Коммуникативная роль Поэзии и форма её реализации

Валерий Белов
Когда-то от очень талантливого автора, но не всегда соблюдающего размер и прочие атрибуты техники стихосложения, я услышал, что он не давал подписку соблюдать размеры... И тогда мне захотелось посмотреть на процесс стихосложения как бы извне, начиная с ответа на вопрос, а почему вдруг у людей есть потребность в соблюдении этих самых размеров, да и в созвучиях тоже.
Я исходил из посыла, что поэзия - это средство коммуникации. Один человек буквально кричит, чтобы быть услышанным. Но кричать можно и прозой, а глубокие мысли облекать в афоризмы, писать философские трактаты... ан нет - стихи по воздействию доходчивей. Почему? А дело в том, что это особый способ передачи информации с помощью языка образов, который воспринимется людьми через звуковую гармонию. Можно сказать, что этот язык сформировался за многие столетия и у него есть свои правила. Люди назвали это техникой стихосложения. Отступать от неё - значит переходить на другую знаковую систему. Если появляется новатор, который ломает устоявшуюся форму, то это признак развития системы, которая стала ограничивать автора в возможности передачи главного. Но восприятие читателем подобного новшества, пока он его не принял и не оценил его возможности и преимущества, будет затруднено. Возможно, затруднено даже настолько, что и сам смысл от читателя ускользнёт, пока он будет мысленно увязывать между собой разорванные связи повествования, оформленного в непривычную для него упаковку.
Нередко я сталкиваюсь с суждением о божественном происхождении Поэзии с большой буквы, о наитии данном свыше, о ритме Вселенной и особой роли поэта, улавливающего пульс времени и прочее. Или - Всевышний изъясняется на языке Поэзии, а стихи - наивысшая форма организованной речи... Красивые аллегории, но от сути далеки.
Ни в коем случае не хочу никого ни в чём переубеждать, тем более, что зачастую подобные суждения придают авторам устойчивость в этом мире, устройство которого никому познать не дано. Любое суждение в том или ином смысле неполно, а то и просто ущербно...
Поговорим лишь о том, что лежит в пределах наших возможностей применительно к процессу стихотворчества.
Что такое размер или ритм? И что такое ритм Вселенной... Ритм - это понятие для нашего слуха вполне объяснимое. Мы его хорошо чувствуем. Можно даже его объяснить и с позиции физики волн, но это лишнее. А что такое Вселенная? Наши представления о ней очень расплывчаты и могут быть наполнены разным содержанием. Так о каком её ритме мы можем вести речь? Из того, что в нас что-то вдруг появляется, даже в форме звуковых галлюцинаций, так это особенность во-многом нашей физиологии, хотя и не исключает возможность воздействия извне... кто знает... Так можно ли считать, что поэт улавливает ритм Вселенной? А то, как изъясняется Всевышний - мне представляется, что это просто не в нашей компетенции... Да и стихи - не универсальная высшая форма организованной речи. Кстати, некоторые люди с сильно развитым логическим мышлением стихи на дух не переносят, а некоторые наоборот.
Слышу и такие суждения ... стихи как бы "сходят", когда я их начинаю "править", то получается хуже... Отвечу. То что нас иногда посещает озарение - ничего удивительного в этом нет. Эврика - она и Африке эврика. А вот в какой форме её изложить - вопрос заслуживающий внимания. Если Вы желаете этим откровением поделиться с другими, то и форму следует искать им понятную. Но бывает крайне сложно выразить словами в заданной форме то, что сродни наитию, а потому и получается хуже.. Но это вопрос работы над материалом... а если все начнут изъясняться на уровне наитий, то сути универсальной, понятной и близкой многим, не возникнет. Отсюда ответ - над стихами следует работать, и если это не выходит сразу, то возвращаться к ним через какое-то время.
Есть суждение, что Пушкин и многие другие хорошие поэты слоги не считали, они и так слышали малейшие сбои ритма, который кстати можно менять, но для определённых целей, например акцентировании внимания на чём-то важном или чтобы прервать монотонность, да и другие цели возможны. Тут автора никто не ограничивает. Есть стихи, которые прекрасно произносятся и воспринимаются и с рваным ритмом, но писать подобным образом - это мастерство, а не наитие, вроде как Бог на душу положил.
Как относиться к общепринятым нормам - личное дело каждого. Можно и потакать общественному вкусу, а можно и пощёчины раздавать, как, например, делал Маяковский... лишь бы таланта хватило. Мне лично очень нравится его четверостишье, изложенное вполне традиционно, но которое он сам забраковал, считая его подмоченным.

Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят - так что ж,
По родной стране пройду стороной,
Как проходит косой дождь...