Серебристая ветка джигды

Рафаил Маргулис
Она растёт по берегам рек, каналов, больших арыков – джигда,  полудерево, полукустарник с листьями, отливающими серебром и терпкими, вязкими плодами, в которых дремлют продолговатые  косточки, похожие на речную гальку.
Но речь о ней – впереди.
В десятом классе мы выпускали вдвоём с Ниной еженедельную сатирическую газету «Меткое слово». Эту газету до сих пор вспоминают в нашей бывшей школе – кто с добродушной усмешкой, кто с язвительной радостью.
Нина рисовала карикатуры. Она была красивой и талантливой девочкой. Мне казалось, что она работает без всякого напряжения. Несколько росчерков пера, два-три мазка кистью… и, довольно улыбнувшись , она бросает мне небрежное «Пока!».
Я пыхтел над стихотворными подписями часами. Вымучивал их. Получалось то нелепо, то зло. Как я понимал, остроумие в моих опусах и не ночевало.
Газета вывешивалась, и начинались мои страдания. Всем нравились шаржи моей соратницы по газете и почти никогда – мои наивные, вымученные эпиграммы. По крайней мере так мне  представлялось.
Недавно я беседовал по телефону с бывшим одноклассником. К моему удивлению, он, через пелену лет, вспомнил несколько четверостиший. Всё же, наверно, в них что-то было?
Разговор зашёл о Нине.
 - Её уже нет, - сказал бывший одноклассник и вздохнул.
Помолчали.
Потом я сидел в тишине и  рисовал в памяти прошлое.
Я любил Нину трепетной, робкой,  мальчишеской любовью. Мы никогда не сказали друг другу и трёх связных фраз. Она меня попросту не замечала. Смотрела на меня, как на неизменный, необходимый, но не шибко интересный предмет.
Нина училась в параллельном классе. Она прибегала в комнату, отведённую для редакционных коллегий, -  всегда лёгкая, быстрая, свежая, как утренний цветок, как роза на утренней клумбе.
 - Что надо? – спрашивала она.
Я объяснял.
Нина  без раздумий бралась за дело. Проходило несколько минут, и звучало неизменное «Пока!».
То, что случилось, спрятано памятью в зарослях дикой джигды. Нина уже убежала. Я сидел над стихами и не мог сосредоточиться. В соседней комнате проходил педсовет. Громкие голоса мешали думать. Невольно я стал слушать. Постепенно происходящее за стеной захватило меня. Учителя – вне класса. Странные слова, не совсем привычные суждения, шокирующие реплики. Что-то наплыло на меня, непонятное, новое, соблазнительно-стыдное. Я думаю, что в тот час меня впервые посетило настоящее вдохновение из взрослой жизни.
Стихи рождались сами. Их не нужно было искать и загонять в капканы рифм. Я написал поэму про педсовет. Увлекательную и пугающую. Перечитал. Восхитился.
Дальше всё происходило без вмешательства моей воли. Я заполнил поэмой столбцы «Меткого слова», вышел в коридор и повесил газету на самом видно месте.
Не помню, что происходило с моей совестью дальше. Я словно спал, пока не очнулся в кабинете завуча. Около часа продолжались крик и топанье ногами, на всю школу неслись пулемётные очереди угроз и проклятий. В углу кабинета лежала смятая, изорванная газета.
 - Иди! – в последний раз выстрелил завуч,- и я выкатился в коридор. Там было много слушателей. Но я пошёл мимо них, опустив голову. Вдруг что–то заставило вздрогуть.  На меня в упор глядела Нина.
 - Дурак! – сказала она. И отвернулась.
Это её презрительное слово хлестнуло больней всех тирад завуча.
Я выбежал из школы. Ноги несли в непонятную даль. Я добрёл до большого канала и очнулся в зарослях джигды. Очнулся и стал жадно есть вяжущие рот, коричневые плоды. Мне казалось, что в них – спасение.
Наконец, устав, взглянул в осеннее, пыльное небо. Оно горело последним приступом нестерпимого зноя. А прямо над головой качалась серебристая ветка джигды.
Она и сейчас качается.
                Р.Маргулис