Загадка одного произведения

Юлия Вебер
В 1964 году вышла повесть "Трудно быть богом", написанная братьями  Стругацкими: Аркадием Натановичем и Борисом Натановичем. В этой повести наиболее ярко стояла и стоит проблема нравственного выбора человека, оказавшегося в тяжёлом положении, когда выбирать нужно между плохим и очень плохим вариантами. В этом же году практически сразу же после выхода книги в Свет в Советском Союзе появился новый вид сонета.Главное отличие от всех сонетов состояло в том, что он должен был содержать строку " Как лист увядший падает на душу" и назывался это сонет " Сонет Цурэна" или " Прощальный сонет Цурэна". В повести имя Цурэна в связи с этим сонетом употребляется несколько раз :

1."Румата немного поспорил с ним (отцом Гаука) о достоинствах стихов Цурэна, выслушал интересный комментарий к строчке "Как лист увядший падает на душу..."

2." Были при Арканарском дворце и поэты, в большинстве блюдолизы и льстецы ,но и такие,как Пэпин Славный, автор исторической трагедии "Поход на Север"; Цурэн Правдивый, написавший более 500 баллад и сонетов, положенных в народе на музыку..."

3."Цурэн Правдивый, изобличенный в преступной двусмысленности и потакании вкусам низших сословий, был лишен чести и имущества, пытался спорить, читал в кабаках теперь уже откровенно разрушительные баллады, дважды был смертельно бит патриотическими личностями и только тогда поддался уговорам своего большого друга и ценителя дона Руматы и уехал в метрополию. Румата навсегда запомнил его, иссиня-бледного от пьянства, как он стоит, вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе уходящего корабля и звонким, молодым голосом выкрикивает свой прощальный сонет "Как лист увядший падает на душу".

Почти пятьдесят лет современные поэты бьются над разгадкой того, о чем говорилось в сонете, что такого он, Цурэн Правдивый мог выкрикивать оставшимся в Арканаре... В интернет-сети около 40 000 страниц, посвященных этому сонету. Естественно, и я в свое время не смогла обойти этот сонет стороной....

*
Прощальный сонет Цурэна (перевод с ируканского)

Как лист увядший падает на душу
Миг расставанья с родиной моей.
Кто мог подумать, что я тоже струшу?
Я - говорящий правду, книгочей...

Воняющие ржавчиной болота
Под одеялом комариных туч
Легко среди невежества народа
Посеят хаос. Страх ведь так живуч!

Нелепы смерть от чаши в руках друга,
Костёр из самых лучших в мире книг!
Скорее прочь из пагубного круга
Тупого зверства пыток и интриг!

Весь Арканар для дона Рэба- сцена...
Но кто же слышит пьяного Цурэна?