глава 71

Дюринг Евгений
по совету стоиков следует упражняться размышляя о различных несчастьях которые могут приключиться с нами в жизни и заранее себя к ним готовить чтобы сохранить присутствие духа если с нами и вправду произойдет что-то подобное и для того чтобы не тревожиться понапрасну из-за этих предполагаемых несчастий когда они еще не наступили

для этого следует по возможности ярко и подробно представлять себе все эти несчастья и разлагая их умом на отдельные элементы из которых они складываются убеждать себя в том что ни один из не является таким пугающим каким он кажется нашему чувству или предчувствию

возьмем для примера страх смерти и прежде всего разделим его на два страха первый это страх полного исчезновения и второй страх мучений связанных с этим исчезновением после чего рассмотрим каждый из них отдельно начав со страха полного уничтожения «я»

представим будто мир устроен таким образом что в нем нет ни болезней ни катастроф и поэтому каждая смерть совершается внезапно и мгновенно без каких бы то ни было предшествующих знаков примерно так как гаснут окна в многоэтажном доме

будет ли такая смерть пугающей подумав мы ответим отрицательно мы опасались бы ее если бы предполагали посмертное существование условия которого зависели бы от того что мы успели сделать в этой жизни и мы тревожились бы думая что может быть не успели обеспечить себе достойного существования после смерти так же как человек среднего возраста мог бы тревожиться о накоплениях которые обеспечили бы ему безбедную старость

но если мы говорим о страхе уничтожения «я» то такую тревогу нужно отбросить потому что это тревога другого рода и вызывается она другими причинами которые мы возможно рассмотрим позднее теперь же сосредоточимся на мысли о внезапном исчезновении много ли пугающего найдем мы в таком конце это будет что-то вроде внезапного обморока и если отделить факт исчезновения «я» от всего сопутствующего то сам по себе он никак не может показаться пугающим

сопутствующими же могут быть мысли о детях и стариках которых мы оставляем без поддержки о любимых которых мы оставляем в одиночестве но это уже скорее страх страданий чем страх исчезновения мы сострадаем тем кого как мы думаем наша смерть может затронуть и по сути это чувство не столько страх сколько огорчение о котором если и стоит говорить то в другом рассуждении

итак мгновенное исчезновение нас не должно пугать но точно так же не должны мы страшиться и того исчезновения которому предшествует долгая агония или какие-то иные страдания потому что исчезновение остается исчезновением то есть тем же самым что и в первом случае оно остается тем же что бы ему не предшествовало и если мы не боимся его в одном случае то не должны бояться и в другом

остается рассмотреть страх страданий и мы займемся этим когда у нас будет время сейчас же вернемся к А. и попытаемся восстановить цепь случайностей которая привела его в этот темный римский тупик и которую следовало бы называть не цепью а тропой или нитью раз уж она куда-то его вела и привела

насколько вообще это правильно говорить о случайности и не связаны ли все события в нашей жизни в крепкую цепь причин и следствий которые в свою очередь становятся причинами для других следствий и так далее пока одно из следствий не окажется столь своеобразным что уже не может быть причиной для чего-то последующего выражение «цепь» здесь было бы вполне уместным потому что рассматриваемый вопрос никак не связан с представлением о пути