Новые Гулливеры

Сергей Псарев
          Если в Александровском парке свернуть за станцию метро “Горьковская”, то  можно совершенно неожиданно оказаться  в удивительно крохотном мире и попробовать себя в роли путешественника Лемюэля Гулливера,  созданного классиком английской литературы Джонатаном Свифтом. Причем, этот мир возникает  вокруг вас совершенно реально, а не предстает хмельным видением после выпитой в жару полупинты водки. Это реализованный проект “город в миниатюре”, представляющий собой исторический центр из уменьшенных копий Дворцовой и Сенатский площадей, Петропавловской крепости, Казанского и Исаакиевского соборов и других славных городских достопримечательностей. Все сооружения отлиты из бронзы, а фрагменты, покрытые патиной – и впрямь как настоящая древность. Здесь же установлены скульптурные композиции “Зодчие” и скульптура великого небесного покровителя Петербурга Святого Петра.
         Известно, что слово “Гулливер” давно стало синонимом гиганта, хотя Гулливер – обычный человек нормального роста, который просто попадет в страну карликов. Попав в дальнейшем в страну великанов, Гулливер уже сам выглядит карликом. Все, как и в нашей жизни, где размер, как говорят, тоже имеет значение и подчеркивает вашу значимость. Каждый раз это предполагает новую линию поведения или игру. Попав сюда, посетители заметно меняются и ведут себя подобно шаловливым малышам на детской площадке. Впрочем, самим проектом предусмотрено так, что между макетами можно ходить и щупать, фотографироваться в обнимку. Позволительно присесть на свободный стул в компании  с великими зодчими,  или расположиться прямо на монументе Святого Петра и потрепать его за бороду. Получился  некий скульптурный аттракцион для туристов: европейская свободная раскованность, положенная на нашу российскую действительность. Не прошло и трех дней после открытия этого маленького города, как его начали крушить, выламывать скульптуры и кресты на установленных макетах. Не спасли даже установившиеся в городе белые ночи и камеры видеоконтроля. Ну чем не образец поведения  диких людей “йеху”,  этого воплощения мерзостей человеческой природы из последнего путешествия Гулливера в стране разумных и добродетельных лошадей?  Понятно, что  такого рода макеты и скульптуры теперь создаются с помощью компьютерных технологий и не являются настоящим искусством, напоминая скорее унылую раскраску лент советского кино. Только разве  это  может послужить оправданием  такого дикого варварства?
           Сегодня создание памятников и декоративных скульптур в городе нередко носит элемент случайного и волевого. Прогуливался как-то глава “Газпрома” Алексей Миллер по вольному ганзейскому городу Амстердаму, и впечатлили его там скульптуры на одной из площадей. Подобно некому королю - великану, он сразу же решил подарить похожую скульптурную композицию “Зодчие”  своей малой родине - Петербургу. Это значит, что так и быть по сему,  и денег не пожалеть. Вокруг идеи королевского подарка закипела работа.  Место для него пришлось найти самое престижное,  в Александровском парке. Здесь же, рядом, Петропавловская крепость в натуральную величину, объект федерального культурного значения.
            Едва поостыло общественное мнение после отказа от прежних безумных проектов Зураба Церетели по установке к 300-летию Петербурга 74 статуй царей, а также самого Петра, влезающего через окно в Европу, как началась затяжная “экспансия Газпрома” по созданию общественно-делового центра “Охта-центр”.  Даже его сегодняшняя замена на строительство новой 460-метровой башни-великана  в Лахте не избавит город от прежних проблем и явится очередной тяжелейшей градостроительной ошибкой. Для жителей это совсем не бессмысленная война “за право разбивать вареные яйца с тупого или острого конца”. Речь идет о сохранении исторического лица Петербурга, в котором сегодня постепенно исчезают его прекрасные панорамы, перспективы и целые улицы. 
             У нашего города славная история, связанная с именами великих  зодчих. Конечно, время всегда меняло его облик. Зато всегда оставалось одно общее: бережное отношение к историческому наследию города. Теперь же многое стремительно меняется. Вместе с городом изменяются его жители, их обычаи и нравы. Сам Петербург все более напоминает беспомощного великана,  плененного воинственными лилипутами.  Эти карлики, мнящие великанами себя, наделены большим самомнением. Их огромные башни давно превратились в навязчивую идею, в поднимающие статус лилипута высокие каблуки. Они уже создают город под себя, где главной целью становится  удовлетворение собственных амбиций и извлечение новой прибыли.
            Джонатан Свифт, конечно, никогда не был в Петербурге, однако его сказочные и фантастические персонажи сегодня успешно произрастают на российской почве. В этом-то и суть такой пародии, которая всегда помогает нам острее увидеть достойный предмет и вовлекает  в очередное  увлекательное путешествие.
             
  На фото рисунок из Интернета