Нужна ли нам цивилизация?

Владимир Каганов
     НУЖНА ЛИ НАМ ЦИВИЛИЗАЦИЯ?

     Свои полемические заметки о культуре и цивилизации я хотел бы начать с мыслей, высказанных А. Блоком в его известном докладе 1919 г «Крушение гуманизма». Блок пишет: «Отчего не сказать себе, наконец, с полной откровенностью, что никогда в мире никакая масса не была затронута цивилизацией?  …Отчего нужно непременно думать, что народ рано или поздно (…) проникается духом какой бы то ни было из известных нам цивилизаций? …Цивилизовать массу не только невозможно, но и не нужно».
     Для правильного понимания этих слов необходимо вспомнить их общий контекст. Речь у А. Блока идёт о том, что духу культуры и цивилизации в истории всегда противостоял дух варварской стихии, дух бунта и революции, более близкий к природе и воплощённый в чувствах и сознании народных масс. Выше он пишет о том, что «так называемые массы  никогда не были затронуты великим движением гуманизма». В русской революции Блок проницательно увидел наступление масс на гуманистическую культуру и цивилизацию, ведущее к крушению гуманизма буржуазного общества и рожде-
нию нового общества, свободного от культуры и цивилизации. А. Блок приветствовал это движение, полагая, что в нём должен как-то воплотиться и проявиться «дух музыки», дух стихии, хотя и плохо понимая, к чему это движение может привести на деле.
     Для нас сейчас важно не то, в чём Блок заблуждался в своих надеждах и упованиях, а то, в чём он был действительно во многом прав: революция принесла с собой крушение основ гуманистической культуры и цивилизации, которое и сегодня ещё весьма ощутимо, хотя и не смогла до конца разрушить эти основы. Оказывается, гуманисти- ческий потенциал культуры и цивилизации был заложен глубже, чем это представлялось Блоку.
     И вот сегодня все мы озабочены состоянием нашей культуры, духовным кризисом, переживаемым Россией, и страстно спорим о том, каков же путь возрождения подлинной духовности и культуры в нашем отечестве. В полемике высказываются и сталкиваются самые разные мнения, приводятся доводы западников и славянофилов, либералов и консерваторов, левых и правых. Многие говорят о самобытном пути России, который связан с православной культурой и особым русским национальным характером. Но главная суть спора всем ясна: без духовного возрождения Россия не сможет обрести достойного будущего и войти полноправным участником в мировое сообщество цивилизованных стран. Вместе с тем, звучат обоснованные опасения, что, благодаря безудержному распространению у нас западной
культуры и цивилизации, России грозит потеря своей национальной самобытности и собственной культуры и духовности.
     И вот здесь хотелось бы внести необходимые уточнения в сами понятия «культура» и «цивилизация», которые зачастую смешиваются. Действительно, в некоторых языках, например, во французском, понятия «культура» и «цивилизация» используются практически как синонимы. Но это понимание не вполне отвечает современному значению этих слов. Более распространённым и более точным является такое понимание, при котором под культурой имеются в виду духовные и ценностные аспекты жизни общества, а под цивилизацией - материально-технические достижения общества и его социальные институты. При этом самобытность национальных культур понимает-
ся как их неповторимое духовное достояние, тогда как достижения цивилизации носят более универсальный характер и постепенно приобретают всемирное значение. Как удачно сказал один западный философ, «Европа - это множество культур, но одна цивилизация».
     В современную эпоху, нравится это кому-то или нет, происходит процесс становления единой мировой цивилизации при многообразии национальных культур. Одной из главных причин этого процесса является научно-технический прогресс и развитие мировой экономики, которые не знают национальных границ и выражают собой растущую интеграцию всего человечества.
    Следует ли нам бояться этих процессов и пытаться как-то от них отгородиться? Думается, что это не нужно и не реально. Мы не можем отказаться от современной науки и современных технологий, от современных средств массовой информации, от экономических связей с миром, от норм международного права и сотрудничества в решении глобальных проблем. Всё глубже и глубже мы начинаем понимать, что все мы - дети единого человечества, творцы единой планетарной цивилизации, Мы все ответственны за нашу общую планету.
     Мы видим также, что темпы развития цивилизации во многом опережают уровень развития духовной культуры, уровень сознания и самосознания людей. В руках варваров технические средства цивилизации становятся страшной разрушительной силой, угрожая самому существованию человека и жизни на нашей планете. Примеров здесь более чем достаточно и они хорошо известны. Разрушение среды обитания, массовое производство оружия и вредных веществ, сверх- индустриализация и урбанизация, разрушение иммунной системы человека и новые болезни - этот список можно продолжать и продолжать. Техническая цивилизация во многом напоминает опасную игрушку в руках неразумного подростка.
     Но в самой ли цивилизации скрыт источник опасностей и бед? Можно ли убежать от цивилизации, вернувшись назад, к природе, к простоте и блаженному неведению дикаря, как предлагали некоторые критики цивилизации?
Увы, это неосуществимая утопия. И утопия, как показывает жизнь, весьма опасная, ибо она ведёт не к гармонии с природой, а к одичанию и невежеству, к бедности и варварству. Обратного поезда на путях истории нет. Можно двигаться лишь дальше и дальше, совершенствуя то, что уже достигнуто в ходе прогресса. Исцеление нашей цивилизации возможно и необходимо, но путь к этому один - сделать эту цивилизацию более духовной и гуманной, преобразить её характер силой духа, силой культуры. Цивилизация - это овеществлённая культура, действенное воплощение её идей и ценностей в практике. Сама по себе она может быть использована и во благо, и во зло.
Всё зависит от того, какая духовная сила её направляет, в каком духовном поле культуры она существует и развивается. Духовное поле западной культуры устремило вектор развития цивилизации не в самом благоприятном направлении, опасном для человечества. Это путь подчинения природы и человека, путь максимального использования ресурсов без их воспроизведения и сохранения экологической среды обитания. Но разве это единственный путь? Разве нет более оптималь- ного пути, ведущего к гармонии природы и человека? Разве гуманис- тическая культура не способна найти этот путь?
     Россия внесла свой неповторимый вклад в развитие мировой культуры и цивилизации. И никакие негативные процессы в нашей истории не должны помешать нам сегодня принять эстафету культуры и вернуться на путь развития мировой цивилизации. При условии, что это будет подлинно гуманистическая цивилизация, основанная на высших духовных ценностях, а не на хищнических экономических и геополитических устремлениях и амбициях, не на архаических формах управления, давно отвергнутых историей.
     Любой народ можно и нужно цивилизовать, и этот процесс необходим для блага самого народа. Гармония природы и цивилизации возможна и достижима лишь под знаком подлинной духовности и культуры. И у России, слава Богу, есть своя собственная духовность и культура, есть потенциал развития. Важно лишь реализовать его на практике. Чем быстрее мы осознаем эту настоятельную потребность, тем успешнее будет наш путь к тому достойному будущему, о котором мы все мечтаем.

    16 сентября 1996