Предисловие к книге Книга Любви и Веры

Василий Дмитриевич Фёдоров
 Предисловие к книге
 *КНИГА ЛЮБВИ и ВЕРЫ*

   В этой книге, по существу, две книги, два главных
 лейтмотива моего творчества — мотив Любви и мотив               
 Веры. Они взаимосвязаны и обусловлены, что дало
 мне возможность *Книгу Любви* и *Книгу Веры*
 объединить одним общим названием.

     Почему *Книга Любви*, а, скажем, не “Строки”,
 не “Страницы любви” и прочее? Да потому, что в
 неё легли не временные настроения моего сердца,
 а нечто большее — весь путь радостей любви и печа-
 лей. У этой книги есть начало, как было оно в жизни,
 но нет конца, потому что заканчивать такую книгу не
 хочется. Сердце ещё любит.

   Если бы любовь была только благополучной, думаю,
 книги не было бы. Любовь должна была пройти через
 испытания,— через сомнения и утраты, но сохранить верность и память.
 Она должна была пройти к своему “Второму огню”.
 Любовь — всегда благо.
 Несчастной любви не бывает. Даже самая трудная—
 всё же счастье.

      *Книга Любви* — это исповедь моего сердца.
 В ней потому и нет поучений, но всё же хочется на-
 деяться, что из признаний поэта можно тоже извлечь
 уроки. Влюблённые часто говорят милые глупости,
 даже банальные на равнодушный слух, но для них
 самих полные смысла и волнения. Задача поэта в том
 и состоит, чтобы внушить читателю хоть частицу сво-
 его волнения.

   Без любви коммунизма не построишь. Среди наших
 лозунгов, таких, как “мир”, “труд”, “дружба”, есть
 и “счастье”. А какое же счастье без любви.

             Любовь мне — как блистание
             Звезды над миром зла.
             Любовь мне — как призвание
             На добрые дела.

 Наше время — время борьбы, а любовь — чувство
 наименее защищённое, наиболее уязвимо и страда-
 тельно. В борьбе мы иногда вынуждены поступиться
 этим благородным чувством, хотя хорошо знаем, что
 боремся ради того, чтобы защитить достоинство че-
 ловека и его любовь. Тут и начинается вторая моя
 книга — *Книга Веры*.
  Как и первая, она писалась мной всю жизнь
 и составлялась по тем же законам,
 ибо тема веры решалась тоже не однозначно,
 а в разных состояниях, аспектах и гранях.

    Вопрос веры — коренной вопрос нашего времени.
 Жизнь усложнилась и даёт всё больше поводов для
 сомнений. Прежде всего, угроза термоядерной войны
 поставила под сомнение саму жизнь, её морально-
 нравственные и эстетические ценности — труда,
 любви, природы, искусства и литературы, в том чис-
 ле и поэзии. А это значит, что вопрос веры ставит
 перед нами вопрос нашей гражданской активности и
 нашей ответственности за судьбы мира.

    И хотя поэт мыслит не столь прямолинейно,
 всё равно на материале окружающей нас жизни эти вопросы
 не могут не высвечиваться.
    В этой книге представлены и мои поэмы, но они,
 на мой взгляд, не нарушают общей конструкции
 двуекнижия.
    Наоборот, в них ещё заметнее мосты от Любви к
 Вере, при этом не имеет никакого значения тот факт,
 что “Аввакум” и “Бетховен” написаны на историчес-
 ком материале, а “Белая роща” и “Проданная Вене-
 ра” — на современном.

    Можно объяснить конструкцию своей книги, но не
 стихи. И вовсе не потому, что их нельзя объяснять,
 как утверждают некоторые поэты и критики.
    “Можно, но не нужно”, как сказал по какому-то
 поводу Чехов. Часто стихи, посланные в жизнь,
 начинают обрастать своим собственным смыслом,
 отличным от того, какой вкладывал в него поэт.

    Главное — не мешать читателю читать, а себе
 работать.
               Мне у костра Любви и Веры
               Ещё дежурить до зари...



 1974г.                Василий Фёдоров

*
 МАРЬЕВКА. РОДНИК ПОЭТА ВАСИЛИЯ ФЁДОРОВА