Загадка Кызыл-Коба

Наталия Рыбакова
Как-то довелось мне отправиться на экскурсию в Кызыл-Коба, Красные пещеры, самые большие пещеры в Крыму…

День выдался жаркий, летний, солнце так и припекало… Детский смех, птичий щебет вперемешку с женскими и мужскими голосами, наполнили окрестности. На площадке у касс толпился народ. Экскурсанты из моей группы оживлённо обсуждали долгую, полную впечатлений поездку до Красных пещер, жару и резво примеряли тёплые куртки, которые на подходе к пещерному гроту выдавал администратор. Хотя, конечно, не верилось, что от почти нулевой температуры, всего  плюс 8-9 градусов, подземелья нас отделяет всего пара десятков минут.
Экипировались. Пошли вниз по узкой тропе. Остановились, вплотную подойдя к неприветливой на вид дыре. Стало жутковато. Рядом со входом – спасательный инвентарь, фонарики, верёвки. Провели ритуал под названием «контроль готовности к спуску». Проверили обувь, у кого не подходящая – переобули. Народ притих. Шёпот, вздохи, отрывки родительских напутствий детворе… И вот, наконец, получена долгожданная команда «спускаться».

Пошли.
Свет постепенно угасал, оставаясь позади. Холод, поднимаясь из неведомой темноты и глубины, обволакивал руки и лицо. Через пару минут нас полностью поглотили полумрак и тишина пещеры. Таинство вхождения в подземный мир нарушал лишь тихий голос экскурсовода. Его словам вторило слабое эхо. К голосу гида и осторожному шарканью десятков ног постепенно прибавлялись другие звуки. Становилось сыро. Впереди что-то тихо капало, булькало и шуршало, иногда с треском отрывалось и со шлепком падало в каменный мешок. Это подземные воды, пробиваясь сквозь горную породу, разрушали стены и потолок...

В пещере немало озёр, водопадов, сифонов. Небольшие лужицы и, вполне себе полноценные, озёра и озерца виднелись то слева, то справа. По обеим сторонам тропы были натянуты канаты, обозначающие маршрут. Ноги то натыкались на скальные останки, то скользили. Экскурсовод, двигаясь медленно, но уверенно, рассказывал о том, когда, кем и при каких обстоятельствах были открыты эти пещеры, когда, кто и зачем организовал здесь экскурсионные посещения... Экскурсоводу усердно вторило эхо, добавляя таинственности и нереальности происходящему. Мы узнали, что Кызыл-Коба была образована рекой Кызылкобиевкой, которая протекает по первому этажу пещеры и, вытекая из неё, образует водопад Су-Уч-Хан. А еще, что общая протяжённость изученной части Кызыл-Коба составляет на данный период времени около 25 км, площадь – 64000 квадратных метров, объём – 27000 м, перепад высот – 275 м. Пещер здесь несколько, вместе они образуют сложный подземный лабиринт, состоящий из шести этажей. Будет что посмотреть…

Снова и снова гид предупреждал о мерах безопасности, просил не фотографировать, не трогать сталактиты и сталагмиты руками. Сказал, что, между прочим, именно в этой пещере находится один из самых больших сталактитов в Европе. Длина его составляет порядка 8 метров, а возраст – около 8000 лет. Народ шушукался, смотрел во все глаза, но всё-таки к каменным гроздьям не прикасался. Редкостной ценности экспонаты! Прикосновения ведут к каким-то необратимым последствиям и разрушению пещеры…

Дошли до поворота. Под ногами почти исчезла вода, свет стал ярче… Смотровая площадка.
- Стоп, группа! Осторожно, впереди – обрыв, – скомандовал экскурсовод.

И, на самом деле, плато с бесконечными наростами, отростками, островками, причудливыми, созданными природой, композициями простиралось впереди… От внушительных размеров каменных гирлянд и наростов нас отделяла пропасть. Как же красиво! Рука сама потянулась к фотоаппарату. Таких нетерпеливых хитрецов появилось несколько. Кто-то, несмотря на запреты, украдкой щелкал фотокамерой, кто-то телефоном… Народ перешёптывался с восхищением и благоговением. Голоса растворялись в хрустальном вакууме грота. Растекались, поглощались размеренным звуком падающих подземных капель, отдавались гулким странным эхом.

Эта часть грота отличалась от остальных залов (как их тут называли) не только размерами, но и необыкновенным многоцветием. Увиденное впечатляло! Разные участки пещеры и группы наростов каким-то непостижимым образом светились, отливая разными оттенками. Одни – малиновым светом, другие – жёлтым, третьи – фиолетово-синим. Очень красиво… В зале дышалось легко, но, несмотря на неописуемую красоту и покой, в душу закрался странный холодок. То ли от того, что до поверхности, до солнца – около 500 м маршрута или 20-30 минут ходьбы на ощупь. Протяжённость отдельных залов, как, например, Зала Голубой капели, где мы находились, составляет 70-80 м, а высота – до 145 (!) метров…

Следующий зал был великолепен. Он манил и пугал одновременно. В ширину пространство расстилалось на много десятков метров. Сталактиты, словно сахарные, свисали с купола пещеры над нашими головами. Сталагмиты, как фарфоровые часовые, возвышались внизу. Вот только эхо… Мы не сразу обратили внимание на то, что оно пропало. Разговоры, смех, шаги казались усечёнными, ватными, приглушёнными. Даже капли воды с потолка падали по-другому. Почти неслышно. И вот что странно, экскурсовод был тоже этим удивлён. Закончив свой долгий и познавательный рассказ о пещерном мире, он то и дело повторял еле слышно: «Но, где же эхо»... Становилось не по себе…

Пора было возвращаться. Переполненные впечатлений, слегка промёрзшие и уставшие «дети Солнца» дружной цепочкой потянулись обратно, по направлению к выходу. Обратный путь показался короче, но не веселее. Всё бы хорошо, красиво, просто здорово, но… Другие залы тоже приготовили нам сюрприз. Эхо пропало и там. Казалось, ничего особенного, мало ли, что бывает в природе... Но как такое могло произойти? Почему? Ответа не нашлось ни у кого…

По прошествии немалого количества времени, даже лет, я нет-нет да и вспомню погружение в каменные джунгли, в прекрасный и загадочный мир кристаллов, подземных вод, удивительных легенд. Но, вдруг, вспомнится тень недоумения на лице проводника-экскурсовода по возвращении на поверхность... Всё размышляю о непостижимых явлениях природы, подземных законах и загадке под названием «пропавшее эхо», которую, скорее всего, мне уже не разгадать никогда…