22 мая - никола вешний

Лес Густой
Николай Угодник мог восприниматься также в качестве хозяина леса: "В поле да в лесу один Никола Бог". В старинном заговоре говорится: "Отмыкает святой Никола земную широту, небесную вышину и роспускает белых зверей горносталев чернохвостых" (Успенский Б.А. 1982. С. 98).

Преследуя зверя, охотники обычно обращались к святому со словами: "Николай Чудотворец! Создай его моим".

На эти дни приходились мужские братчины, а также престольные праздники, справлявшиеся три-четыре дня всей деревней, с приездом гостей, появлением паломников, богомольцев, нищих.
Характерной их чертой было всеобщее пьянство, носившее ритуальный характер
 
Принято было считать, что с помощью хмельных напитков человек приближает себя к св. Николаю, и это нравится Угоднику. Иностранцы, посещавшие Россию в ХУ1 - ХУ11 вв., писали, что русские "считают неприличным и непристойным не упиться в этот день вином или водкою" ( Успенский Б.А. 1982. С. 46). В Х1Х в. в деревнях, а также среди ремесленного люда в городах широко использовались такие слова как "николить", т.е. пить, гулять, пьянствовать, "наниколиться" - напиться пьяным, празднуя Николин день.

http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4243.htm

кстати в поэме марии степановой  "вторая проза ивана сидорова"
http://sivash.livejournal.com/

тот же самый никола - заступник за  путников / грешников при их сортировке по линии рай/аад

ибо =... Святитель Николай также известен как защитник оклеветанных, часто избавляющий их от судьбы невинно осуждённых. Также он известен своими молитвами за моряков и других путешественников=