Сказ о Петре и Февронии

Игорь Свеженцев
Ради мира, любви и гармонии
Это сказ о Петре и Февронии.

***
Стелется трава-мурава
Вокруг - около града Мурома.
Божьей милостью градом правил
Добрый князь по имени Павел.
И пришло ему испытание -
Для жены его поругание.
До неё лихой змей повадился.
Во всём княжеском принарядится,
Станет с Павлом он, как две капли схож
И на блуд готов и в покои вхож.
До княгини змей домогается
И она ему покоряется.
Вот такая вышла беда.
Окропи нас Святая вода!

Наваждение долго тянется   
Ничего с тем змеем не станется.
Над княгиней он измывается
А она в грехе мужу кается. 
Говорит тогда князь своей жене:
Хорошо, что ты рассказала мне.
Стану думать я, как же нас спасти,
Увести тебя с края пропасти.
Ты спроси врага, как бы невзначай:
Убоится ли супостат меча?
И жена вершит, как приказано.
Вот и нужное слово сказано,
Будто вправду ей полюбился,
И поверил змей и открылся.
От Петра плеча, Агрикова меча
Суждена мне смерть! – молвил сгоряча.
И уполз опять восвояси
А жена о том сразу князю
Рассказала всё, слово в слово.
Да спасёт нас сила Христова!

Был у Павла брат, его звали Петр
Был он справедлив, в нашей вере тверд.
Вот к нему-то князь обратился
И бедой своей поделился.
       С братом брат тогда разделил печаль
Только где ж сыскать нужного меча?
А Петру помочь брату хочется
Ходит-бродит он в одиночестве.
По пустым местам, по святым церквам
И молитвы он сотворяет там.

Вот и в храме ВоздвИжения креста
Возносили молитвы его уста.
И как только Петр помолился.
Отрок некий там появился.
Говорит Петру: «Хочешь услужу,
Добрый меч тебе, княже, покажу
Тот, что Агриковым прозывается,
В этой церкви он обретается».
Посмотри сюда, между серых плит
В алтаре святом от людей сокрыт».
Петр забрал себе острый тот клинок,
Чтобы сокрушить теперь злого змея смог.
С той поры искал только случая.
С Божьей помощью всё получится!

Каждый божий день к брату Петр ходил,
За снохой своей исподволь следил.
Вел учтивую он с княгиней речь
А при нем всегда был чудесный меч.
Как то с Павлом он разговор ведет,
А затем тот час Петр к снохе идет.
Как вошел в покой видит там уж брат
Петр тогда бегом поспешил назад.
На пути слуга попадается,
Петр в увиденном сомневается:
«Ты скажи, слуга, как случилось так
Или скор наш князь иль морочит враг?
Я от князя шел узкой лестницей
И опять же с ним снова встретился!»
Отвечает тот: «Князь не выходил
Обознался ты, он ли это был?»
К брату Петр вошел, говорит ему:
«Нас морочит змей, видно по всему.
Ты теперь, мой брат, оставайся тут
Чтоб избавил я нас от вражьих пут».
Крестным знаменем осенил себя
И на бой спешит брата возлюбя.
Положить готов за него живот
И мечом своим морок смело бьет.
От удара меч изгибается,
На полу злодей извивается.
Обратился гад, в естество свое
А из раны кровь беспрестанно льет,
Летит брызгами во все стороны,
И над Муромом вьются вороны.
Так и вышло, что мерзкий змей издох
Только Петр-герой с той поры стал плох.
Кровь змеиная князя облила.
Ядовитая эта кровь была.
Изъязвило всё тело белое.
Помолитесь, кто в Господа верует!

Князь, израненный, от язв мается,
Но от них никак не избавится.
На Рязанщине слуги верные
Ищут лекарей, чтоб наверное
Излечить Петру боль телесную.
Им встречаются люди местные,
Люди разные, кормят сказками.
Раз приехали в село Ласково
Отрок княжеский входит в первый дом.
Оттого что дверь не закрыта в нем,
Беспрепятственно идет в горницу
Да и видит то, что не водится.
В одиночестве ткёт там дЕвица
А по горнице заяц мечется,
Скачет, прыгает, как играется.
Княжий отрок сим изумляется.
А девица вдруг говорит ему:
«Плохо коль ушей не бывать в дому,
Без очей ужо худо горнице!»
И опять же ткет. Дело спорится.

Не поймет речей отрок княжий,
Ждет ещё чего дева скажет.
О хозяине  вопрошает,
От ответа недоумевает.
«Пошли мать с отцом взаймы слезы лить,
Брат же мой теперь, смерть сквозь ноги зрит».
Говорит слуга: «Объясни сие!
Ведь ни слова здесь не понятно мне.
Ему дЕвица отвечает,
Жалко, плохо его встречает
Разговор же сей, дескать, вовсе прост.
Уши во дворе - это тот же пес,
А ребенок так очи дома
Он глядит на дорогу в оба.
Вот и гостя бы сразу видел,
Не предстала бы в неприбранном виде.
Разъяснила про отца и про мать,
Надо это так понимать:
Плакать взаймы,
Это от того, что все смертные мы.
Проливают родители слезы на похоронах чужих
А в свое время также оплачут их.
Брат, как и отец, древолаз - бортник,
На древо взбираясь, сквозь ноги на землю смотрит.
Если кто с высоты той сорвется
Тот и с жизнью тотчас расстается.
Получается, что на смерть
Он сквозь ноги пошел смотреть.

Понял слуга девица мудрости не посторонняя:
«Как величают тебя?» «Феврония
Люди меня зовут,
Вот и мне скажи, что ты ищешь тут?»
«Я слуга князя муромского Петра,
И коль скоро я вижу ты мудра,
Можешь ли мне советы дать,
Где тут лекарей по земле искать.
У господина моего раны от змеиного яда,
Излечиться бы ему надо,
Только прежние знахари не помогают,
Господин мой тяжко страдает.
Все тело его болит.
Он щедро того наградит,
Кто в болезни ему поможет.
Отвечает девица: «Ну, что же
Приведи своего князя сюда,
Может, отступит от него беда.
Коль сердцем чист кто будет
Господь того не забудет!»

Услыхав теперь, о девице сей
Петр решил, что сам должен съездить к ней.
Привезли Петра к девице на двор,
Повели же с ней слуги разговор,
По княжескому наущению,
О том, кто же возьмется за лечение
За великую награду.
Отвечает девица: «Награды не надо.
Буду я сама князя лечить,
Если он возьмет к себе в Муром жить
Не прислугой,
А законной супругой.
Изумился Петр, но отнесся с пренебрежением
К таковому предложению.
Как этакое может случиться,
Чтоб князю с дочерью древолаза обручится?
Но велел он Февронии сказать,
Что согласен её в жены взять,
Если его от болезни избавит,
А там как Господь управит.
Взяла Феврония плошку закваски хлебной,
Дунула на неё и стала закваска целебной.
«Пусть баню истопят князю,
Пусть смажет тело этой мазью,
Лишь один струп оставит не помазанным» -
Так было Февронией сказано.
А всем прочим болящим рецепт прост:
Молитва Господу и пост.

Прежде чем пойти в баню лечиться
Решил князь в мудрости Февронии убедиться.
Посылает к ней слугу с пучком льна.
Дескать, будущая княжеская жена,
Если таковой быть хочет,
Должна соткать из этого сорочку.
За время пока он будет в бане мыться.
Объяснил слуга задачу девице,
А Феврония ему говорит:
«Должен ты от полена пядь отрубить
И снести своему господину.
Чтоб было у нас все честь по чину
Пусть и он смастерит мне ткацкий стан
За тоже время и как умеет сам».
Слуга князю передал ответ.
Отвечает князь: «Возможности нет
За малое время из чурочки такой
Изготовить что-либо рукой!»
Тогда Феврония говорит:
«А как из пучка такого изготовить нить,
Чтоб хватило на целую сорочку?»
Вот и поговорили про между прочим.
Дала Феврония князю понять,
Что ей мудрости не занимать.
До всего доходит сама.
Пусть и нам Бог прибавит ума.

Мыться Петр в баню пошел,
От мази ему хорошо.
Лечение оказалось полезным
Вот уж князь и не чувствует болезни.
Своему исцелению Петр дивился
А всё ж на Февронии не женился,
Из-за происхождения её низкого,
Не рассмотрел человека близкого.
Велел дары ей богатые послать,
Но она не пожелала принять.
Отъехал Петр к себе восвояси.
Только вновь становится худо князю.
От одной не помазанной по наказу Февронии язвы
Опять пошла по телу зараза.
Пришлось Перу к девушке воротиться
За поступок свой повиниться.
Дать Февронии слово твердое,
Что не будет он больше гордым.
И возьмет её в жены точно,
Коль сама того ещё хочет.
И Феврония князя простила,
Помогла ей святая сила
Вновь лечение произвести,
От болезни князя спасти.
С той поры стал здоров совершенно,
И почувствовал сердцем блаженство.
Петр с Февронией обвенчался
Не с того, что он в этом ручался,
А с того что Господь вразумил.
Ведь насильно не будешь мил.
Так и стала Феврония княгиней
И супруги решили отныне
Жить в согласии и благочестии,
И молится Господу вместе.

Тем временем скончался князь Павел,
И князь Петр стал в Муроме править.
Бояре Февронию невзлюбили
Происхождения её не забыли.
А пуще того при этом
Творили на княгиню наветы.
Дескать, есть у неё привычка
Крошки собирать, как птичка,
Будто голодная опять.
Простолюдинка, что с неё взять!
Услышав слова такие,
Пожелал князь испытать княгиню
Повелел Февронии отобедать с ним за одним столом
И вот что было потом:
Собрала после  трапезы княгиня крошки,
Разжал ей супруг ладошку
А там
Ладан и фимиам.
Князь Петр устыдился
И больше ни разу не усомнился.
В жене своей благоверной.
Избави нас Господь от скверны!

Но бояре муромские не остепенились,
Как-то раз к Петру заявились
И говорят ему: «Княже,
Пусть Господь нас за это накажет,
Но тебя хотим самодержцем иметь,
А жену твою не можем терпеть,
Супругам нашим подчиняться ей, нет мочи,
Пусть уходит куда захочет.
А ты возьми себе другую жену.
Петр, ради Бога, любил тишину
Посему гневаться не стал,
Только и сказал:
«Сами Февронии всё расскажите
И ответа у неё ждите».
Потеряли разум бояре неистовые,
На пиру стали отрицать истину
Дара Февронии исцелять,
И лаялись на неё опять.
А потом не постыдились
И к Февронии обратились:
«Дай ты нам по-хорошему
Того, что нами испрошено!»
Говорит Феврония: «Чего хотите?»
А бояре в изрядном подпитии
Отвечают: «Возьми сколь хочешь злата,
Но оставь княжеские палаты.
Мы не станем теперь претворяться,
Не хотят наши жены тебе подчиняться
За любую награду
Уходи из града!»
И Феврония им отвечает:
«Заветную награду чаю,
Злата-серебра мне не нужно.
Прошу моего мужа.
Со мной его отпустите,
И коль не права то простите».
Бояре и рады даже:
«Слова тебе не скажем,
Если сам Петр согласится!»
И пуще давай веселится.
Коль и правда Петр от власти откажется
То кто на престоле окажется?
Каждый подумал про себя:
«Почему бы  не я!»
А князь Петр заповеди не нарушил,
И брак свой не порушил.
Каждый должен знать
Не может муж жену прогонять
Коли не прелюбодейка.
Не сделался Петр злодеем
По боярской навету.
И слава ему за это.

Оставил Петр княжение.
Претерпел унижение
За любимую.
С той поры эти два имени:
Петр и Феврония, неразрывно связаны,
И живут в этом мире сказами,
И поются под небом песнями,
Потому что остались вместе.
Как их в лодочки посадили
Так они по Оке и поплыли.
И плывут сквозь века поныне,
Пусть и нас Господь не покинет.

В лодке с Февронией некий человек плыл
Разгорелся в нем греховный пыл
Искусился бесом, а сам был женат.
Перехватила Феврония его взгляд
Мысли дурные его прозрела
И отвратить от греха сумела.
Чтобы остудить его пыл плотский
Говорит ему: «Испей воды с одной стороны лодки,
А потом с другой стороны испей,
Какая вода слаще или вкусней?»
Отвечает человек: «Одинакова».
«Так пусть будет тебе это знаком.
Одинаково женское естество, иного не познаешь,
А ты, позабыв про жену, о другой помышляешь» -
Так Феврония его устыдила,
Ведь была в ней благая сила.
И человек тот образумился
И более о худом не задумывался.
Так и приспел вечер
Пристали к берегу, делать больше нечего
Как на ночлег собираться,
Тут и стал князь Петр сомневаться
В правильности решения,
Оставить княжение.
Что-то теперь с Муромом будет?!
«Не скорби князь, Господь не забудет,
Наш творец и заступник везде
Не оставит и в этой беде» -
Так сказала Феврония мужу.
Помолитесь, кто слаб и недужен.

Тому легко - кому верится!
Срубил повар княжеский два небольших деревца
Повесил на них котел, чтобы ужин сварить
А Феврония, увидев это, говорит:
«Да будут поутру большими деревьями с ветвями и листвой»
Посему и случилось так, как бы сами собой.
На месте обрубков выросли деревья,
Хорошо тому, кто в Бога верит.

А на утро когда стали на лодки грузится
Пришли бояре муромские Петру поклониться.
Пали ему в ноги,
Говорят: «Вернись ради Бога,
Молим тебя от всей земли муромской
Наделали мы дел по дурости,
Обидели тебя и прогневили,
Да и сами друг друга едва не перебили,
Много вельмож в городе погибло от меча,
Каждый захотел властвовать сгоряча.
Распря началась,
Вот она, какова власть!
Нас сирот твоих не оставь,
Нами по-прежнему правь.
Не хотели мы, чтоб Феврония повелевала женами нашими
Но теперь станем все мы рабами вашими,
С чадами и домочадцами.
Пожалели их Петр и Феврония и решили ворочаться.
С той поры они в Муроме правили,
Молились и Господа славили.
Беспрестанно творя милостыню,
Не оставляли своею милостью
Подданных, как чадолюбивые отец и мать.
Не хотели богатства стяжать,
Правили не жестокостью, но любовью
Относились равно ко всякому сословью.
Были земле муромской пастырями,
Желали всем здравствовать,
Странников принимали,
Нагих одевали,
Голодных насыщали,
И прочих от бед избавляли.
Народ полюбил их сердечно.
Да пребудет Господь с нами вечно!

День за днем заря с небом прощается,
Так и жизнь кончается.
В мир иной Петр и Феврония  отойти вместе решили,
Не разлучаясь, как и на земле жили.
В одну гробницу их положить завещали,
В светлой грусти и тихой печали.
Повелели вырубить из камня звонкого
Два гроба, соединенных перегородкой тонкой,
И положить их по смерти в те гробы.
А сами Божии рабы
В монастыри удалились
И в одежды иноческие облачились.
Нареклись пред высоким небом синим,
Петр Давидом, а Феврония Ефросинией.
Все меж собою братья и сестры.
Любите друг друга, живите просто.

Пришло время Петру умирать
Послал он Февронии сказать:
«Умираю, сестра моя во Христе,
Давай же отойдем вместе».
О просьбе Петра Феврония узнала
Когда лики святых на воздухе вышивала
Для храма пречистой Богородицы,
Работой этой заботилась.
Ответила Феврония Петру:
«Вот воздух дошью тогда и умру.
Подожди немного, мой господин,
Не спеши, не уходи один».
Но Петр Февронию любя
Отвечает: «Не могу долго ждать тебя».
А вскоре и третий раз к ней посылает,
Сказать, что вот-вот умирает.
Феврония воздух почти дошила
Только мантию у одного святого не завершила.
Иголку в полотно воткнула
Тихонько вздохнула
Нитку вокруг иголки замотала
Петру ответ отослала,
Что вместе с ним умирает
Как он того и желает.
Помолились супруги и опочили
Не разлучаясь, как и жили
В праздники и будни.
В двадцать пятый день июня
Отдали Богу свои святые души.
Что может быть лучше?

Видит Бог нас грешных насквозь.
Поначалу решили похоронить супругов врозь.
Дескать, раз стали иноками нельзя их вместе упокоить.
Так в Муроме решили устроить,
Чтоб лежать Петру-Давиду у соборной церкви Богородицы,
А сестру Ефросинию, как у монахинь водится
Похоронить в ограде Воздвиженского монастыря.
Но задумали это зря.
Наутро гробы опустели,
А тела их и в самом деле
Оказались в едином гробе
В котором, и хотели лежать оба,
По завещанию, когда еще жили.
Супругов снова в отдельные гробы переложили,
Но святые вновь соединились
Вот тогда уж люди смутились.
Не посмели тела больше трогать
Раз угодно такое Богу.
У церкви Рождества Богородицы погребли святых
И с тех пор почитают их
Покровителями семьи и верности.
От седой стародавней древности
Их любовь в наше время тянется,
Ничего с Россией не станется
Коль супруги в нашем краю
Жизнь усердно построят свою
По примеру Февронии и Петра.
Слава их чиста и мудра
И до сей поры вразумляет,
От недугов людей исцеляет,
Посылает нам просвещение
Миру русскому во спасение.


***
Верующий бессмертен, верующий непобедим.
Благоверным Петру и Февронии похвалу воздадим.
Радуйся Петр, силе от Бога данной
Совершить тебе подвиг бранный
Змея хитрого победить,
И по правде в народе жить.
Радуйся Феврония, с самого начала
В голове твоей заключалась
Мудрость святых мужей достойная,
Тихая и благопристойная.
Радуйся Петр, ибо за брата заступиться хотел,
И за это мучения от змеиного яда претерпел.
Радуйся Феврония, ибо уже в девичестве умела
Исцелять от недугов тело.
Радуйся Петр, супружеское счастье,
Поставивший, выше власти.
Все наветы отринувший,
И супругу не покинувший.
Радуйся Феврония, по твоему слову
Выросли срубленные деревья снова.
Радуйтесь честные предводители
Народу своему добрые родители.
Радетели и милостыни податели,
Мурома оберегатели.
Радуйтесь, не разлучились по смерти тела ваши,
Предстоите вы перед Христом Богом нашим
Преподобные и преблаженные. Незримо
Земля наша вами хранима.


***
О, вы, Божьи угодники, о, предивные чудотворцы.
О, молитвенники и хранители, о, заступники и миротворцы,
В граде Муроме обитавшие,
И по всей Руси просиявшие
Благоверные княже Петр и княгиня Феврония
Укрепите нас в обороне
От всякого нечестия.
Помолитесь о нас вместе.
Прибегаем к Вам и Вам молимся,
Верим крепко, что всё устроится
По святому молению Вашему
Ко Христу Господу нашему.
Испросите у Его благости
Нам благопотребные радости:
Веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну
И благочестие верное,
В добрых делах успех
И мира для нас всех,
Плодородия земли и воздуха чистого.
Помолимся истово
О здравии тел и душ спасении.
Исходатайствуйте у Царя Небесного благоволения
Скорби и печали от рабов Его отвести
И от погибели нас спасти.
Испросите Церкви Святой тишины,
Державе Российской избежать войны.
Мирного благополучия причины,
Доброй христианской кончины.
Отечество Ваше от зла оградите,
Приходящих к Вам милостью осените,
Чаяний наших не презрите
И молитву о нас сотворите.
Будьте о нас вечные Господу предстатели
О душах наших старатели.
Сподобите нас Царство небесное унаследовать,
Вере православной следовать,
С вашей помощью спасение получить,
Славить Господа и любить.