Русская поэзия на войне

Николай Купин
            Русская литература в годы Великой Отечественной войны представляет собой исторический феномен в культурной жизни человечества. Выполняя запросы времени, она быстро перестроилась на военный лад, сознательно и добровольно выбрала себе многотрудный путь борьбы с немецко-фашистскими агрессорами, поставила целью служение своему народу. В самых тяжёлых условиях военного лихолетья она сумела найти правильный тон, установить теснейшие связи с читателем, стать могучим организатором и воспитателем масс, явилась примером непреклонной жизнестойкости  и упорства художественного слова, которое становилось неотразимым оружием в борьбе.

           Бойцы и командиры Красной Армии видели в мастерах художественного слова товарищей по оружию. В своих письмах в Союз писателей СССР, в редакции журналов, газет и лично литераторам фронтовики и труженики тыла сердечно благодарили авторов за их поддержку в горькие минуты войны, рассказывали о том, какое благотворное влияние оказывают произведения литературы на моральный облик и боевой дух их товарищей.

           Художественные произведения рождались на живом материале событий. Большинство из них было написано на самых горячих участках войны: во фронтовых, армейских и дивизионных редакциях газет, в окопах переднего края, в прифронтовом лесу, в фашистских застенках. Более тысячи писателей ушло на фронт, 275 из них пали в сражениях с фашизмом. Поэты, прозаики, драматурги и публицисты были живыми свидетелями и участниками происходящего. Литература же изобразила эти события в подлинной достоверности, неповторимости и остроте.

           В те пороховые годы временной зазор между событиями дня и изображаемым был минимальным не только в газетном публицистическом материале, но и в лирике, и даже в драме и эпосе. Знаменитый афоризм: «когда говорят пушки, музы молчат» потерял свою силу.

           Литература решительно заявила о себе на страницах центральной и фронтовой печати. Почти в каждом газетном номере публиковались стихи и очерки, рассказы, отрывки из поэм и целые поэмы, пьесы и повести. А «Комсомольская правда» печатала даже роман: «Молодую гвардию» Александра Фадеева. Художественные произведения помещались также в литературных журналах и отдельных книгах.

           Важной особенностью литературы данного периода было полное подчинение творческих задач писателей задачам общенародным. Художественное слово вместе с другими средствами борьбы против фашизма отстаивало морально-политическое единство страны, дружбу братских народов, воспитывало и укрепляло в людях национальное самосознание и чувство советского патриотизма.

           Германия напала на нашу страну без объявления войны и представляла собой очень грозного противника. Неудачи нашей армии в начальный период войны не должны были надломить боевой дух воинов. Воспитывать людей нужно было так, чтобы душу человека сделать неприступной крепостью для вероломного врага. Мощным оружием воспитания и явилась советская литература, которая выступала в различных родах и жанрах: то в качестве лирики или сатиры, то как эпос или драма.

           Какой же литературный род оказался более оперативным и мобильным в отражении врага, способный вести более плотный заградительный огонь по противнику? Не умаляя значения прозы и драматургии, наше литературоведение, тем не менее, обращается, прежде всего, к характеристике поэзии, справедливо выдвигая её на первое место в литературном процессе военных лет. Ведь за четыре эти года поэзия прошла такой путь развития, какого она не знала в другие времена в течение более длительных периодов.

           Социальное и интимное, общественное и личное составили нечто единое, неразрывное в мироощущении советского человека. И одно уже это свидетельствовало о нравственных высотах духовной культуры социализма.

           Русская советская поэзия запечатлела беспримерный подвиг народа во многих произведениях, которые по чистоте патриотических чувств, по своей художественной законченности, по напряжённости мысли составляют заметное приобретение нашей многонациональной литературы.

           В этой связи опыт поэзии военных лет оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие нашего поэтического искусства по пути реализма и не может не привлекать внимания литературоведов.

           Задача исследования русской советской поэзии периода военного лихолетья встала ещё в те грозовые годы. До сих пор она не выходит из поля зрения нашей литературной критики. Естественно, что о русской поэзии упомянутого периода написано немало работ: статьи, рецензии, доклады, лекции, разделы в вузовских учебниках. В последнее время стали выходить из печати и книги. Наиболее значительными из них нам представляются монографии А. Павловского и А. Абрамова.

           Книга А. Павловского «Русская советская поэзия в годы Великой Отечественной войны» (Ленинградское отделение издательства «Наука», 1967) показала, что исследовать данную тему можно в самых различных аспектах. Главное внимание этот автор уделяет, прежде всего, изучению поэзии «годины испытаний» в связи с событиями войны, с её конкретной историей. Делая разбор поэтического искусства в целом, он высказывает множество интересных мыслей, соображений о влиянии «мобилизаций и боёв» на развитие поэзии. В этом он в первую очередь усматривает существенное условие осуществления целостного анализа многообразия поэзии, призванной воевать с агрессором.

           Объёмная монография А. Абрамова «Лирика и эпос Великой Отечественной войны», выпущенной в Москве издательством «Советский писатель» в 1972 году, представляет собой не только синтез предшествующей литературоведческой мысли о поэзии войны, но и знаменует исследование новых её сторон, постановку новых проблем. В его работе тоже делается попытка целостного анализа русской советской поэзии военных лет. Это означает не только рассмотрение поэтического искусства в развитии и учёт явлений, не попавших в поле зрения критики, в действительности расширяющих само понятие «поэзия Отечественной войны», но также изучение её в свете определённой концепции.

           Эту концепцию сам А. Абрамов определяет в цитируемой работе (с. 24) так: «…поэзия военных лет – сложная художественная система. Эта система складывается из лирических или лиро-эпических индивидуальностей самых различных художников, включённых в общее динамическое единство. Способ проявления столь многогранного единства – многообразие жанров и жанровых тяготений, стилей и стилевых тенденций».

           В своей работе А. Абрамов сделал попытку дать ответы на такие проблемы, как писатель и жизнь, писатель и современность, художественность и актуальность. Он делает отбор поэтических произведений и проблематики для осуществления своего исследования. Центром в его  работе явилось изучение лирики и лиро-эпических произведений – стихотворений, песен, баллад, поэм. К анализу, например, сатирико-публицистической поэзии он вообще не обращается. Находят в его монографии отражение также некоторые вопросы теории. Концепция А. Абрамова учитывает опыт развития предшествующей советской поэзии и литературной критики. Но было бы ошибкой утверждать, что изучение поэзии Великой Отечественной войны закончено, что затушёваны все белые пятна на её карте.

          Освоив литературоведческие труды о поэзии военных лет, мы ставим задачу изучения русской советской поэзии, которая была представлена в газете «Правда» между 22 июня 1941 и 12 мая 1945 годов. Специальных комплексных исследований русской поэзии на её страницах пока нет. Хотя, конечно же, отдельные стихотворения, печатавшиеся в этом главном центральном издании, упоминались в названной литературоведческой книге А. Абрамова, у других исследователей. Но ведь страницы «Правды» интересны не только теми стихами, что вошли в золотой фонд советской поэзии (кстати, по отдельным поэтическим шедеврам мы не можем судить о тематике, проблематике большого объёма стихотворного материала в газете, о движении и изменении его, о взаимовлиянии поэзии и окружающей действительности).

          Страницы газеты привлекательны также и стихотворениями, которые теперь мало переиздаются, и даже стихами-однодневками, оказавшими своё неоспоримое влияние пусть на события одного дня, но дня, может быть, самого трудного в истории минувшей войны.

          Исследованием, способным оказать некоторую непосредственную помощь в нашем сочинении, можно считать статью Л. К. Верховцевой «Стихотворные фельетоны Д. Бедного и С. Маршака на страницах «Правды» (1941 – 1945), опубликованную в 1968 году в «Учёных записках Ульяновского педагогического института». Особое внимание в этой работе исследовательница направляет не столько на связь стихотворного фельетона с окружающей действительностью, с событиями, динамикой войны, не столько на его проблематику и тематику, сколько на исследование стихотворного фельетона как такового, на постижение его жанровых принципов.

         Л. К. Верховцева просматривает историю развития данного жанра от времён революционно-демократической сатиры через сатирическую поэзию В. Маяковского и Д. Бедного в двадцатые годы до выступлений с фельетонами Д. Бедного и С. Маршака в годы Великой Отечественной войны.

         Нами же предпринимается попытка исследования не только стихотворного фельетона, но и других сатирических жанров, скажем – басни, памфлета; и не только произведений названных авторов, но и других поэтов-сатириков, выступавших в «Правде». Мы стремимся уделить внимание как тематике, проблематике, системе создаваемых образов в сатирико-публицистических стихах, так и анализу их художественных особенностей. Мы должны будем прибегнуть к тематико-хронологическому принципу рассмотрения поэзии. Думается, что такой путь явится наиболее удобным в анализе стихов в связи со злобой дня, с запросами «порохового» времени.

         Художественными источниками нашего исследования являются поэтические произведения различных жанров (в основном русских советских поэтов), помещённые в «Правде» в годы войны. Так как поэтический материал в газете очень обширный не только количественно, но и богат тематически, числом поднимаемых проблем, в рамках этой работы мы не ставим цель описать его во всей необходимой полноте. Отдельные темы вынуждены будем только назвать, не прибегая к их подробному анализу.

         Цель нашей работы – показать роль русской советской поэзии на страницах «Правды» как грозного идеологического оружия в годы Великой Отечественной войны.
                1975