Искусство и плановое хозяйство

Лев Овсищер
    Видимо, направляя культуру и руководя ею в советское время, государство соблюдало по отношению к ней тот же принцип ПЛАНОВОСТИ, как и по отношению к экономике. Как и в экономике при плановом ведении хозяйства, перед культурой тоже ставились конкретные цели и следили за тем, чтобы от них не отклонялись. Такой целью являлось поднятие культурного уровня ВСЕГО населения страны и создание оптимистичного, бодрого состояния духа. Столь проклинаемая ныне цензура служила гарантом того, что искусство не будет отклоняться от этого ПЛАНА и не будет существовать СТИХИЙНО. Если же не следить и не направлять путём цензуры, то происходит то, что в физике называется увеличением энтропии, а в быту - беспорядком (или попросту – бардаком). Если в экономике СТИХИЯ рынка, как мы видим, наряду с бурным развитием во всех сферах, приводит и к печальным последствиям (кризисы, безработица, неприемлемый уровень расслоения по уровню жизни), то в искусстве СТИХИЯ приводит к ещё худшим результатам – полной деградации, воспеваемой своими теоретиками как величайшее достижение свободы творчества. Вопли и кривляние на эстраде, уродство в живописи и скульптуре, бесконечные убийства и погони в кино, детские игры-стрелялки на компьютере… Вместо того, чтобы средствами искусства (естественно, что наряду с экономикой) делать жизнь людей психологически более конфортной, её делают ещё более нервной и истеричной. Для горожан(которых теперь большинство и которые оторваны от Природы), искуство - это заменитель - сурогат Природы. Глядя на картину в раме, горожанин видит тот пейзаж, которым любовался художник (или фотограф), а слушая певца, вспоминает соловья. (Кстати, известно, что в музыке человек превзошёл Природу!). Кто же в Природе ищет мерзкое болото вместо цветущего луга и каркающую ворону вместо соловья? А именно это происходит с искусством, когда его отпускают в "вольное плаванье".