Flammeum. Бисер

Марина Сергеева-Новоскольцева
МАРИНА

Женщина с огнём в груди –
Дочь богословам и сестра пророкам.
Семья, ребёнок, стирка, пироги...
Но это – в руки, а душою – с Богом.
 
Ольга Петренко
1994 г.
 
 —

Прежде нежели воплотить некую мысль в двух-трёх словах, нужно вместить её во всей полноте.

 —

Вопрос: Святые ветхого и нового времени, не умалены ли в славе первые относительно вторых?
Ответ: Уподобим Церковь Божию прекраснейшему цветку полевой лилии. Умален ли корень тем, что не цветок? Нет! Но в некоем отличии и в некоей отдельности – непостижимая гармония единства существа прекрасной лилии, прозябнувшей из семени во славу Бога. Цвет – слава корня.

 —

Вопрос:
Правило 129 Св. Карфагенского Собора:
«...Аще кто речет, яко святые в молитве Господней, остави нам долги наша (Мтф. 6, 12), не о себе глаголют, поелику им уже не нужно сие прошение, но о других грешных... да будет анафема...»
Чем же тогда святые отличаются от нас грешных?
Ответ: Избранные Божии и незначительно оступаясь на пути правды, приносят Господу великое, и по времени, и по сердечному сокрушению, покаяние. Мы же, согрешая непростительно и непрестанно, каемся весьма непродолжительно и несовершенно. Стяжите дух сокрушен.

 —

Путь вспять.
Дух, отвращающийся покаяния, закономерно порождает хулу на Духа Божия.
Брат! Восходи из бездны оправдания себя к высотам самоукорения.

 —

О Евхаристии: Священная песнь сердца в Огне благодарения суть истинное таинство архиерейского служения.

 —

Молчание Христово.
Как драгоценный камень в блистательной оправе, так верная душа – в огне страдания.

 —

Не бросай хлеба. Не садись на стол.
Хлеб насущный – образ Господень. Стол – память таинственного Престола.
Не попирай иконы (*).
Не восседай на месте Божием.

(*) Сие помышляй и о бисере. Что для тела – хлеб, то для души – слово Истины.

Что для жаждущей плоти – вода, то для души – Дух благодати.
Блаженны алчущие и жаждущие правды.
Их ради по Высочайшему хода́тайству вода бывает претворяема в вино.

 —

Человек суть одухотворенная икона Бога.
Уничижающий ближнего окаяннее иконоборца!
Поплачем об осквернении, но не посмеем никогда возвысить голоса хулы на человека.
Иначе мы уподобимся хулителям Творца, изволившего отобразиться в собственном творении.

 —

Бог есть любовь.
Кто утверждает, что любит Бога, но брата своего не любит, есть гордый лжец.
Он искажает богоподобие в себе. Но попирающий отображение способен ли любить Отображенного?

 —

Ничто так не возмущает лукавого сердца, как явно, грубо проявившийся в ином порок, которым и оно несчастно тайно страждет. Безумный судия, узри своё лице!

 —

Жертва Богу дух сокрушен.
Как тело без души есть персть, так пост телесный без поста духовного суть мёртвый труд и пища червю самовозношения.
Иде́же бо аще будет труп, та́мо соберутся орли́...

 —

Аще не Господь сози́ждет дом, всуе труди́шася зи́ждущии...
Всякое делание человеческое, и внешнее, и внутреннее, не несущее в себе искры Духа Божия, подобно бессмысленному набору букв, которые как ни собери, всё слово не сложить, – хра́мина запустевшая, оставленный сосуд, нечистый – не исполненный, отвергнутый и – сокрушенный (*).
(*) Нечистый, и потому – не исполненный, отвергнутый и, в результате, сокрушенный.
Добро есть соль: аще соль обуя́ет, в чем осолится?..

 —

Об одеянии Божества

Кто ты, великая гора, перед Зоровавелем? Ты – равнина (Захария 4, 7).

Как повествует преп. Иоанн Лествичник, как-то раз собрались несколько духоносных мужей.
Один из них сказал:
– Смирение состоит в постоянном забвении своих добрых дел.

Однако Господь помнил Свои добрые дела, как истинно добрые, но не гордился ими.

– Смирение состоит в том, чтобы считать себя самым последним и грешным из всех людей, – высказал своё мнение другой.

Такое помышление о себе, если оно непритворно, помогает приобрести смирение. Однако Господь, зная и исповедуя Своё величие, просто не гордился им.

– Смирение есть осознание своей немощи и бессилия, – произнёс третий.

Но ребячья простота иногда выше познания. В такой простоте сияет сила Бога.
Господь Иисус Христос произвольно смирил Себя до немощи и бессилия, исполнив послушание Отцу, но этим вовсе не гордился, Он, самый лучший и прекрасный из всех сынов человеческих!

Как ровное место определяется отсутствием впадин и гор, так смирение определяется ОТСУТСТВИЕМ ГОРДОСТИ и правильным (непрелестным) ви́дением себя, людей и мира.

 —

О первородном грехе

И ви́де жена, яко добро́ древо в снедь...
И взе́мши от плода его яде́...

Подползи диавол к Адаму – и тот бы, будучи удобоискушаем, пал в грех, подобно Еве.
Однако, если бы Адам, вкусив, дал плод жене – она осталась бы невинной, по естеству склонившись к мужу – путеводителю, главе.
Диавол ведал, что творил. А змий бе мудрейший всех зверей сущих на земли...
Вкусившая запретного жена становится путеводительницей ко греху и, искушая, покоряет мужа.

Так шуйцею под меч склонилась голова и гибельно нарушено (извращено) богоподобие.

Умеющий смотреть, узри в себе стыд наготы и действо первородного греха:
по Божьему подобию жена стремится упокоиться под утверждающей десницей мужа, его имея над собой главою.
По Божьему подобию и муж стремится быть истоком силы, путеводителем, щитом.
Однако, изначальное стремление служить в любви, присущее жене, побеждается, подобно Еве в её падении, противоестественным желанием, искушая, властвовать.

О, Господи! Когда бы услыхать из уст Адама:

– Ева, что сотворила еси?..

В сознании собственного мужества, в облачении силы, вождь и глава склоняется Адамовым падением к безрассудству покорного вкушения из женских рук.

Беда – вкусить, но бо́льшая беда – сложить с себя вину:

– Жена, юже дал еси со мною, та ми даде́ от древа и ядо́х...

Как часто семя Евы, искушая, под власть своих погибельных желаний клони́т адамовых сынов!
Так страсти покоряют дух и делают царя своим слугою.
Как часто ради мимолётных чувств на плаху повергается глава!

Владыкой сотворённый человек, низвергнутый грехом с сердечного престола, становится рабом своих страстей.
Поверженный внутри – закономерно низлагается во вне, становится служителем стихий, которым запретить уже не властен, словесный – бессловесным!

 —

Печать Апостольства

Церковь – сердце России.
И если это сердце полно прелюбодеяния, грабления и неправды, как может измениться тело нашей Родины?

Россия – сердце мира.
И если это сердце полно прелюбодеяния, грабления и неправды, как может измениться, повернуться к Богу, тело мира?

Владыко Господи! Призри на дом Пречистыя Матери Твоея и на чада дома Ея, и да отворятся в сем покаянном сердце сердца источники живой воды и потекут, и миру проповедят Евангелие Царствия Твоего.

Песнь Песней – к Сердцу Сердца.

_________________

Бог весть сохранится ли мой почтовый ящик, но эти письма дороги мне. Пусть будут.
Да упокоит Господь душу твою, Миша...
 
Михаил Анищенко:

Марина-АНИ-РАм, с бесконечной тоской читаю твои письма. Я не встречал на этой земле ничего похожего на тебя. Откуда ты? Кто? Зачем? Понимаю только одно: чтобы понять тебя – всю – надо жить только тобой одной. А у меня на это уже сил и времени нет. Я счастлив, я рад каждой твоей капле, но только в стихах могу обнять землю и небо. Тебя – не могу, словно ты больше неба и земли.
Наверное, я твоя капля – самая лучшая твоя капля. Поэтому мы родные.
 
04.05.2012, 07:58

 —

Марина, ты читала «Заблуждения русского поэта» на моей странице? Я поставил, потом убрал. И снова поставил. Для тебя. Как только ты прочитаешь, снова уберу.
 
21.06.2012, 19:18

 —

Милая, все мадонны (всех кистей) глядят из твоего лица. Вот почему ты так много помнишь и знаешь. Любо мне, любо!
 
20.07.2012, 15:41

_________________

Продолжу:

Не знаю козней лукавого.
Не ведаю дел человеческих.
Но рассуждаю Волю Бога моего,
благую и всесовершенную.



Подвиза́йтеся вни́ти сквозе́ те́сная врата́: я́ко мно́зи, глаго́лю вам, взы́щут вни́ти, и не возмо́гут
(Лука 13, 24).

«Не хочу!»

Лень – поражение произволения, неохота – на всякий свободный труд по совести, неохота – на всякое Христово дело по заповеди.
Врачуется покаянием и понуждением, отсечением своей воли.
Оправдывающий себя привлекает лукавство, лобызает его, слепнет и становится неудобоисцелимым.

«Хочу и буду!»

Произволение, поражающее жизнь – своеволие, охота – на всякое рабство по страсти, охота – на всякую похоть по плоти.
Беззаконное воцарение «Не хочу!».
Судьба Авессалома.

Покори́ла еси́ нерабо́тное твое́ досто́инство те́лу твоему́, ино́го бо Ахитофе́ла обре́тши врага́ душе́ снизшла́ еси́ сего́ сове́том; но сия́ разсы́па Сам Христо́с, да ты вся́ко спасе́шися
(Св. Андрей Критский).

Живая совесть, воскресшая совесть – дар Божий.

/15-17 января н. ст. 2003 г./

 —

Икона Христова

Жизнь человеческая – путь, стремленье вод одной из многих рек.
«Азъ есмь Путь...» – Господь сказал, и глас Его, яко глас вод многих (Откровение 1, 15).
Слово Божие есть вечный Свет (Иоанн 8, 12).
Святое Евангелие есть вечное слово Света, слово Жизни, слово Истины.
Евангелие Правды – светильник при пути.

 —

Размышление о таинстве СЛОВА

Таинственный архиерей (1) рождается в уме и пребывает в духе (2), и сочетает воедино дух и смысл, звучит и печатлеет ся, в храм, сочетая воедино дух (3) и плоть, единым' обнимает множество и в множестве' содержится единым – СЛОВО суть образ Богобытия и Боговоплощения.

1 - слово
2 - в чувстве сердца
3 - бесплотное
' - единым (понятием)... и в множестве (понятий)

 —

На вопрос:

Как понимать слова Евангелия:
И́же лю́бит отца́ или́ ма́терь па́че Мене́, несть Мене́ досто́ин: и и́же лю́бит сы́на или́ дщерь па́че Мене́, несть Мене́ досто́ин...
(Матфей 10, 37)?

ответ:

Все, кто ни есть у нас, всё, что ни есть у нас – дар Божий.
Тот, кто любит дар более Одарившего – неблагодарный идолослужитель.

В Евангелии от Луки (14, 26) читаем:
А́ще кто гряде́т ко Мне́, и не возненави́дит отца́ своего́, и ма́терь, и жену́, и чад, и бра́тию, и сестр, еще́ же и ду́шу свою́, не мо́жет Мой бы́ти учени́к.

Здесь Господь повелевает отвергнуть ВЕТХУЮ, пристрастную любовь, чтобы во Христе приобрести НОВУЮ, чистую...
Оставьте Богу Богово.

 —

О богоборчестве

Отверженный вовеки – или гонитель или беглец.

Как понимать?
Кто служит лжи, тот лжёт на Истину, гонит Христа или бежит от Него.

 —

О молитве

Одно дело – стоять вне дома и приницать к окну, другое – будучи внутри, стремиться не выглядывать по любопытству.

 —

О прелести

Обратившийся к востоку, к югу простирает десницу, но стоит ему обратиться к западу, как там, где раньше видел правое, он видит левое. Однако, юг остался югом по отношению к востоку.

 —

Если судишь судию своего, не найдёшь помилования.

 —

О духовном целомудрии

Молиться можно о всяком, но не со всяким и не над всяким.

 —

Хранитель целомудрия

Воздержание есть крепкий страж от вора и врага – да не расхитит драгоценные сосуды. Но если связан крепкий, враги опустошают дом.

 —

Господи!
Благодарю за Жизнь, за Свет, за Крест.
/14 марта н.ст. 2001 г./

 —

О надеянии на себя и самомнении

Гордое окаянство сердца!
О, братоубийца, ты несёшь на себе зна́мение Каиново.
Ты некогда породило Ламеха самонадеяния-самомнения, Ламеха-двоежёнца, глаголющего: «Я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне...» (Бытие 4, 23).
Так поражает безрассудное надеяние на себя словесную силу: ум – в язву и слово – в рану.
О, жёны гордого исступлённого духа, Ада и Цилла (Селла), Шаткость и Дерзость, неправые пути Ламеховы, послушайте глас мужа своего, внимайте: если за бессловесную гордыню сердца отмстится всемеро, то за словесную (гордость ума) в семьдесят раз всемеро.

Великое дело – исповедь.

Нелукавое, без оправданий, откровение – самопосрамление, смиряет вся (словесное и бессловесное) и поражает змея во главу.

/6 ноября н. ст. 2000 г., 7 лет КРЕЩЕНИЮ/

 —

Трудись, просящий с верою, на ниве заповедей Господних, и оросит ниву сердца твоего Бог.

 —

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых (Пс. 1, 1)…

Блажен ум, уклоняющийся от собеседования с лукавыми помыслами.

Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.
(Пс. 1, 6)

 —

Совет нечестивых, будь далёк от меня (из книги Иова).

О матери и дщери

Тщеславие подобно лукавому нищему, собирающему рожцы похвал на паперти вознесшегося сердца, придворный шут, веселящий гордого господина.

Человекоугодие есть послушание миру за страх, и водворяется там, где нет послушания Богу за совесть.
Начало премудрости – страх Господень. Безумный же устрашишася страха тамо, идеже не бе страх.

 —

Древо

Гордыня – матерь лицемерия.
О лицемерие, чревоносящее лицеприятие, ты, сочетаясь с человекоугодием, находишь оправдание зачатию случайному.

Лукавство – красноречивый адвокат преступному влечению.
И посему блажен, «иже имет и разбиет младенцы...».
Спасаясь, рассмотри оком ума предмет/лицо, не допуская жён (влечений нецеломудренного сердца) к священнодействию словесному, и отсеки мечом благодати и произволения пристрастие.

 —

Гармония единения – в здравом теле.
Воня́ разложения сопровождает труп.
Погибшая душа подобна тлеющему телу и распадается на множество влекущих в персть греховных вожделений.
С Вершины и Столпа окиньте взором Путь.
И у́зрите костяк, и обоня́ете дробящуюся падаль.
Живое отвращается, гнушаясь мёртвым, но Милосердие печалится и плачет.

Приходит ДЕНЬ, когда орлы слетятся к пиршеству великому.

 —

Ту́не прия́сте, ту́не дади́те
(и о запрете торговли таинствами Церкви).

Всякое действие человеческое сопряжено с трудом, которому есть мера, границы.
Всякое действие Божественное благодатно, неограничено – вне всякой меры сущее.

Цена же есть мера качества количества работы.

Как можно оценить неизмеримое, как ограничить безграничное? Творение способно ли объять Творца?

Суд же о воздаянии трудящемуся спасительнее предоставить Богу, Единственному до последней капли пота Ведающему истинную меру трудов человеческих, чтобы не оказаться осуждённым во ад за лихоимство и преткновение благовествованию.

Пожертвование добровольное да будет воздаянием законным.

 —

1. О благодати и её присутствии.
2. Об отсутствии благодати освящения.

1. Всякому православному христианину, по крайней мере, со слов богодухновенной молитвы «Царю Небесный...» известно, что Дух Божий Сый везде и исполняяй вся. Посему и благодать, как спасительная Божия сила, соприсутствует Божьему Духу везде и соисполняет вся. И только мы сами, лично отстраняясь, углебо́х в греховные глубины первородного самолюбия, лишаем себя сего спасительного соприсутствия и защиты.

Ты, не имеющий где сокрыться и всё вместе наполняющий славою Твоею! Ведь Ты никогда ни от кого не скрывался, но мы, не желая придти к Тебе, сами скрываемся от Тебя (Св. Симеон Новый Богослов).
 
2. Я́коже грех есть чарова́ние, та́ко (грех есть) противле́ние, и я́коже грех есть идолопоклоне́ние, та́ко непокоре́ние: поне́же уничижи́л еси́ глаго́л Госпо́день, и уничижи́т тя Госпо́дь не бы́ти тебе́ царе́м во Изра́или. И Дух Госпо́день отступи́ от Сау́ла, и давля́ше его́ дух лука́вый от Го́спода (1 Царств 25, 23; 26, 14).

Совершаются ли таинства (и вообще всякое освящение) там и тем, кто попирает постановления Духа Божия, а будучи обличаем, «ожесточает выю»?

Думаю, и сам богохульник Арий (или какой-нибудь пресвитер, к примеру, монофелит) полагал, что посредством его десницы нисходит (всегда будет нисходить) Божия благодать, поскольку он, как-никак, «законно рукоположен епархиальным начальством». Да! Но одним  из двенадцати, Самим Христом-сердцеведцем избранным, был Иуда Искариот – Апостол.
Тать бе и, ковчежец имея, бесов изгонял, больных исцелял, мёртвых воскрешал благодатию Христовой, когда же замыслил и, будучи Единым Сердцеведцем обличён, не раскаялся, но, вкусив Господней Пасхи, изшел на преступление, то вошёл в него сатана. После сего Апостол Иуда просто перестал существовать, но в вечности звучит: Христопродавец /см. беседы на евангелие Иоанна Богослова св. Иоанна Златоуста т. 2, ст. «О разбойнике и о предательстве (Иудой) Спасителя нашего Иисуса Христа»/.

При хиротонии иерея «Божественная благодать проручествует...», возводя проручествуемого на степень священства – избранничества, освящения, туне (!) приятого. Но за ожесточённо нераскаянное – богохульное – попирание канонических постановлений святых Апостол и святых Соборов совершителем, та же благодать сосуд оскверненный низводит, как клятвопреступный, кем бы он себя ни мнил, во что бы ни рядился, мол, «сежу царицею и вдова несмь» (Откровение 18, 7), даже если и некому, по глобально распространившемуся нечестию, наложить запрещение.

Посему «во еди́н час прии́де суд твой, град вели́кий Вавило́н!», а верным речено: «Изыди́те из нея́ лю́дие Мои́!» (Откровение 18, 4).

Положи́л есть ре́ки в пусты́ню, и исхо́дища водна́я в жа́жду...
Кто прему́др и сохрани́т сея́ и уразуме́ют ми́лости Госпо́дни(Псалтирь 106, 33, 43).
 
 —
 
Нутро нечестия
 
Ненависть – бич Вавилонский, смерч, переплетённая с гневом ревности вервь, меч окровавленный – в лицо, подъятый на отображение и Обличителя.
 
 —

Путь к Богу
 
Луна да освещает путь в ночи, доколе не забрезжит на востоке свет утренней звезды и, обратясь, земля изменит лик в преображении зари.

Живи по совести, чтоб в своё время жить по Истине.
Не преступай первого, чтоб в своё время не попрать второго.

 —

О тайне на челе
(Откровение 17, 5)

Уподобим непомраченный ум – ангелу, невинное сердце – чистой деве.

Как ум многоочитый стал драконом в недрах неба?
Как дева совратилась, став блудницей в тайных сердца?

Растленная земля – на мрачных нeбесах!
Больное сердце попирает власть ума. Жена, уничижившая достоинство главы, есть вавилонская блудница на драконе, которым одержим рождённый зверь, рогами растерзавший плоть блудницы. Подобие дракона, страх дракона.
Его надежда, вера и конец.

 —

Об иконе Зверя. Рассуждение.

По словам Св. Феолипта Митрополита Филадельфийского:

чистый ум – престол Отца,
чистое сердце – престол Св. Духа,
чистое слово – престол Слова.

В едином человеке – Единому Богу.

Когда ум блистает чистотой помышлений, а сердце – чистотой пожеланий, тогда рождаемое ими слово – престол Божества и икона Христова.

Как муж – глава жены, так светлый ум – владыка сердца.
Но если, ослеплённый самомнением, свергается с небеc, он –  падший херувим, – становится драконом. Душа, вкусившая запретного, становится блудницей.

Как грешный муж – под каблуком лукавой женщины, так ослеплённый ум – под властью похоти сердечной: в среде нечистоты они рождают слово – престол Погибели, икону Зверя.

Слово есть дом мысли и чувства.
(Св. Феофан Затворник)

Если имеешь ум, исполненный нечистых помышлений, если имеешь сердце, исполненное нечистых пожеланий, то несомненно ты носишь в себе непрестанно обновляющуюся икону Зверя (см. Апокалипсис), которая под обольщающим действием внутренних и внешних лжепророков твоих говорит слово, исполненное духа гордости и тщеславия, лицеприятия, корысти и пр. подоб., слово, которое есть дом беззаконной мысли и преступного чувства.

Господь сказал: «Истинно, истинно говорю вам: всякий делающий грех, раб есть греха».

Не обольщайся, присмотрись: какой печати отпечаток в тебе?..
Подобное поклонится Подобному.

 —
 
О главном

Всё, что потратил на себя, ты потерял.
Св. Ефрем Сирин

Кто любит страждущего, страждет сам.
Желает боли вместо, а если невозможно – вместе. Состраждет.

Любовь – Божественный источник, жертва ради всех, дар, крест.
Любовь к себе есть бездна, водоворот. Все – жертвы ради «я», страсть, гнёт.

В любви царит стремление дарить, неявно, бескорыстно. Огонь, чтобы возжечь.
Любовь к себе – в стремлении владеть, покоить ся.
Огонь, чтобы пожрать.

Любовь есть Жизнь. Мир. Храм. Бог есть Любовь.
Любовь к себе – погибель. Мiръ. Кумир и мерзость запустения.

Блажен, кто плакал на земле для Бога.
Св. Ефрем  Сирин

Любовь к себе – здесь: себялюбие.
 
 —

Вопрос: Для чего беззаконным попускается творить знамения?
Ответ: На всё – воля Божия.

Вопрос: Как разобраться?
Ответ: И моль летает, да не птица.

 —

Где взять мужества, силы найти,
Чтобы встать и дойти до Нeбес?
Мне не надо чудес, только сил...
/1989 г./