Новейшая математика

Мама Мия
               Готовь сани летом, а телегу – зимой. Вот я и решила заранее посмотреть учебники, справочники и прочую литературу для школьников. Вот, например, «Новейший справочник  школьника» для 1-4 классов, изданный в 2007 году филологическим обществом «СЛОВО», издательство «Эксмо». В аннотации написано, что он является «принципиально новым современным пособием, разработанным  в соответствии с базовой программой для начальной школы». Базовая программа за это время не изменилась, значит, изложение материала остаётся актуальным.

              Первый раздел – «Математика». Он начинается с вычисления площадей. Казалось бы, сначала надо изучить математические действия. Но справочник – не учебник, в нём всё в алфавитном порядке. С букв "А" и "Б" ни одно математическое понятие, по мнению авторов, не начинается, а вот на букву "В" - есть: «Вычислить площадь фигуры – значит, узнать, какое место она занимает». Где «место» - на плоскости, в пространстве, в жизни? Ниже, под рамкой, этот вопрос уточняется (если фигура плоская, то и место – на плоскости), а детей никто не заставлял запоминать выделенное жирным шрифтом, могли бы сначала дочитать весь текст. Интересно, а что, если фигура не плоская? А не много ли вы хотите от детского справочника? Объём проходят в 5-м классе, и вообще он на букву "О". Лучше перейдём к математическим действиям, хотя одно из них уже явно применили.

                На странице 11 читаем: «Вычитание – это математическое действие, обратное сложению (см. тему «Сложение»). При вычитании из двух чисел получается третье, которое при сложении со вторым числом даёт первое число». А где же тема «Сложение», на которую даётся ссылка? В алфавитном порядке – на странице 116. Аналогично прослеживается связь между делением и умножением. Именно так, а не иначе: сначала вычитание, потом деление и только через 100 с лишним страниц – сложение и умножение. Возможно, это связано ещё и с особенностями рыночной экономики, или авторы готовят из детей будущих революционеров. Но факт остаётся фактом: сначала отнять и поделить, а потом - прибавить и умножить. Если, конечно, дочитают раздел до конца.

                Ещё остаётся загадкой, почему вычитание и сложение называют действиями, а деление и умножение – операциями, объяснений по этому поводу нет. Зато возникают  вопросы  при решении «составных задач», где в формулировках  упоминаются только действия, а не операции. «Решить задачу выражением» - это значит записать решение не по действиям, а в виде математического выражения из нескольких действий». А если надо умножить или разделить (выполнить «операции»), как тогда? Считать ли запись такого решения выражением? Математика – наука точная, но не будем придираться к «мелочам». Конечно, считать: в приведённом примере есть и сложение, и умножение. Стоп! Так ведь это страница 69, а о сложении и умножении мы узнаем только на страницах 116 и 124. Что-то я совсем запуталась. Давайте лучше в стихах..

Не время думать о сложении.
Пора бы с детства понимать:
Лишь тот достоин уважения,
Кто научился отнимать.

Вам математика поможет
Приоритет определить.
Потом сумеете умножить!
Сначала надо разделить.

Учиться стало интересно,
И к вам успех ещё придёт.
Займёте в жизни столько места,
Что та фигура не войдёт.