Почему я христианин

Олег Куприянов
1. Несчастливое детство

   Я родился 9 января 1990 года, когда Союз уже валился. Это был день Кровавого воскресенья 1905 года. Я был задумчивым, но довольно весёлым мальчиком. С мамой часто ругался, был упрям и противоречив. Ранения, увы, преследовали меня. Множественные травмы головы, падения, удары и т.д. Один раз, когда мне было пять лет, меня подманил какой-то мужик на «тачке». Хорошо, что я к нему не подъехал на своём детском велосипедике.
   В церковь я тогда с мамой ходил, но редко. Особой религиозностью в те и последующие годы не отличался. Был добрым ребёнком, дарил детям, приходящим к нам, свои игрушки. Бабушка говорила мне, что нельзя быть таким добрым. Порой я грустил, когда кто-то из знакомых или отец, от нас уходил, или мы уезжали от родных. С отцом мы не жили, но я все годы до его смерти с ним общался. Меня пугало и настораживало немного церковное убранство, монахини, священники, хотя потом я привык. Безусловно, я тогда не знал, что потом мне захочется походить на Сергия Радонежского, в Лавру к которому мы приехали в седьмом классе. Не знал я, что на долгие годы заболею неврозами в классе восьмом, функциональными неврозами, по терминологии одной книги. В общем, многого я тогда не знал. А что я знал? Только свои учебные и художественные книжки.
   Я был весьма патриотичным мальчиком. Смотрел лет с 12-13 программу «Момент истины», да и сейчас, после долгого перерыва, вновь смотрю. Возмущался о происходящем беспределе в стране. Тогда показывали, как Чубайс хочет приватизировать и разделить РАО ЕЭС. Сейчас всё то же.
   Я был и влюбчивым ребёнком. Летом, когда мы с мамой ездили отдыхать, обязательно в кого-нибудь влюблялся, а потом переживал, так сказать, о неразделённой любви.
   И вот в тринадцать лет я заболел неврозами. Всё началось с того, что я начал часто мыть руки. Потом это перешло в традицию. Я мочил книги в воде, собирал паутину (она меня раздражала), стал бояться громких звуков, закрывал везде двери и т.д. В общем, крыша поехала, как мне потом сказал один монах. Всё было крайне плохо.

2. Попытка бегства от себя. Покровский собор и мощи Матроны, отец Фёдор, архимандриты Наум и Герман, Лавра и Оптина пустынь.

   Я стихийный христианин, христианин скорее по складу души и по образу мыслей, нежели по поступкам и по образу жизни. Поступки были не всегда правильными, а образ жизни не всегда праведным. Когда я впервые был на могиле матушки Матроны в Покровском женском монастыре в Москве, то сразу почувствовал всю благодать этого места и молился и просил очень благоговейно здоровья, счастья, удачи и т.д. Но тогда было, видимо, не моё время.
   Матушка Матрона – с детства богоизбранный отрок, слепая с рождения, она лишилась ног от порчи в 17 лет. Несчастная, дети лупили её крапивой и сбрасывали в яму в детстве. Но я её очень любил. В один из последних моих посещений, когда я был в данной обители, случилась давка в очереди к её иконе. И один приличный мужчина сказал мне: «Я Вас прежде себя не пропущу», Так-то. Но я прорвался. В 2004 году монахини уже ездили в этом монастыре на «Мерсе», так что у них всё с благосостоянием хорошо.
   А вот Оптина пустынь встречала тоже по-своему. Первый раз в 2008 я был там на экскурсии на автобусе, был на исповеди в 5 часов утра. Сказал, что перед причастием ел сухарики «Три корочки» со вкусом курицы Карри. Монах сказал: «Можно».
   Уже потом Оптина встречала меня во всей красе своих церквей, прихожанок и постных булочек. Во второй раз, когда я туда приехал, меня по возвращении в свой номер в оптинской убогой гостинице спросила девушка, жившая напротив: «А у Вас есть закурить?». Видимо, она приехала покурить в столь святом месте, и смотрела она на меня как-то странно, что я сразу заперся в номере. Надо быть осторожным.
   Я был на вечернем обходе обители, там шла стройка, я видел и монашеский скит. Природа там хорошая. Шикарные леса, покрывшееся дымкой небо, поля и совсем светлое настроение на душе. На обратном пути мы заехали в женский монастырь в Шевардино. Я купался в местном источнике. Вода там холодная.
   Отец Фёдор, 90 летний на тот момент старец. Я не застал его в Брусненском монастыре, и поехал к нему в деревню за Коломной, в сторону Радужного. Не помню, как название данной деревни. Находится она на реке Северка. Он накормил меня довольно вкусными щами, угостил и сладким, хотя мама была против. Спросил меня что-то по латыни, но я не ответил. Прочитал надо мной ряд молитв. Он молодец. Он был священник, а не монах, у него были дети. Дом был хороший. Мама тогда сказала, что старичок крепкий и долго проживёт. Он умер года через три.
   А потом была Троице-Сергиева Лавра. Я уже говорил, что был там в седьмом классе. В следующий раз я был там после второго курса, как и в Оптине во второй раз. Лавра встретила меня очень хорошо. Молодец. Я почти что хватал за бороды местных старичков, чтобы поговорить. Как-то в книжном магазине мне один старый монах-старичок посоветовал купить «Суд Божий» Григория Богослова, ибо там, по его словам, написано всё, что нас ожидает. Я купил три книги, одну себе, две друзьям.
   Я был раза четыре-пять на отчитке от злых духов, которую проводил архимандрит Герман. Он кратко пересказывал основы Библии, Ветхого и Нового Заветов, что Христос пришёл, чтобы спасти нас, что Бог отдал за наши грехи единственного сына и т.д. Он всех обличал в блуде. Мама сказала мне: «Как ты думаешь, он сам исполняет всё то, о чём говорит?» Я сказал, что не знаю. Герман мазал всех нас елеем, нас кропил водой молодой парень после службы. На службе читались молитвы 7 века, люди кричали не своим голосом, из них выходили бесы. Как-то был момент службы, когда мы все стояли на коленях, к нам подошла бабушка и захотела пройти мимо и выйти из церкви. Но её что-то остановило, она стала нечленораздельно говорить не своим голосом. Мужчина, стоявший рядом, думал, что это я и несколько раз смотрел на меня. Но это был не я.
   Архимандрит Наум, благодатный старец, спасибо ему большое за всё, он очень-очень много для меня сделал. Я два раза давал ему записку со своей просьбой, со своими пожеланиями,  он молился за меня, за мои грехи и хвори. Также он подарил мне и маме по книге «Сотницы», я читал оттуда житие Сергия Радонежского. Спасибо Вам большое, дорогой наш и любимый старец! Я не зря так на Вас надеялся.

3. Моя окончательная вера. Бог и ничто. Сердце чисто созижди во мне, Боже!

   Бог и ничто, Бог и пустота, Бог и смерть. Или Бог и бессмертие. Н.А.Бердяев принимал только Бога любящего и заботящегося, а я, скорее, принимаю Бога карающего. Д.С.Мережковский, довольно бутафорский человек, склонный к магическому христианству, который устраивал с женой З.Н.Гиппиус и Д.Философовым чуть ли не оргии на «Башне» Вячеслава Иванова, много писал о Церкви, о христианстве, написал сущую ересь про Серафима Саровского, обвинив его чуть ли не в блуде и прелюбодеянии, тщательно «изучая» деяния святого. Мережковского хотели в 1914 году отлучить от Церкви. Он писал про то, как Саровский «развратил» 16-летнюю красавицу Пелагею. Я часто вспоминаю этот эпизод. Один раз монах пришёл к Саровскому и видит, как тот сидит на скамеечке с Пелагеей, а та у него чуть ли не на коленях. «Мне это снится, отче?» - спросил монах. «Нет, тебе это не снится», - ответил Саровский. А дальше Пелагея вышла замуж, родила двух детей. Один ребёнок умер, другого она утопила. Пелагея не хотела жить с мужем. Её привязывали дома на цепь, а она рвала цепь и убегала. Всем старцам показывали Пелагею, в том числе и святому Тихону Задонскому. В конце концов привели Пелагею и к Серафиму Саровскому, а тот смеётся. Пелагея стала бесноватой. Жила она у старца в женском Дивеевом монастыре и вела себя вызывающе. Вот такая история.
   Ещё старец Серафим позволял себе целовать своих послушниц, так как он, на мой взгляд, подавил в себе внутренний диалог. А Мережковский, по своей глупости или греховности, это не понял. Так-то.
   Видели Серафима и ходящим на аршин от земли, правда, он запретил говорить всем об этом чуде вплоть до своей смерти.
   Всегда удивляюсь подвигам Сергия Радонежского. Он был с детства отмечен Богом, ещё ребёнком трижды закричал во время службы в утробе матери, что было уже великим знамением. Плохо знал и понимал грамоту, но встретил старца как-то на пригорке в лесу, который дал ему просфору, и Сергий обрёл разумение в понимании Священного писания. Потом Сергий как-то оживил 12-летнего отрока, которого отец довёз до старца уже мёртвым. В строящейся Лавре не хватало воды, и Сергий ударил посохом, и из скалы потёк ручей. Много ещё чего сотворил преподобный Сергий, он был всегда смиренным отроком.
   Смысл жизни – в любви к людям, но любовь эта даётся не каждому. Наша заскорузлая душа мешает нам своей греховностью творить добрые дела. Вот и я подчас грешу вольно и невольно, но что поделаешь, такова жизнь в миру.
   Как-то я читал книгу священника Валентина Бирюкова «На Земле мы только учимся жить». Очень интересная книга. Там и чудеса, и знамения о скором конце света, и духовные подвиги монахов и много чего ещё. Чего стоит только явление в начале 60-х годов самого великого святого Георгия Победоносца, чтобы была открыта советской властью церковь в честь святого!
   Ошибка Льва Толстого была в том, что он впал в высокоумие и гордыню, отрёкся от церкви, жил неправедно, грешно, страшно блудил, за что потом всю жизнь каялся. Его уход в 82 года из Ясной Поляны – символ осознания всей греховности своей жизни, греховности жизни мирской, суеты сует, раскаяние и просьба о прощении. И мы вслед за Толстым мысленно и словесно попросим у Бога: «Сердце чисто созижди во мне, Боже!» 

12 июля 2011 г., г. Коломна