О новом положительном герое

Тореадор
;" Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы, покажите мне что-нибудь лучше, и я за вами пойду. Вы, пожалуй, скажете, что не стоит и связываться; но в таком случае ведь и я вам могу тем же ответить. Мы рассуждаем серьезно; а не хотите меня удостоить вашим вниманием, так ведь кланяться не буду. У меня есть подполье. " Коллежский асессор, парадоксалист.

Еврей Христос отдавал своё тело на поругание и распятие благочестивым и не очень- разным, благословляя. Русский ФМ предлагает в жертву собственную душу на попрание, непосредственным деятелям, предстоящим торжественно кругом, в виде судей и диктаторов, плюющим на него и хохочущим над ним во всю здоровую глотку...- с верой в праведность их стремлений.
   ;- Ну, и как так можно то...?- как Вы можете так... передёргивать- то?- подумаете, Вы, оскабляясь. - Ведь, ни сам же Фёдор Михайлович, так об этом думает?- а, единственно, в идеях своего персонажа вложил все эти крайности, связанные с воображением лишнего человека, так сказать, заметьте так же, парадоксалиста и обскуранта!... практически, сумасшедшего, страдающего, может быть, каким- либо расстройством психики?- да, взгляните же относительно объективно, Вы, господин никому неизвестный ( это, Вы, уже про меня так сподобитесь )- все достойные литературные критики из всех народов и наций за полтора- то века уже, так хорошо всё подробно изучили, так хорошо всё интерпретировали- объяснили о том, что касается всего с этим странным персонажем из подполья связанным.Что теперь логично однозначный вывод сделать: да, был такой протагонист, но он был замечательно отрицательный персонаж! Да. И никакой ни герой..., и сам Достоевский его именно таким и охарактеризовал!- скажете Вы в завершение. А вывод такой очевидный из Вашего тезиса следует, что нельзя же брать пример для личного поведения с отрицательных литературных героев?Следственно, был он непонятным для можаритарного человечества полтора века тому назад, таким и остался. И что уж тут гадать на кофейной гуще. Поезд- то ушёл. И давно нужно нового героя нашего времени изобретать в воображении. Хотя, по- моему мнению, для драматического театра, именно, для драматического театра, а не для синтеза всяких разных театральных жанров нынешнее время и призвание для вящего утверждения добродетели в сердцах. Это я уже отвлекаюсь от Достоевского вовсюдах... Время взывает и призывает о том, что нужно вывести на люди нового положительного Нашего Героя времени. Возможно, и я тем более убеждён в злом, так сказать подозрении, что он не таков, или совсем не таков, как о нём сложились мнения за последние более, чем столетний период. Те штампы и те стереотипы, те КРИТЕРИИ сохранившиеся о нём и дошедшие до нас о нём,- давно стали заскорузлыми и псевдо- истинными критериями. Естественно, что Он вышел не из лона природы, а из реторты ( это уже почти мистицизм, господа, но я подозреваю и это ); так вот этот ретортный положительный герой до того иногда пасует перед своей антитезой, то есть перед мажоритарным Положительным Героем, что сам себя со всей своей страстной и странноневостребованной искренностью добросовестно считает за мышь , а не за положительного героя. Пусть это и искренняя, и страстная положительная мышь, но всё- таки мышь, а тут Положительный Герой, а следственно и прочь!

Зачитал сейчас тексты из ( сценария ), и сразу к Вам...

... уж, как не надеялся, что запутаетесь в субтильной витиеватости моих анфилад... Продолжаем наш коллоквиум! Итак, всё же, чем привлёк Ваше внимание?... Может поведаете, чтоб перейти побыстрее к сути , чтобы выявить повод, да отвод поскорей...По психотипу- то я импульсивный интроверт- Заметили?- да, верно- интуит. Но, как это характеризует меня?... - единственно, по ощущениям,- вспыхивает мой ум, ну, как у Белинского... , например.- А так ли и в жизни?-правильно! с восьми до двенадцати пишу... Да, так же; как всякая персона, которая вне сцены, не явно- и не из Вашего круга...Из президиума- то, любой сподобится сообщать для приличной аудитории своё мнение... Тогда, как, если приглядеться пристальнее, то лузер и неудачник..- графоман пишет на ветер... Со стихиями ведёт диалог. Вот как... Нет, я себя не оправдываю. Отнюдь. Вот, я сюда к Вам... И монологи... А, что я ещё могу?...
Пожалуй, что ещё могу диалоги, но это почти тоже, что и монологи, если есть смысл... А, если смысла нет?.. Тогда только монологи...
   Это я уже в образе! ( или в бреду ... )
Вы, знаете..., я вот о чём собственно. Вот, я о чём Вам сейчас расскажу... Ведь , в действительности- то, хотел я только одного... Ну, да! Хотел... Но это было искренне. По настоящему решительно и, по взрослому проникновенно искренно. Я хотел очень. Желал. Больше всего на свете, может быть. Даже, может быть, больше, чем жить на этой планете. Может быть, может быть... И даже больше, чем нормально дышать воздухом этой планеты. Может быть, может быть. Да. Я хотел... жениться. То есть, нет, конечно, я о другом... Разумеется же, жениться я хотел. Но жениться я хотел раньше... А, потом... После того как я женился. Вот, тогда... Я тогда захотел по- настоящему, очень серьёзно. И захотел... научиться говорить. Это правда. Да. Это очень просто и не совсем правдоподобно звучит, возможно. Но это сущая правда. Это истина. Я захотел научиться говорить так, чтоб быть понятным. Но, видимо, не смог... У меня не получилось... Духу не хватило... Или дарования... Может быть, может быть... А где- то, что- то не срослось? а так хотелось. Поэтому им теперь стыдно за меня... Им неловко за то, как неумело, с какой ужасной, режущей ухо интонацией, я пытаюсь с ними объясняться. Теперь им неудобно... Видимо, я с какой- то уничижительной для человеческого достоинства настойчивостью всё же пытаюсь произносить слова..., которые могли бы быть им понятны... А им теперь это неприятно; я ставлю их этим в неудобное положение. Какая- то, право, неловкость...
Но теперь они не хотят больше думать обо мне. Совсем не хотят. Они не могут даже себе представить, чтобы я встал с ними рядом..., чтоб поговорить с ними. Они этого терпеть не хотят. Им не нужно вместе со мной стоять рядом. Это очевидно. И тем более делать со мною спектакль, например ; покупать домен, строить дом, да что угодно . Им не нужно об этом думать. Они хотят быть совсем свободными от подобных мыслей. Теперь для них я, как какой- нибудь прокажённый, получается?... Отверженный и униженный... Оскорблённый и поруганный... Они не хотят из- за этого знаться со мной?... Из- за этого!?... Из- за чего тогда они не хотят ничего обо мне слышать? Я здесь один! Здесь нет оркестра! Ноу ай банда! Здесь нет музыкантов! Это всё иллюзия.. . Слышите... Это иллюзия...
Я- король! Слышите... До ногтей! Иллюзия? и это иллюзия...
Они убеждали меня... Да, они убеждали меня. Что это будет посмешище достойное жалости, разве что... " Чувство неловкости- вот твой удел !"- Они внушали мне это.
От того ли я вынужден всё это терпеть, потому что я вынужден видеть себя в этом качестве?..
Но знаете ли, что! Я им не верю. Я не верю ни единому их слову.
Я не посмешище, я- король! Или это иллюзия.
Подождите,- и я в состоянии поверить во что угодно, но только ни в то, что они хотели бы мне внушить с такой страстью! С нордической надменностью и страстью. Потому что, всякая правда находит своего правдолюбца. Я верю в это! Потому что всякая сущность является, по своему бытию, сущностью вещи. Ведь, в сущности, правда,- она ни есть нечто зависимое от реального факта. Правда- это сущность вещи. И только сущность и ничего более. Сущность вещи,- понимаете?... Я могу по правде поверить и понять то, чем является какая- либо вещь, полностью абстрагируясь от того, имеет или нет она существование. И могу даже допустить факт современного, её- правды, существования, без понимания, по крайней мере точного, того, чем эта вещь является. Сущность вещи. Вот... И ничего более! И это правда! В это я могу поверить. Более того, я готов сделаться самым ревностным и неустанным клириком такой веры! Но...
Но ни в то! Что я?.. Эдакая, заурядность, банальность..., эдакая, безнравственная бездарность? В это я не согласен верить! Я не хочу в это верить...
В сторону, в которую даже и посмотреть- то неловко..., то есть в мою сторону?-нет! Тут же испытаешь чувство неловкости?- нет! Переполнение этой неловкостью? испытаешь чувство и постыдного грязненького подглядывания за мною тоже?- нет! Не верю. Нет на земле такой силы, чтобы заставила меня поверить в эту чушь.
Они хотят выглядеть. И казаться. Пускай выглядят. И себе кажутся... Вот в этом я вижу смысл... И сущность тоже вижу. А они, я так понимаю, только к этому и стремятся, для них это важнее всего...
   -Зазнамо!- скажете, Вы, как и Фёдор Михайлович любил говаривать это слово: " Один горячо и ЗАЗНАМО врет, другой слушает "...

   ;" Господа, вы меня извините, что я зафилософствовался; тут сорок лет подполья! позвольте пофантазировать. Видите ли-с: рассудок, господа, есть вещь хорошая, это бесспорно, но рассудок есть только рассудок и удовлетворяет только рассудочной способности человека, а хотенье есть проявление всей жизни, то есть всей человеческой жизни, и с рассудком, и со всеми почесываниями. И хоть жизнь наша в этом проявлении выходит зачастую дрянцо, но все-таки жизнь, а не одно только извлечение квадратного корня. Ведь я, например, совершенно естественно хочу жить для того, чтоб удовлетворить всей моей способности жить, а не для того, чтоб удовлетворить одной только моей рассудочной способности, то есть какой-нибудь одной двадцатой доли всей моей способности жить. Что знает рассудок? Рассудок знает только то, что успел узнать (иного, пожалуй, и никогда не узнает; это хоть и не утешение, но отчего же этого и не высказать?), а натура человеческая действует вся целиком, всем, что в ней есть, сознательно и бессознательно, и хоть врет, да живет "... ФМ Достоевский.