Мы и русская народная Сказка

Виктор Сухарев
                Сценарий
авторской  литературно-музыкальной   программы    
                Виктора Сухарева
                «Мы и русская  народная  Сказка»
                1.
1. Песня  «Времечко» (2 куплета).
«Остров Буян». («Отчего душе бывает тесно?
 О, Душа… Мой бубенцовый альт.»)
    
     Действительно, а что это за остров такой –  остров Буян?
      А помнишь у  Пушкина?  «Мимо острова Буяна в царство славного Салтана…».     Остров Буян –  то место, куда,  согласно древних преданий,  корнями уходит род славянский, где  стоит «Дуб зелёный».  Он же  Древо Родовоё, корни которого наши предки, ствол – мы,  а крона – наши потомки. 
        У белорусского народа есть одна легенда, в которой женщина  богатырь-поляница с корнем вырывает ель и корнем устанавливает её в небо, ибо в небо уходят  души наших предков. 
          А как гениально этот Образ раскрыт у Александра Сергеевича Пушкина…   «У Лукоморья Дуб  Зелёный, златая цепь на Дубе том…»
       Чем не Образ современной цивилизации?
2. «Цена».               

                Я греюсь возле вечного огня,
 Столь дорогой  зажжённого  ценою,
 Что в нём того тепла - и для меня,
 Да и для всех, таких, как я - с лихвою.
                А цену эту знает только мать -
 Её дитя ей всех ценней и ближе...
 Да нас так научили умирать,
 Что вот теперь нам надо только выжить.
Я друга школьного,  не видя тридцать лет,
 Увидел, не узнал... В России водка,
 Как Хиросима!  А кого уж нет -
 Статистика, как в сорок первом сводка.
 И нет войны, но кто, какой метлой
 Сметая русский род, как будто свыше
 Даёт понять,  что   Словом и Душой
 Нам возродиться надо, а не выжить…
А где-то там, за тридевять земель,
 В моём родном пока живом посёлке
 Поёт всё так же первая капель-
 Неумолимо, радостно и звонко.

      Стоит  богатырь на распутье…    А  перед ним камень,  на котором написано: «Кто поедет по средней дорожке, тому быть убитому, кто поедет направо, тому быть женатому, налево ехать – быть богатому». 
      Да, это Камень Алатырь. Он  символизирует выбор…   Выбор, который  делает  каждый из нас хотя бы раз в жизни,  выбор, который определяет Судьбу…   А что есть Судьба, как не Суть Бога?   А вот богатырский конь в русских народных сказках – это символ движущей  силы.   Да  не всякому  он даётся в руки…
3. «Ой, то не вечер…» ( первый куплет).
 Песня «Конь».
          Да, каждая русская народная сказка имеет свой глубинный философский подтекст.   Помнишь  сказку «Репка»?   В конце сказки всех выручает мышка.   Интересный Образ…
         Образ мыши в русской мифологии  символизирует  точность   мысли.  И  слово  «мышь» в древности произносилась как «мысь».      В сказке  «Курочка Ряба»  мышка хвостиком махнула, разбила золотое яичко, и оно не досталось ни-ко-му. 
           Но почему?
         Да ведь яйцо-то золотое! А злато – то зло…   И не случайно курочка всех  успокаивает : «Не плачьте, я снесу вам яйцо не золотое, а простое».   Наши предки знали, что слово «простое»  от слова «рост»,  как и «сложно» -  от слова « ложно».      
          А вот в песне, которую Вы сейчас  услышите в исполнении автора музыки Дмитрия Меркулова,  я делаю попытку раскрыть  подтекст  ещё одной Сказки…   «О сестрице  Алёнушке и братце Иванушке».
4.    Песня.«Иванушко» .
      А помнишь сказку «Иван-царевич и серый волк»?   Чем  волк  в этой сказке не народ-добытчик?
      А   как  потрясающе  этот Образ народа показан  у Владимира Высоцкогов в его песне «Охота на волков»: «Но на татуированном кровью снегу наша роспись: «Мы больше не волки…»   Не случайно волк у древних руссов был тотемным зверем.     Кстати, в  сказках не славянского происхождения, таких как «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят»,  волк – герой отрицательный.  В русских же народных сказках волк – это добытчик, воплощение  верности и достоинства.
5. Ст. «Зов предков». ( «Во мне ещё живёт добытчик-волк…»).
Песня «Бедолага».
      Русская народная сказка…   Мудрость наших предков.  А ведь это  ключ к пониманию проблем дня сегодняшнего.  Это наша  забытая Культура.
        Да…   А пока жива культура, жив  и народ…   Ведь Древо родовое – не просто метафора.  Это ключ к пониманию триединства «Отца, Сына и Святого Духа». И  каждая семья – это уже Древо, в котором  традиции передаются от одного поколения к другому. А ошибки в воспитании детей становятся ошибками в воспитании внуков. 
                Поэтому детям надо обязательно читать сказки. А ещё лучше  рассказывать.   Ведь кто знает, стал бы Александр Сергеевич Пушкин великим русским поэтом, если бы не его няня Арина Родионовна,  потомственная рассказчица…
6. «Топчется дождь по карнизу…»  Песня «Деду».
        Вот мы всё говорим «наша Культура».   А что это такое - «культура»? 
          С некоторых пор я понял,  если хочешь узнать истину обращайся к родному языку.  А значит Культура – это что?  Культ РА.               
          А  что такое РА?   
          Ра – слово очень архаичное, вышедшее из употребления в чистом виде, но сохранившееся в составе многих русских слов. Означает «Солнце», «Свет».
       Например: радуга – солнечная дуга,  пора – по Солнцу,  кора – обращённая к Ра, к Солнцу, праздник – по Свету возникающий, а Вера – ведать Свет,  ведь  буква «в» согласно Русской Азбуки - «ведать». Помните? «Аз Буки Веди», что значит  «Я, как Ас (основа человека, его Дух)  Букву Ведаю»;  «Глаголь Есмъ  Добро» - «Слово изречённое – Суть Добра»… и т.д.  Когда-то Волга называлась Ра-река.
        А  слово Православный?
        ПРАВЬ  славящий, где   Правь - По Свету ведать…
        Но ведь в слове «дурак» тоже есть слово «Ра»… 
          Да, есть. Помнишь?  «Мели Емеля, твоя неделя».   Действительно, а что с дурака взять? Но на мой взгляд  в русской истории одним из самых  потрясающих  примеров такого «дурака»   является Константин Эдуардович Циалковский.  Представьте  себе: многодетный учитель гимназии, который вместо того, чтобы заботиться о хлебе насущном в свободное от работы время чего-то там изобретает, что-то там в воздух запускает. Ну, и  кто он с точки зрения обывателя? Конечно, дурак!  Если  не сумасшедший.     А кто он теперь?
             Отец русской космонавтики…
7. «Степь» («Ой, ты степь широкая…») «Дурачок».         
        Как далеко мы оторвались от своих  корней.   Но  ведь мудрость народной сказки вечна.
           Да, как и вечен язык Образа  народной сказки.  И тем  сказка сродни  современной и поэзии, и музыке, и живописи.   А  поэт – это тот же художник,  у которого краски – это Слова.  И в  поэзии, как и в живописи есть  портреты  и пейзажи, и строгая философская графика. 
         Но  картина,  которая пишется в Душе во  всей гамме человеческих  чувств так и остаётся в Душе…   А стихи, как и живопись  – лишь копии этой картины.   
         Поэтому и картина всегда так и остаётся ненаписанной…               
8. «Не написанная картина».
 Зима… Ты в городе – зачитанная проза
 Потока улицы и будничного дня.
 Когда бы только не в витрине роза
 Остановила время... И меня.

Она цвела....   А рядом горевал
 Ей верности ниспосланный подарок,
 Тот, что её одну обогревал –
 Былой  свечи  оплавленный огарок.


Но согревал её не он, а яд...
 Ах, этот яд чужого восхищенья!
 И незаметен был ей тёплый взгляд...
 Взгляд полный состраданья и прощенья.

 И я пред ними... Был у алтаря.
 Дышать  не смея на стекло витрины,
 Я эту тайну в сердце затая,
 Увидел Образ на холсте картины.

 Слова... Вы ограничены и грубы,
 Чтоб кистью стать у этого холста,
 Где не бутон, а чувственные губы
 Томятся в нетерпении поста.

 Где все уйдет... Тепло свечи остынет.
 И лепестки морозом обожжет...
 И только в ненаписанной картине
 Дыханье жизни память сбережет.
         Портрет на фоне городского пейзажа…   И сколько в нём щемящей философской графики.
            А  вот  песня «Маргарита»,  которую   Вы сейчас услышите, это уже просто портрет…

9. Песня «Маргарита». («После ливня солнышко теплее…»)
      
       .  Для чего человек приходит в этот мир?! 
          А если попробовать найти ответ на этот вопрос в самом слове «человек»?  «Чело» и «век»… «Век живи, век учись». 
          Вероятно поэтому мы,  приходя на эту Землю,  шлифуем в наших  Душах какие-то грани?   И не случайно слово «Совесть» от слова «Весть»,  а «Весть»  в соответствии с Русской Азбукой – «Ведать то, что есть», т.е. Суть.  А по аналогии со словами «сопричастность» и «сострадание»  слово «Совесть» - это Весть, но сопричастно с КЕМ?  Вопрос, на который каждый ответит САМ.  А стихотворение, которое я сейчас прочту, называется «Баллада о Душе».               
10.   «Баллада о Душе».
Она... Звезда, упавшая с небес
 На Землю, как на пыльную дорогу...
 Скиталица, взошедшая на крест,
 Как будто в том ее подобье Богу.
 В ней все темнеет, как перед грозой,
 Когда коса сойдутся вдруг и камень.
 В ней грань легла под Божьею фрезой –
 Грань совести – колеблющийся пламень.

 И если ты не властен, не богат,
 И Бог даёт – ты жаждешь стать богаче,
 Но бал пройдет, и недалек закат
 И все уйдет, и будет все иначе,
 И что возьмешь с собой ты в дальний путь,
 Кроме нее, когда в нетленной дымке
 Ты унесешь свою земную суть,
 Своих страстей, привычек фотоснимки?


 Вглядись в нее... Так северный шаман
 В огне находит вещие знаменья.
 Вглядись в нее сквозь будничный туман,
 Подслушай шепот этого мгновенья,
 Почувствуй эту тоненькую нить,
 И этот миг в тебе, как откровенье...
 Не тем ли нам дано искусство  Жить,
 Чтобы прожить в нём каждое мгновенье.
 И если спит она – её буди!
 Весенним запахом и упоеньем лета,
 И одиночеством в осенние дожди,
 И утренним молчанием рассвета...
 И пусть ей вознестись на пьедестал
 Навстречу будням, боли и злословью,
 Когда бы ты в самом себе восстал
 Забытым русским именем – Любовью.
            «Забытым русским именем Любовью…»   И никто не способен так любить своего ребёнка, как мама.  Петь колыбельные песни, рассказывать  сказки…    Но любить – это ещё и  ответственно!
            Да, поэтому  от нас зависит, кем вырастут наши дети. Кстати, слово «ОтвеДственность» в результате реформ русского языка отличается от своего первоначального значения и произноситься через букву «Д».   И в основе этого слова лежит не слово «ответ», а «От ВеД». А это значит:   Не  отвечаю за то, что делаю не ведая.  А  Ведаю и делаю!
           «Как Вы, люди, мыслите, таков он, наш покой»… Это слова  из  Русской Азбуки.  И чтобы правильно мыслить, надо знать истинное значение Слова. Ведь  народ жив, пока живы его Язык и Культура.
11. Песня «Не исчезни».
       А помнишь, как в сказке «Царевна Лягушка» Иван  Царевич  идёт на поиски невесты в кощеево царство?  Идёт  по нити  в след  за клубком…
        Это Нить Судьбы. В древних Ведических Храмах  хранительница родного  Очага Богиня Судьбы  Макош   была изображена с веретеном в руках, ибо плела нить Судьбы.  А  Иван идёт по этой нити совершая Добрые Дела… И  потом это помогает ему победить Кощея.   
         Поэтому в завершение нашей встречи мы хотим пожелать Вам и Вашим детям   в отвеДственные минуты жизни  делать  Правильный Выбор.   Ведь  что есть богатство?  Деньги?  Или то, что  Богом дано?
         А теперь я хочу  прочесть стихотворение, которое  даёт представление о том,  каково творческому человеку жить в мире, где «златая цепь на Дубе том…»   Ведь и  славянская мифология, и предметы быта, созданные нашими  Великими  Предками, как произведения искусства  - всё говорит о том,  что наши далёкие предки были  людьми творческими и незаурядными …
12. Ст. «Скрипка»:
Не забивайте скрипкой гвозди...
Не променяйте дар на хлеб.
А где он, хлеб? В каких он звёздах?
Ищите... Если Вы не слеп.

Как хорошо иметь работу,
Когда собой не быть нельзя...
Все родились мы для чего-то.
И хлеб - не просто хлеб... Стезя.

Но если Вы, услышав скрипку,
Когда зудит осенний дождь,
Начнёте в чувстве видеть прикуп,
Поймите, то... Святая ложь.

Не забивайте мною гвозди...
Ведь хлеб насущный - не каток.
Поймите Вы, пока не поздно,
Я - Скрипка... А не молоток.
        Вы прослушали  авторскую литературно-музыкальную программу  «Мы и русская народная сказка», в которой  прозвучали фрагменты из русских народных песен «Ой, то не вечер…» и «Степь»,  песни и стихи Виктора Сухарева, а так же песни «Времечко», «Иванушко» и «Не исчезни», написанные на стихи Виктора Сухарева Дмитрием Меркуловым.