквами Московского Патриархата в Западной Европе поручено архиепископу Ниццкому Владимиру (Тихоницкому), который отказался от этого назначения. Большинство приходов остались под митрополитом Евлогием, по просьбе которого они, указом от 17 февраля 1931 года, были приняты патриархом Константинопольским Фотием II как «Временный Экзархат Святого Апостольского и Патриаршего Трона Константинополя в Западной Европе…с 1944 года, восстанавливаются связи с митрополитом Евлогием, главой русских приходов в Константинопольской юрисдикции. В ответ на прошение митрополита и его викариев от 29 августа 1945 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 сентября 1945 года Западноевропейский Экзархат был принят в лоно Русской Церкви с сохранением границ», «Древо - открытая православная энциклопедия»
3. См. Свято-Сергиевский богословский институт в Париже
4. Здесь начинали свой путь: патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (Ридигер), архиепископ Иоанн Сан-Франциский (Шаховской), протопресвитеры Александр Шмеман и Иоанн Мейендорф и многие другие.
5. Преподобномученица Мария (Скобцова Елизавета Юрьевна, урожд. Пиленко, в первом замужестве - Кузьмина-Караваева) (1891-1945)
6. Северный край — административно-территориальная единица на северо-западе РСФСР с 14 января 1929 года по 5 декабря 1936 года. Северный край образован в соответствие с постановлением ВЦИК «Об образовании на территории РСФСР административно-территориальных объединений краевого и областного значения» от 14 января 1929 года, путём объединения Архангельской, Вологодской и Северо-Двинской губерний и автономной области Коми (Зырян).
7. Котласский этап ссылки святителя, сначала в пересыльном концлагере «Макариха», а затем в самом Котласе длился с марта 1931 по январь 1932 г.
8. Во времена свт Стефана - Котлас был поселением народа коми, ещё в семидесятые годы прошлого века русский говор котласских старушек напоминал по звучанию язык коми… рядом с Котласом находится Сольвычегодск - древняя резиденция Строгановых, властителей русского северо-востока и Коряжма с древнейшим монастырём и нынешним лесопромышленным гигантом (прим. авт.).
9. Из жалобы спецпереселенцев: «Одну женщину закололи штыком и двух мужчин расстреляли, а тысячу шестьсот в землю зарыли за какие-нибудь полтора месяца. Массы просят выслать комиссию... у нас снизу вода, сверху песок сыплется в глаза, мы все никогда не раздеваемся и не разуваемся, хлеба не хватает, дают 300 граммов... народ мрет, оттаскиваем по 30 гробов в день. Наш адрес: город Котлас, Макариха, барак 47» , Смолина А. Котласлаг. // Котлас. Очерки истории. 2001. С. 53.
10. Сейчас котласская больница носит имя святителя Луки
11. Ссылка в Архангельск продолжалась с января 1932 по декабрь 1933 г.
12. Митрополит Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов; 9 (21) января 1856, Санкт-Петербург — 11 декабря 1937, Бутовский полигон, Московская область) — епископ Русской Церкви; с февраля 1928 года митрополит Ленинградский. Прославлен в лике святых священномучеников Русской Православной Церковью в 1997 году (память — 28 ноября по юлианскому календарю).
13. Во время «Большого террора» 1937-38 гг. - только священников замучено примерно две трети (десятки тысяч)…