Dora Maar. Picasso

София Юзефпольская-Цилосани
 (авторский перевод с английского)

за гранью
таблиц эмоций
плясок изнанок
призм мозгов
струн картонных страстей
и внутренностей
событий
за пределом добровольно взятой
на себя пытки
размещения человека
в космосе неоднозначной
вещи
за гранью текстурных выжимок и чертежей
за граффити
нарисованным на стене мирозданья
брызгами яркой плоти
за пределом вывернутого наизнанку
тела престола
на котором царствуют в перевернутом космосе
женщина и мужчина
за чертежами смерти и ужаса
и вне
термометров масштабирования
градусов сердца или
поворотов позвоночника
вещи, называемой человеком,
по кривой безысходной тоски
художника
об осмысленном жесте
и вне тайных пакетиков гнева, улыбок и слез
вывернутых наружу как карманы
из твердой одежки объекта,

Для него Она была - Единой Душой
Духом - в фиксации глаз
на чистейшем огне
вечного откровенья   
Его Вечностью,
насаженной на булавки ее зрачков,
приколоченной к каждой возможной точке
его прозрений
и рассмотренной под каждым возможным углом --

Её - Заключенной -
                - в его зеркальное пламя
               
стыда...

Дора Маар. Пикассо.


24.10.2011

------------
beyond the tables of emotion
 
the dances of bones
 
the prisms of brains
 
the strings of cardboards
 
and the guts of events
 
beyond the self-inflicted tortures of
 
situating a human in the ambiguous cosmos
 
of things
 
beyond the graffito squish of textures
 
the splashes of flesh
 
that enthrone a man or a woman
 
upon inside out of their occurrence in space
 
beyond the blueprints of horror and death
 
and the thermometer's scaling
 
degrees of  their hearts or  spines
 
on the curve of longing for
 
a meaningful gesture
 
beyond the hidden places of anger
 
a smile and a tear in the hardness of object
 
for him she was the only one soul
 
the spirit transparent in its fixed eye glaring
 
at pure eternity
 
she was his eternal vision in its every possible angle
 
he has pinned by its pupils to the bodily flare
 
of no escape.
 
My mirror's flared up.
 
Dora Maar. Picasso.

19. 1. 2011

Дора Маар — французская художница и фотограф.
Ее фотомонтаж «Папаша Убю» (1936) стал своего рода визитной карточкой сюрреалистического искусства.

В 1936 в парижском кафе «Дё маго» Поль Элюар познакомил Маар с Пикассо, чьей подругой, моделью и музой она стала на 9 лет.
В отношениях Маар и Пикассо страсть совмещалась с творческим, интеллектуальным общением двух художников; своеобразие характеров обоих обусловило и конец их романа.
С годами Маар становилась более нервной, а Пабло терпеть не мог женских истерик – в их отношениях наметился разрыв. С весны 1945 года у Доры стали случаться припадки. Опасаясь, что она сойдет с ума или покончит с собой, Пикассо и их общие друзья отправили Дору в психиатрическую лечебницу Жака Лакана, где помимо психоанализа к ней применялся обычный в то время метод лечения – электрошок. После выхода Доры из больницы их отношения с Пабло не возобновились.