Billy Collins -Study In Orange And White

Ближе Некуда
Billy Collins

Study In Orange And White

I knew that James Whistler was part of the Paris scene,
but I was still surprised when I found the painting
of his mother at the Musee d'Orsay
among all the colored dots and mobile brushstrokes
of the French Impressionists.

And I was surprised to notice
after a few minutes of benign staring,
how that woman, stark in profile
and fixed forever in her chair,
began to resemble my own ancient mother
who was now fixed forever in the stars, the air, the earth.

You can understand why he titled the painting
"Arrangement in Gray and Black"
instead of what everyone naturally calls it,
but afterward, as I walked along the river bank,
I imagined how it might have broken
the woman's heart to be demoted from mother
to a mere composition, a study in colorlessness.

As the summer couples leaned into each other
along the quay and the wide, low-slung boats
full of spectators slid up and down the Seine
between the carved stone bridges
and their watery reflections,
I thought: how ridiculous, how off-base.

It would be like Botticelli calling "The Birth of Venus"
"Composition in Blue, Ochre, Green, and Pink,"
or the other way around
like Rothko titling one of his sandwiches of color
"Fishing Boats Leaving Falmouth Harbor at Dawn."

Or, as I scanned the menu at the cafe
where I now had come to rest,
it would be like painting something laughable,
like a chef turning on a spit
over a blazing fire in front of an audience of ducks
and calling it "Study in Orange and White."

But by that time, a waiter had appeared
with my glass of Pernod and a clear pitcher of water,
and I sat there thinking of nothing
but the women and men passing by--
mothers and sons walking their small fragile dogs--
and about myself,
a kind of composition in blue and khaki,
and, now that I had poured
some water into the glass, milky-green.


http://en.wikipedia.org/wiki/Whistler
статья на английском о картине

http://nnm-club.ru/forum/viewtopic.php?t=346234
немного видео BBC: Частная жизнь шедевров. "Аранжировка в сером и чёрном. № 1. Портрет матери художника" Джеймса Уистлера


Билли Коллинз

Этюд в оранжевом и белом

Я знал, что Джеймс Уистлер был частью парижской жизни,
но тем не менее был удивлён, когда обнаружил изображение
его матери в музее d'Orsay
среди всех этих цветных точек и изменчивых мазков (кистью)
французских импрессионистов.

И я с удивлением заметил
после нескольких минут пристального разглядывания,
как эта женщина строго в профиль
навечно запечатленная на своём стуле,
начала напоминать мою собственную старую (древнюю) мать,
которая теперь навсегда запечатлена в звёздах, воздухе, земле.

Можно понять, почему он назвал картину
"Расстановка в сером и чёрном",
а не как все обычно это называют,
но после, прогуливаясь вдоль берега реки
я предствил себе, как это могло (бы) разбить
женское серде - быть низведённой от матери
к простой композиции, этюду в бесцветных тонах.

В то время как летние пары склонялись друг к другу
вдоль причала, и как широкие, низко посаженные лодки,
полные зрителей, скользили вверх и вниз по Сене
между резными каменными мостами
и их отражениями на воде,
я думал: это же нелепо, это неуместно (необоснованно).

Это как назвать Ботичеллиевское "Рождение Венеры"
"Композицией в синем, жёлтом, зелёном и розовом"
или, наоборот,
как если бы Ротко назвал один из своих сэндвичей цвета
"Рыбацкие лодки, покидающие Фалмутскую гавань на рассвете".

Или, думал я, просматривая меню в кафе,
куда сейчас зашёл передохнуть,
это как изобразить что-то комическое -
например, шеф-повара, водружающего вертел
над ярким пламенем перед утиной публикой -
и назвать это "Этюд в оранжевых и белых тонах".

Но как раз появился официант
с моим стаканом перно и прозрачным кувшином воды,
и я сидел там, думая ни о чём,
кроме мужчин и женщин, проходящих мимо -
мамашах и сыновьях, выгуливающих своих маленьких хрупких собачек -
и о себе,
в своём роде композиции в синем и хаки,
а теперь, раз уж я налил
немного воды в стакан, ещё и в молочно-зелёном.