Опасная вакансия

Юрий Николаевич Горбачев 2
 ( Добавления к «Карманному справочнику мессии»)

«Он подобен  Богу, - сказал один из «бонз», наблюдая, как он стоит на балконе с олимпийской невозмутимостью. -«Нет, он не подобен Богу, - заметил кто-то рядом с ним. -Он и есть Бог.»
«Бенито Муссолини», Кристофер Хибберт.


"Напрасно в дни великого совета,
Где высшей страсти отданы места,
Оставлена вакансия поэта:
Она опасна, если не пуста."

Б. Л. Пастернак, «Другу» 

Слово «харизма» стало сегодня настолько расхожим термином, что им пользуются, не вспоминая о том, что оно -- христианского происхождения, а в современный обиход его ввел Макс Вебер. В байке, обыгрывающей созвучие слов «харизма» и «харя»(в ней  речь о том, у кого «харизма» толще), содержится  двойной смысл, вполне соответствующий сегодняшней битве за народную любовь и популярность, в которую вовлечены политики, бизнесмены, ученые, артисты, журналисты, литераторы и не только они.   

 Трудно ли быть Богом?

Время, отделяющее нас от прихода  скрестившего буддизм с христианством  «преподобного» Муна до пришествия Григория Грабового, явившегося в Беслане, чтобы воскрешать убиенных младенцев, - пропасть, по ту сторону которой остались идолы советских времен. Да, собственно, и обласканный Михаилом Сергеевичем Сан Мюн Мун не был чем-то абсолютно для нас чужеродным. Мичуринскими опытами скрещивания буддизма с христианством у нас грешили и преданный православной церковью анафеме Лев Толстой, и деливший себя между «вакансией поэта» и дворянским титулом Афанасий Фет-Шеншин. По всему видно— намеченное классиками направление крепчает. Виктора Пелевина, уверовавшие в «инь», «ян» и «дао» домохозяйки сметают с книжных прилавков, как  еще недавно «выбрасываемую» по случаю гречневую крупу. И стоило бы только радоваться, что вслед за Ричардом Бахом и Пауло Коэльей появилась и своя «пенька» - автор, богопочитаемый фанатами. К тому же «выразил время». Специфика же нашего времени состоит в окончательном   превращении в гипермаркетовый товар материй столь возвышенных, что невольно вспомнишь приводимые Бахтиным в «Книге о Рабле» вариации на тему средневекового «рынка» святых мощей. Базар этот кипел и циркулировал, подогреваемый истовой верой, не смотря на то, что количество частей тела одного святого явно превышало его антропологические возможности.

 Превращение в  предмет манипуляций того, что, кажется, ещё совсем недавно  представляло собою спонтанные волеизъявления масс в виде народных волнений или вполне бескорыстного обожания верующими - ковчежцев с мощами, а читателями - писателей и поэтов - рубеж знаменательный.   Одно дело - прочесть книгу по внутреннему волеизъявлению или проголосовать за достойного, прославившего себя на ниве служению отечеству политика, совсем  другое- оказаться  вовлеченным в какой-то  издательский «проект» или куплю-продажу голосов, когда очередному «божеству на час» назначается определенная цена, просчитываются бюджет и прибыль. Это божество выкраивается по образу и подобию некого среднеарифметического покупателя или представителя электората, что уже само по себе оскорбительно для претендующего на внутреннюю свободу индивида. Но таковы сегодняшние механизмы овладения  надеждами и чаяниями  масс.   И в этой ситуации соседство целей  вульгарно-прагматических(коммерция) с чем-то претендующим на духовные откровения или принятие в руки рычагов власти, подразумевающей заботу об общественном благе,-особенно малоутешительная данность.   
 
 Что же касается «преподобного» Муна, то, не учини в свое время боровшиеся с «антисистемщиками» американцы переполоха, а вслед за ними и наши православные священники не начни объяснять неразумному постсоветскому руководству - что к чему, так, глядишь, свободолюбивые граждане и до сих пор бы ликовали  на молениях вольготно раскинувшей свою сеть по всему миру тоталитарной секты. Вознамерившись обратить Россию из коммунистической в мунистическую, Мун сразу засветился рядом с Михаилом Сергеевичем и Раисой Максимовной. Тем самым гуру желал слиться с властью, став ее духовным наполнением.  Такова  установка всех теократий: занять место на вершине. Когда генерал Петров, обаявший  Госдуму  совсем по образчику американских проповедников-шоуменов, выдвинул свою кандидатуру в президенты, он действовал по тому же алгоритму: место знающего рецепты спасения человечества земного бога на вершине, а не у подножия. Поэтому и обеспечивающий своими лекциями аншлаги Грабовой, сказав «а»(заявив о себе, как о харизматическом лидере, в которого верят), не преминул тут же сказать «б». И вот он уже тоже выдвигается в президенты. И собственно говоря, в том есть своя логика. Мы ведь столько лет камлаем по поводу необходимости воскрешения России - и вот  пришел тот, кто берется воскрешать не метафорически, а буквально. В Беслане, где гибли дети, на это  оказался «товарный голод», который уже не утолить подзарядкой воды и фотографий, а подай в исполненном виде  еще великим русским философом Николаем Федоровым намеченную задачу воскресения человечества.
 
 К чему, собственно,я клоню, достав из пыльного амбара эссе с уже несколько подёрнутой патиной забвения фактурой. Только что на "прозе.ру" на аналогичное эссе о "демшизе" откликнулась пользовательница этого сайта, упрекнув в некой уже замшелости темы. В самом деле- "демократию" с её "шизой" мы уже проехали. А вот "теократию" , думаю, нет. Только что просмотрел одно из шоу Владимира Соловьёва, в котором весьма продвинутый интеллектально приглашённый высказался о нашей победе в ВОВ, как о единственной объеденяющей нас "гражданской религии".

 Давайте поиграем в богов. Набираю в поисковске сайта ник БОГ. Получаю ответ:
"По вашему запросу найдено слишком много авторов. Их список невозможно отобразить на странице. Пожалуйста, уточните запрос, либо воспользуйтесь поиском через Яндекс." Набираю БОГИНЯ. В ответ получаю список:Йа Богиня
Крылатая Богиня
Богиня Делия Дамметтер
Эфемерная Богиня
Ленивая Богиня
Богиня Смерти
Карпова Ольга Просто Богиня
Богиня Ключей
Богиня Геката
Ябогиня
Богиня
Серебряная Богиня
Богиня Зла
Сехмет - Богиня Огня
Аскорбиновая Богиня
Богиня Музыки
Богиня-Катеринка
Жестокая Богиня
Богиня Ксения
Корнелия Богиня
Лунная Богиня
Богиня Охоты
Богиня Любви
Одинокая Богиня
Богиня Удачи
Натулька Богиня
Богиня Ночи
Богиня Афродита
Просто Богиня
Обычная Богиня
Танюша Богиня
Богиня Солнца
Богиня любви
Богиня Гера
Богиня Мусора
Богиня Александра
Богиня Немезида
Темная Богиня
Богиня 2
Богиня Миронова
Богиня Танца
Богиня Отомщения
Богиня Баст
Аврора -Богиня Утренней Зари
Богиня Диана
Черная Богиня
Мария Богиня
Богиня Богиня
Сумеречная Богиня
Богиня Огня
Лесная Богиня
Богиня Ника
Античная Богиня
Богиня Девушка
Звезда Богиня
Богиня Любви
Богиня Дождя
Богиня Смерррти
Богиня Маркова
Олечка Богиня
Горячего Богиня
Одна Богиня-Один Грех
Богиня Черная
Богиня Луны
Любви Богиня
Богиня Тьмы
Богиняэлл
Богиня Иштар
Влюблённая Богиня
Богиня Карибского Моря
-Богиня
Богиня Неба

Впечатляет -не правда ли? Вот под руку подвернулась вполне подходящая к теме цитата из интернет -статьи об Индийской мифологии(она-родная,полагаю, теперь сильно профильтрованная через разного рода китчи)нам очень поможет на пути нашего исследования интернет-храризмы.Надеюсь. И уповаю на помошь всех, кому небезразлична эта тема.

"Общее число богов и границы, отделяющие их от других мифологических классов, в эпической мифологии так же неопределённы и зыбки, как и в ведийской. Сохраняется традиционное их число — 33 и деление на группы: адитьи (12), васу (8), рудры (11) и Ашвины (2), но в действительности число богов, включённых в систему Индуистской мифологии (на подчинённом положении), гораздо больше. Низшую ступень в иерархии пантеона занимают лесные и домашние духи, боги — покровители городов, гор, рек, деревень, домов и т. п. Боги послеведийского пантеона более антропоморфны. Они прекрасны, не касаются земли ногами, не отбрасывают тени и т. д. Они мудры, как и демоны, способны к оборотничеству.

В Индуистской мифологии богам противостоят демоны — асуры, которые разделяются на дайтьев и данавов. В связи с борьбой богов и асуров излагается миф о пахтанье океана. Боги и асуры совместно пахтают океан, чтобы добыть из него амриту, напиток бессмертия (заменяющий ведийскую сому в И. м.). Они используют мифическую гору Мандару как мутовку, установив её на спине гигантской черепахи, опустившейся на дно океана, и обмотав, как верёвкой, космическим змеем Шешей (Васуки). Из океана кроме амриты появляются различные сокровища, в том числе Лакшми, богиня красоты и счастья, райское дерево Париджата, солнечный конь Уччайхшравас и др. Как побочный продукт пахтанья возникает страшный яд калакута (или халахала), грозящий уничтожить вселенную. Ради её спасения яд выпивает Шива. С помощью Вишну боги обманом отнимают у асуров амриту."