Ю. Л. Прокушев. К 80-летию Поэта

Василий Дмитриевич Фёдоров
 

  ПРОРОЧЕСКОЕ ПРОЗРЕНИЕ
    К 80-летию Поэта

В феврале 1998 года исполнилось 80 лет со дня рождения
выдающегося поэта России Василия Дмитриевича Фёдорова. Ныне, “на расстоянии”, особенно очевидно, сколь велик и прекрасен духовный вклад поэта-пророка в сокровищницу отечественной культуры. Истоки творчества поэзии Василия Фёдорова восходят к глубинам народной жизни, особенно его родной Сибири, которая подарила России этого самобытнейше- талантливого, дерзкого, мудрого чародея Слова. Его сердце, душа, ум — прозрели, прочувствовали и “мировые потрясения” и “горе одного двора”. Василий Фёдоров наследовал, оберёг, обогатил и развил в своих крылатых стихах и трагедийных поэмах от “Проданной Венеры” до “Бетховена”, “Седьмого неба”, — немеркнущие традиции русской класической словесности от “Слова о полку Игореве”, от Пушкина, Лермонтова, Некрасова до Блока, Маяковского, Есенина, Твардовского.
   В наши дни становится очевидной та истина, что богатейшее художественное наследие Василия Фёдорова занимает достойное место среди великанов русской поэзии.
   Многие стихи и поэмы Василия Фёдорова, опубликованные им несколько десятилетий назад, сегодня ещё более современны.
Кажется, что родились они в сердце поэта-пророка в наше горько-трагическое время мировых потрясений и катаклизмов.
   “Не ворошите старые могилы, они чреваты новою бедой”, — по-народному мудро и дальновидно упреждал нас всех поэт. Не прислушались к его пророческому гласу. Наворошили
с хрущевских времён так, что дальше ехать некуда!
  Спросите прежде всего у реки, “куда б она сама хотела повернуть”. Не справшивали в обуявшей нас гордыне и безоглядного “покорения” природы. И доповорачивались, допокорялись!
   “Семья как государство в государстве”. Храните семейный лад, красоту вашей любви. “По тому, как людям любится,здоровье мира узнают”. Мы же вместо этого выпустили из бутылки масскультуры джина секса, порнографии, наркомании.
Особонно “преуспевают” в этом в наши дни средства мас-
совой информации. Наше “свободное” телевидение и “свободное” “новое кино” прилагают бешеные усилия, чтобы окончательно посадить народ, особенно юные души, на “иглу” бездуховности, бесстыдства и содома.
   Василий Фёдоров был убеждён: поэт — это организатор гармонии, а гармония — это всегда красота. И ещё: “Идея красоты — это идея правды. Ложное не может быть красивым”.
   Как и его великий предшественник — Фёдор Михайлович Достоевский, Василий Фёдоров, более чем кто-либо из его современников, и не только поэтов, по-своему верил самозаб-
венно, что красота спасёт мир.
   Стихи поэта лучше всего говорят об этом. Он стремился в них “раскрыть все виды красоты”.
   Едва ли не более всего ум и сердце Василия Фёдорова неотступно тревожила та трагическая историческая реальность,
о которой он поведал в своей классической поэме “Проданная
Венера”: “За красоту людей живущих, за красоту времён грядущих мы заплатили красотой”.
   Сказано это было в 1956 году! В этих четырёх строках всё: и наша трагедия, и наш героизм, подвиг народа-первопроходца, прокладывающего человечеству путь в будущее. Непомерно велика цена, велики жертвы! Способен на это лишь народ, озабоченный судьбой других народов, всего человечества.
Дальновиден, дальнозорок был сибирский поэт-мудрец, поэт-
философ.
   Ещё одна неотступная дума тревожит поэта, его душу и ум.
Как бы тёмные, сатанинские силы не одолели, не “захватили”
народное сердце и сердце каждого из его соотечественников.
Сегодня воистину упреждающе-пророчески звучит стихотворение
1955 года “Сердца”...
   Как это ни горько осознавать, но не вняли мы мудрому голосу поэта. И не уберегли наши сердца от многочисленных недругов нашего отечества. Будем надеяться, что это “затмение”  ума и сердца — пройдёт. А полная любви и веры в свой народ, Россию, поэзия Василия Фёдорова — будет и впредь для всех нас дорогой и близкой надеждой.
   Да, Василий Фёдоров — Личность. Яркая. Самобытная. Дерзкая. С русским, по-сибирски широким, задушевным, прямым характером. Личность — притягающая к себе неодолимо.
   Его стихи — как память века.

                ЮРИЙ ЛЬВОВИЧ ПРОКУШЕВ 

                (Публикуется начальная глава)