О насилии

Геннадий Толин
Публикация приурочена ко дню рождения
и смерти воина-мученика Евгения Родионова
           (23 мая )


Утверждающие, что добро и насилие несовместимы, тем самым признают право добра на пресечение насилия. Ибо добро, не пресекающее зла, как раз и становится с ним совместимым, то есть само претворяется во зло.  Утверждающие, что добро и насилие несовместимы, тем самым лишают  себя права называть пресекающую и карающую деятельность добра насилием. Ибо насильник есть тот, кто хочет подчинить другого своей злой воле. А добрый всеми доступными способами хочет оградить от этого и жертву, и cамого насильника, одержимого собственным злом. И как освобождение пленника нелепо было бы считать каким-то новым "пленением свободе", так и освобождающую силу добра нельзя оскорблять клеймом "насилия". Даже когда эта сила причиняет смерть злодею, она остается его освободительницей, то есть принудительно разрывает цепи, связавшие его со злом.
    Не всякое воздействие на человека без его согласия есть зло, как и не всякое воздействие на человека с его согласия есть добро. Наличие или отсутствие согласия важно со стороны добра, но совершенно не важно со стороны зла, поскольку последнее вообще не имеет права на волеизъявление.
   Зло виновно уже в том, что оно существует, говорит христианин. Поскольку зло уже есть, мы должны признать его право на существование, говорит либерал. Христианин, не желающий мириться со злом, в  либеральном обществе вынужден постоянно страдать из-за формального нарушения действующих законов, как Христос страдал из-за нарушения ветхозаветной субботы. Армия, как вооруженная защитница добра, находится в таком обществе в униженном и двусмысленном положении. Она не имеет ни крепкого тыла, ни крепкого духа, не окрыляется радостью побед. Но и в такой обреченной на разложение армии есть место христианину, и даже более, чем кому-то другому. Как показал пример сотен героев чеченской войны, добросовестное исполнение своего долга, мужество, благородство в такой армии скорее наказываются, чем поощряются. Это лишение воина-христианина  законной и cправедливой земной награды ставит его на грань мученичества, придает его подвигу высший духовный смысл, готовит ему награду на небесах. И пусть исход войны решается сегодня не в честном и открытом бою, а в закулисных политических сделках, эта война уже выиграна солдатом Евгением Родионовым, славной 6-й ротой 104-го полка Псковской дивизии ВДВ и им подобными. Все они с полным правом могут воскликнуть вслед за фельдмаршалом Суворовым:"Господа, какой восторг, - Бог наш генерал!"

2001