Игралище страстей

Ольга Ботолина
Мысли над строкой
(литературной газеты «Графоман», Архангельская область)

                «Дело тут даже не в том, что лучше или хуже. Своё, и больше ничего».
                (писатель Сергей Залыгин)

НАД ЧЕМ ШУМИМ, ГОСПОДА СТИХОТВОРЦЫ?

Разумеется, я не против литературной учёбы именитых, Ангелины Прудниковой, члена СП РФ со стажем, в том числе. Столько лет в гуще областной литературной жизни дают ей, видимо, право на это. (Раньше она брала его сама.) К тому же есть критиканы, которые и стихов-то сами не пишут. У Ангелины и с этим всё в порядке. Другое дело - какая-то своя, особенная логика суждений - к ней надо привыкнуть. Или не вникать.
Удивляет выбор авторов для литературного «обстрела». Ежу понятно, что раз уж они в Союзе – в писательских кругах свои в доску. Членство в рядах мастеров слова – как броня. И потому на данном этапе разборы и оценки их творчества в самиздатовской газете - бессмысленный труд и пустая трата времени, со слов самой же Ангелины - «писк какой-то там Прудниковой». Разборки предполагаются на другом, профессиональном уровне, в изданиях союзного пошиба. Возьмём Логинова. Суть «лаять на слона» - «достойного сына Отчизны», лауреата литературных премий, автора нескольких книг? В «Графомане»? Да его ж «легендарным» нарекли, портреты в музеи пишут – сама в Каргополе видела! И в Союзе писателей он аж с прошлого века! (1988). Так что… Что ни говори – «темно» ли творит «звезда пера и мысли», понятно или нет, но личность в литературе состоявшаяся: одолел литературный институт, тиражировал пять поэтических сборников: «Два света» (1984), «Голубиный колодец» (1986); «Неслучайная встреча» (1990); «Сеча» (1995); «Сквозь сумерки» (2001). Печатался в коллективных сборниках, на страницах столичных и областных журналов: «Октябрь», «Москва», «Наш современник», «Север» и «Двина», в альманахе «Белый пароход», антологиях «Прекрасны вы, брега Тавриды», «Здесь начинаются дороги», «Любимые дети Державы. Русская поэзия на рубеже веков». Награжден знаком Министерства культуры «За достижения в культуре» (1998). Лауреат Всероссийской литературной премии им. Ф. Абрамова (2001). Руководитель литературной студии «Белый журавль» при районной библиотеке. Один из инициаторов и организаторов ежегодных областных литературных фестивалей в Каргополе. Теперь вот автор «Графомана», ведущий литературно-философской рубрики «Соответственно, жизнь…».
Как видим, Александр давно уже сам учит. Его самоутверждающая строка «всё объяснить людям силясь …» - и есть, собственно, не что иное, как вывод.

Все объяснить людям силясь,
Стыну, что кол в городьбе…
Мы сострадать разучились
Небу, природе, себе.

А то, что, мол, «сам в вечных вопросах» - так на то он и поэт, чтобы задаваться ими и искать на них ответы. Логинов и ищет. Сложно, мучительно. И разве волнуют его только «полёты», высокие сферы, и - ни одного взгляда на землю, на которой «гадость»?

Я плыву над землей голубой,
 как ребенок в купели небесной,
Я плыву и тяну за собой
Морок Велеса, Лелевы песни.
 
А внизу, среди мшистых болот,
Где болезненный день, как старуха,
Вместе с робкой надеждой встает,
Просыпаются нищие духом.

(последнюю строфу опускаю)
(«Братство»)

Я ещё лет десять назад в репортаже писала: «…открыла для себя имя Александра Логинова, когда голос молодого автора зазвучал со страниц СМИ. Силища-то какая усматривалась в его патриотических стихах! И всегда жила ожиданием знакомства с поэтом. Благодаря поездке на родину известного северного прозаика Ф.А. Абрамова оно состоялось. К тому же в автобусе маршрута Карпогоры-Веркола мы уселись лицом к лицу. Александр был удивлен, что я слежу за его поэтическим ростом, и не первый год, а без малого двадцать! Беседовал настороженно, завершил разговор просто: «Писать надо хорошо, вот и будешь поэтом».
И хотя в защите Александр не нуждается, вот что сказал по этому поводу Дмитрий Штепа:

Одно меня тревожит:
отдав немало сил,
за всё платить я должен,
хотя и не просил.

НЕ МЫТЬЁМ, ТАК КАТАНЬЕМ...

Инга Артеева – тоже Союзник с 2007 года. Припоминаю, припоминаю, как на литературном семинаре в Каргополе она влетела в Союз писателей буквально за несколько минут до завершения его работы. В нашей группе на рабочих занятиях никто автора в глаза не видел, а прочитанные им наспех отрывки из представленной книги оставили довольно удручающее впечатление.
После я повторно и внимательно прочла в Интернете те стихи.

РУСЬ

Это лишь ты, Русь,
Песней зовешь стон.
Тяжка твоя грусть,
Страшен души сон.
Даже слеза – яд,
Даже любовь – боль,
Жестче чужой взгляд,
В ранах – одна соль.

Все, что осталось от Родины,
Нынче идет с молотка,
Пропито, съедено, продано,
Проиграно в «дурака».

Боль ледяных глаз
Яростней стократ,
Если, где жил сказ,
Ныне царит мат.
Все, что вокруг – ложь,
Все, что в душе – хмарь.
Дай дураку грош –
Будет дурак – царь.

Это не век плох,
Это всегда так:
Каждый себе – бог,
Каждый себе – враг,
Каждый себе – друг,
Каждый себе – суд…
Лучшее все – вдруг,
Сны и мечты врут.

Ложь не всегда во спасение,
Ангелы смотрят на нас,
Все же наступит прозрение,
Судный приблизится час!

Поэт не примет...
 Поэт не примет все, как есть,
Ему бы что-нибудь «помглистей».
Ну что за доля, что за честь –
Быть рупором избитых истин?

Блазнится что-то впереди,
Какой-то Музы взгляд печальный,
И Слово буйствует в груди,
Стремится быть материальным.

Графин хрустальный со слезой
В ковре персидском утопает,
А Муза нервною рукой
Поэта плечи обнимает.

А в самом деле – все обман,
И Музы – вовсе не бывало,
Графина нет, а есть стакан,
«Ковер» - простое одеяло…

И как такое быть могло?
Куда смотрел поэт-растяпа?
В руках у Музы – помело
Вороньей костенеет лапой.

А тогда и очухаться никто не успел. Да и разнообразием книжек кандидат в содружество писателей страны всех изрядно переплюнула: «Все меняется к лучшему» (1998), «Грани» (2004), «Птица Ханавей» (2005), “Зачарована небесными высями” (2006). Дело ясное, что дело решённое. Приняли, что говорится, по звонку. Свершилось! Снова факт вопиет за себя. И тут выходит: после драки кулаками не машут. По той же причине и ответная статья Любови Царьковой из Нарьян-Мара в защиту Артеевой при всём своём необъятном объёме воспринимается не более чем письмо обиженного.
Северина в который раз из гордости за члена местного ЛИТО делает акцент на том, что Инга была принята в Союз – «единственная из съехавшихся поэтов». И «случайности здесь отпадают, ведь судьями был цвет АРО СП РФ Москвы…». И то – почему бы не порадоваться за коллегу? Только создаётся обманчивое впечатление, что среди собравшихся не было больше достойных. Ни одного.
Подметила: за Артееву в основном ратуют другие.
По поводу языковых недочётов. Любые речевые недоработки (в том числе Артеевские: неологизм «безумящий» (нет такой формы причастия); тавтологию «прошла и будто бы промчалась» (масло масленое); "слёзы падают вниз" (попробуйте представить, как они падают вверх) или неточность отражения действия («бросают сетью», подмеченная Прудниковой) можно, конечно, при желании списать на свободу поэтического полёта, размах или оригинальность мысли и образа, но всё же не стоит брать эти критерии за аксиому – подведут. Ещё как подведут! Согласитесь, при выходе на публику у автора появляется ответственность перед читателем. И потому думать о качестве произведений (а не только их количестве) всё-таки надобно до того, как очередной «шедевр» «выйдет в люди». Чтобы потом не обижаться. Народ-то в большинстве своём грамотный!
Но не члену ЛитО «Заполярье» (тем более СПРФ) об этом горевать. Ведь оно, со слов руководителя Царьковой, объединяет авторов, «владеющих литературным словом на хорошем уровне». А стихотворения Артеевой ещё и «социально значимы». Автор гимна родной тундры переводит ненецкие эпические песни, активно публикуется. И в «Графомане» вот шороху навела.
Размах впечатляет. Потому и осталась Инга Артеева в стороне от полемики. Понимает - в Союзе работать надо, а не руками размахивать:

И кажется, что нужно торопиться,
Чтоб все успеть, себя увековечить…

Лично у меня к сему игралищу страстей (куражу) преобладает любопытство. Во всяком случае, «пальцы просятся к перу» и книгам, взбудораженное сознание – к прочтению, осознанию и даже изучению произведений «избранных». Хотя…не исключаю и другие мнения.

Ольга БОТОЛИНА

*ИГР'АЛИЩЕ, игралища (книж. •устар).
1. То же, что игрушка во 2 •знач. (•ритор. •поэт. ). "Я видел твой корабль игралищем валов." Пушкин. "Игралища таинственной игры, металися смущенные народы." Пушкин. Игралище стихий, Игралише судьбы.
2. Место игры.