Поэма Женитьба Дон-Жуана. Песнь Четвёртая

Василий Дмитриевич Фёдоров
         ИРОНИЧЕСКАЯ ПОЭМА   
        *ЖЕНИТЬБА ДОН-ЖУАНА*

          ПЕСНЬ  ЧЕТВЁРТАЯ         


               За свободу в чувствах есть расплата,
               Принимай же вызов, Дон-Жуан!
                Сергей Есенин

 Землёй рождённый,
 Преданный лесам,
 Я с детских лет стремился к небесам,
 Как к высшей правде жизни и познанья,
 Где бедствуют особенной бедой,
 Где плачут не обычною слезой,
 А золотыми звёздами страданья,
 Но грузом человеческих забот
 Отринут был
 От голубых высот.

 Познавшему людские недомоги,
 Что до того мне,
 Как страдают боги!
 За Демона не стал бы я рыдать,
 Когда бы он в трагическом кошмаре
 В той неземной любви к земной Тамаре
 Не попытался человеком стать.
 Теперь людская боль мне поневоле
 Становится больнее
 Личной боли.

 А мой Жуан,
 Друг и товарищ мой,
 Был всё ещё в душе полугерой,
 Он к человеку шел от полубога,
 Свою Наташу искренне любя,
 Шёл смело, но до нового себя
 Недотянул совсем-совсем немного,
 Когда в пути на крайнем спуске вниз
 В его семье
 Сотрясся катаклизм.

 Давно ли он,
 Нежданную, как призрак,
 Наташу внёс бы в донжуанский список,
 Где были и звучнее имена.
 В том списке на бумаге глянцеватой
 Какой-нибудь, ну, скажем сто двадцатой
 Стояла бы Наташа Кузьмина.
 Состав пополнив своего гарема,
 Тетрадь закрыл бы —
 Вот и вся проблема!

 Пока я излагал
 Событий суть,
 Жуан уже ступал на этот путь,
 Ворчал сердито:
 — Замолчи!.. Не надо!.. —
 И вновь шагал в своих былых веках
 С презрительной улыбкой на губах
 И молодым высокомерьем гранда,
 Но я его вернул к своей эпохе:
 — Где женщины плохи,
 Мужчины плохи.

 — А если дрянь жена? —
 Спросил он гневно.
 — Не торопись, она чиста душевно. —
 Жуан скосил свой уросливый зрак,
 Цедя слова с издевкою жестокой:
 — Измена с благородной подоплекой,
 Так, что ли, друг мой?
 — Если хочешь, так.
 — Чиста душой? —
 И гаркнул обалдело:
 — Нет!.. Я предпочитаю чистым тело!

 В чужой душе,
 Как ни свети, темно.
 Вот и смывай родимое пятно
 Замашек буржуазно-феодальных.
 Ведь многие на жен чужих глядят,
 А собственных коснётся, все хотят
 От них поступков только идеальных.
 И я спросил:
 — А у тебя из ста
 Была ли хоть одна во всём чиста?

 Опешил он,
 Не каясь в связях с ними:
 — Они же были жёнами чужими!
 — Но если в прошлом для своих любвей
 Ты чистоту считал души ненужней,
 Представь Наташу за другим замужней
 И по привычке заново отбей,
 Тогда она, полученная с бою,
 Уж не тебе изменит,
 А с тобою.

 На этот раз
 И я не без уловки
 К поступкам подводил мотивировки:
 — Нет, милый мой, двоить себя нельзя,
 Быть может, снова, как уже когда-то,
 К нам подступает век матриархата,
 А мы не знаем и бушуем зря. —
 Жуан, заметив, что его дурачу,
 Послал меня
 Ко всем чертям собачьим.

 Герой — потёмки,
 Но по резкой речи
 В нём человека нам увидеть легче.
 Как только начал он меня бранить,
 Я сразу понял, что мой друг с разбегу
 К себе вернулся, то есть к человеку,
 А с человеком можно говорить.
 — Сядь! —
 Приказал Жуану я, готовясь
 Сказать ошеломительную новость.

 — Твоя беда
 Была неотвратима,
 Да, да, ведь сам ты породил Вадима,
 Собравшего в себе твоё хламьё.
 О, донжуанство без душевных граций —
 Подлейшее из поздних генераций,
 Оно теперь возмездие твоё!
 Как гордый человек,
 С открытым взором
 Испытывай теперь
 Себя позором! 

 Один и тот же грех,
 Но в двух сердцах
 Неодинаков на больших весах,
 У каждого свой потолок и полка.
 Как ни тяжка Наташина вина,
 Как ни трагична, всё-таки она
 Лишь жертва ложно понятого долга,
 С тобой ли будет,
 С ним ли, подлецом,
 Она того-с...
 Готовься стать отцом!

 Он так смотрел,
 В таком холодном поте,
 Как будто спрашивал:
 За что же бьёте?
 Неясно было, что владело им,
 Боязнь ли, что к былому не вернуться,
 Иль первый страх, что может разминуться
 С таким желанным будущим своим?
 И я, чтобы облегчить груз известий,
 Заметил, уходя:
 — Рождайтесь вместе!

 Закрывши дверь,
 Я в тот же самый миг
 Услышал за собою львиный рык
 И некий шум, как ураган над лесом.
 Так у Жуана в мозг его и грудь
 Вошла психопатическая муть,
 В науке называемая стрессом,
 А возникает этот самый стресс,
 Когда над мыслью
 Чувства перевес.

 А мой герой,
 Как бывший соблазнитель,
 Был не философ, даже не мыслитель,
 Но понимал, в чём благо и в чём зло.
 У самолётов — надо ж догадаться! —
 Чтоб те не разрушались от вибраций,
 Отяжеляют каждое крыло.
 А может, если посмотреть не узко,
 И человеку
 Легче под нагрузкой?

 Сначала в нём
 При взрыве безрассудства
 Возобладали низменные чувства,
 Но не бесплодным был тот львиный рык.
 На бурных взрывах вот такого рода
 Нас подвигала мудрая природа
 Очеловечивать свой тёмный лик.
 Лишь стоило мне друга крепко вызлить,
 Как, пошумев в горячке,
 Стал он мыслить.

 И мысль пришла:
 “Как, не свершая месть,
 Мне сохранить достоинство и честь,
 Кого судьею взять, не унижаясь?
 Насчитывал когда-то до семи
 Я добрых нянек у своей семьи,
 Теперь же все куда-то разбежались.
 Сегодня в положении таком
 Помочь не сможет
 Даже мой цехком.

 Как наказать
 Измену и обман?
 Когда бы вор залез ко мне в карман,
 Его б судили очно и стоглазно,
 А негодяй — не-е-ет, я его убью! —
 Ограбил душу и любовь мою
 И почему-то ходит безнаказный...”
 Стихом поэта
 Для острастки бестий
 Жуан затосковал
 О шпаге чести.

 Тем временем,
 Со злом войдя в мой опус,
 Вадим ещё догуливал свой отпуск,
 Наташа у подруг его ждала,
 Не сдавшись грубой материнской силе,
 А Марфа Тимофевна в том же стиле
 Всё ту же дипломатию вела.
 Вот расстановка лиц, и в ней на диво
 Держался каждый
 Своего мотива.

 Едой пренебрегая,
 Даже сном,
 Печальная Наташа пред окном
 Ждала матроса, глядючи за раму,
 И в том, что после горькой ночи той
 Матрос не появлялся с темнотой,
 Винила только собственную маму,
 Наивно полагая, будто он
 Был в лучших чувствах
 Ею оскорблён.

 Обидно зло,
 Обидней во сто крат
 Любовь и благородство невпопад,
 Самовнушённые по школьным книгам,
 Меж тем когда читаем книги мы,
 То лишь щекочем слабые умы
 Мечтаньями великих о великом,
 Иначе бы — Толстого прочитал,
 Так сразу бы
 Философом и стал.

 Жизнь старше книг.
 Уже через неделю
 Наташе ожиданья надоели,
 И та решила с долей озорства
 Зайти к Вадиму, выбрав путь окольный,
 Пока что на правах подруги школьной,
 А не по праву тайного родства.
 Оделась хоть и скромно, но прилично.
 На этот раз
 Она была практична.

 При встрече рек
 На берегу крутом
 Гордеевых стоял высокий дом.
 Не бредя каменными городами,
 Их дом стоял ещё со старины,
 Когда Гордеевы и Кузьмины
 Дружили семьями или домами.
 С кедровыми венцами
 Дом крестовый
 До сей поры глядел
 Почти как новый. 

 И берег,
 И река напротив дома
 Наташе были с детских лет знакомы.
 Не зная ни заботы, ни тоски,
 Они в реке купались,
 Внешне кроткой,
 В гордеевской переплывали лодке
 На золотые свейные пески.
 Ах, детство, как ты далеко-далече!
 Когда глупы мы,
 Жить намного легче.

 Где две реки
 В одну соединились,
 Там воды цветом надвое делились.
 Наташе стало странно, как она
 Той разницы тогда не углядела:
 Река же половиной голубела,
 А половиною была темна.
 Душою смутной постигая что-то,
 Она вошла
 В тесовые ворота.

 Уже в дому,
 Ухоженном на диво,
 Она застала только мать Вадима,
 В заботе разбиравшую бельё.
 Та увидала гостью и запела:
 — Как выросла да как похорошела! —
 И принялась усаживать её,
 Украдкой пряча в уголок косынки
 Две тайно
 Недоплаканных слезинки.

 По тем слезам
 Наташе ясно стало:
 И здесь её мамаша побывала.
 Жестокая в стремлении своём,
 Она почти что — не почти, а точно —
 Сравнялась в дипломатии челночной
 С американским госсекретарём,
 Но Тимофевны редкие задатки
 Не принесли
 Желаемой разрядки.

 И всё-таки она,
 Как дипломат,
 Уже имела некий результат.
 Её переговоры, то есть ссоры,
 Неумолимо привели к тому,
 Что в этот день
 В гордеевском дому
 К отъезду сына началися сборы,
 А сам он, пережив однажды страхи,
 Сойтись с ней снова
 Не нашёл отваги.

 “Всё для меня!” —
 Вадима был девиз,
 Родителям же этот эгоизм
 Сначала не казался трудной ношей:
 “Всё для него, а значит, и для нас!”
 Но, как и у других, им от проказ
 Единоличника жилось всё горше.
 Родить второго не хватает сметки,
 То и страдают
 Семьи-однодетки.

 Отец сердился,
 Но хитрюга-мать
 Грехи сынка умела прикрывать.
 Вот и теперь, колючим взглядом глядя,
 Как будто бы не зная ничего,
 Заговорила слёзно про него,
 Кивнув на фото:
 — Уезжает Вадя... —
 Покуда рос, был и душа и плоть,
 Завёл жену —
 Отрезанный ломоть...

 На карточке,
 Вниманьем привлекая,
 К Вадиму льнула женщина другая...
 Как будто нож по сердцу полоснул,
 Как будто гром по голове ударил,
 Как будто молний огненные твари
 Обвили грудь и задушили гул.
 Забыла всё, очнулась в жути дрёмной
 На берегу,
 На половине тёмной.

 Там омут был.
 Черней, чем эбонит,
 Он притягал Наташу, как магнит,
 Как взгляд удава свою жертву манит.
 О, красота!.. Недаром говорят,
 Что пожилых страдания дурнят,
 А молодым их красоту чеканят.
 Она была красива несомненно,
 Но красотой теперь
 Уже надменной.

 Ни горьких слёз,
 Ни жалостного вздоха.
 Что скажешь ты мне, милая эпоха?
 Ведь на земле всё та же маета,
 Хотя века над миром пролетали.
 О, сколько женщин!
 Как они глядели
 В холодные речные омута!
 Но не у всех у них, как у Наташи,
 Невидимый хранитель
 Был на страже.

 Высокая,
 Она наверняка
 И на себя глядела свысока,
 Чтоб умереть, собой пренебрегая,
 Уже ступила на ступени дна,
 Вдруг ощутила то, что не одна,
 Что с ней уходит вместе жизнь другая,
 И эта Жизнь уже,
 Как выкрик с мест,
 Активно выражала
 Свой протест.

 Есть горькое прозрение ума:  (*1)
 Ты жизнь у жизни не взяла сама,
 А кто-то дал,
 Так всё, что ни случится,
 Что ни придёт, погибелью грозя,
 Без цели жизни никому нельзя
 Своею жизнью так вот подступиться,
 Тем более, что мрачный водоём
 Ей обнаружил,
 Что она вдвоём...

 Всё это
 О Жуановой супруге
 Я в Марьевке пишу, а не на юге,
 На той пишу Назаркиной горе,
 С которой видно, как, углы меняя,
 Бывает своенравной речка Яя
 В дождливой предуборочной поре.
 Вчера услышал с берега стенанья,
 Что утонула
 Липецкая Таня.

 Ах, Таня!..
 Шестиклассница всего,
 Жила напротив дома моего,
 Мне довелось улыбкой с нею знаться,
 С утра в подмогу маме, говорят,
 Она пасла у берега телят,
 А вечером решила искупаться.
 По выходе на берег окунулась,
 Нырнула вновь
 И больше не вернулась.

 Ах, Таня, Таня!
 Мне бы жизнь воспеть,
 А не твою бессмысленную смерть.
 Найти ей оправданье просто негде.
 Помощница, телят не допасла,
 Не доучилась и не доросла
 До счастья жизни и её трагедий.
 Уж лучше бы над омутом она
 Стояла,
 Как Наташа Кузьмина.

 А у Наташи,
 Повернувшей круто,
 К спасению была одна минута,
 Одна минута, но она была,
 Чтоб заглянуть в глаза
 Манившей бездны.
 Чтобы подняться
 На берег отвесный,
 Любовью прежней выгорев дотла,
 А за любовью, преданной сожженью,
 Судьба сулила самоотверженье.

 Кто видел смерть,  (*2)
 Но избежал погост,
 Кто при беде душою вышел в рост,
 Тот при любой из нош
 Не будет гнуться,
 Так и Наташа одиноко шла,
 С любовью и мосты к былому жгла,
 Чтоб не вернуться,
 Чтоб не оглянуться
 На тот крестовый дом, где у повети
 На частоколе догнивали сети.
 
 Да неужели
 В этот ураган
 Ни разу ей не вспомнился Жуан?
 Нет, вспоминала и впадала в жалость,
 Но, если же по совести сказать,
 Ей стыдно было даже вспоминать,
 А встретиться тем более боялась,
 О чем Жуан узнал и что сначала
 Его ещё сильней ожесточало.

 Как мысленно,
 Переживая стресс,
 Хватал он шпаги мстительный эфес,
 Что думал он в часы своих терзаний,
 Униженный в позоре и стыде,
 Узнал я из допросов на суде,
 Из протоколов первых показаний.
 Так, защищая честь своей семьи,
 Не избежал он
 Роковой скамьи.

 Весь день
 Без суеты и без помехи
 Жуан сурово проработал в цехе,
 Цех стал спасеньем друга моего,
 Где, горю и тоске не потакая,
 Железная работа заводская
 На время отвлекала от всего:
 То калька,
 То шаблон,
 То к мысли повод,
 Глядишь, задаст
 Какой-нибудь шпангоут.

 Закончив смену,
 В тягости души
 Он разбирал к уходу чертежи
 И чередил на новый день по плану,
 Вдруг из-под них
 Предвестьем новых бед
 Упал незапечатанный конверт,
 Коротко адресованный: “Жуану”,
 А в том конверте — сложенный листок,
 Имевший пять
 Машинописных строк.

 !!!! Вот так в начале,
 Как ножи в замахе,
 Стояли восклицательные знаки.
 “Я знаю, ты не трус и не святой,
 Так почему же миришься с позором?
 Сегодня в десять вечера на скором
 Уедет подлый оскорбитель твой.
 Отмсти!!!!”
 Вновь за призывом наказанья
 Стояли те же знаки восклицанья.

 Ещё без мысли,
 Но Жуана взгляд
 Уже вцепился в тёмный циферблат.
 “А кто так страждет за мои обиды?”
 Перечитал записку, и тогда
 Узнал он без особого труда
 Высоковольтный стиль Аделаиды.
 О чём подумал,
 Неизвестно нам,
 Но только взгляд
 Опять прильнул к часам.

 Непостижимо!
 Изумляться надо,
 Что ту записку написала Ада,
 Любовница, покинутая им.
 Подумать, для любви и любований
 Такая амплитуда колебаний!
 Обидчик злой, он всё же был любим,
 Хоть с появленьем у него Наташи
 Любим любовью
 Родственницы старшей.

 Как у металла,
 Если он нагрет,
 У Истинной Любви один лишь цвет,
 Горячий цвет, и отклоненья редки,
 Точнее, он бывает только ал,
 А холодеть начнёт, как и металл,
 Любовь являет разные расцветки:
 Малиновый сойдёт на тёмно-синий,
 А синий низойдёт
 До чёрной стыни.

 Есть женщины
 Душевной темноты,
 А есть негодницы из доброты.
 Они воображают все несчастья,
 Которые на милого падут,
 Чтоб оказаться рядом, тут как тут,
 И проявить душевное участье.
 Скажу, не трогая оттенков всех,
 Была Аделаида
 Не из тех.

 Для выдумки любви,
 По-детски смелой,
 Была Аделаида слишком зрелой
 И слишком опытной, добавлю я.
 Нет, в ней любви воспоминанья жили,
 А раз его, Жуана, оскорбили,
 Считала оскорблённой и себя.
 Не потому ли, что добро являют,
 Таких добряшек
 Чаще покидают.

 Опасно зло,
 Опасней во сто крат
 Бывает благородство невпопад.
 Когда бы Ада не казалась правой,
 А виделась коварной, сердце в нём
 Не вспыхнуло бы гибельным огнём,
 Не отравилось мстительной отравой,
 Теперь же от укора сам не свой,
 Он тотчас заспешил...
 Куда?
 Домой!

 — Зачем домой?! —
 Вы тоже удивитесь
 И скажите, наверно:
 — Экий витязь! —
 А между тем Жуан почти бежал,
 Трамвай попутный на пути приметив.
 Он в этот миг и сам бы не ответил,
 Зачем в свою каморку поспешал.
 В ней было всё печально и уныло,
 Пустынно было,
 Одиноко было.

 Сначала он ходил,
 Не зная сам,
 Что нужно затуманенным глазам,
 О чём томился в беспредметной думе,
 Но, проходя в огляде всё подряд,
 Нечаянно остановил свой взгляд
 На новомодном праздничном костюме.
 И он решил,
 Что в битве даже с блудней
 Не подобает быть
 В одежде будней.

 Под цвет к нему,
 Носимому нечасто,
 Сорочку выбрал он и выбрал галстук,
 По моде крупный узел завязал,
 Сменил ботинки общего топтатья,
 Как будто шёл к любимой на свиданье,
 А не крушить Вадима на вокзал.
 Хотя и новой ожидалась стычка,
 Сказалась всё ж
 Дворянская привычка.

 В костюме новом,   (*3)
 В галстуке на "ять",
 Лишь подчеркнувших молодость и стать,
 Он чуб свой тёмный поднял, как забрало,
 Чтобы с врагом в открытую сойтись.
 Жуан, постой!
 Жуан, остановись!
 "Тик-так, тик-так!" -
 В сознанье отдавало.
 То ходики тиктакали строги,
 Как командора гулкие шаги.

 Он знал врага,
 Но знаньем прежде скрытым,
 По фотографиям, к стене прибитым,
 На двух из них с Наташей тот сидит,
 Гордясь соседством
 И, должно быть, млея,
 Всем напряжённым обликом имея
 Что ни на есть десятиклассный вид.
 Сорвал, хотел их разорвать,
 Но внове
 Подумал с болью:
 “Этот невиновен!”

 Нет, нет, не этот,
 А совсем другой
 Призвал Жуана к встрече роковой:
 Подлец и лжец, играющий на вере,
 Невинных заставляющий страдать,
 Выслеживать себя,
 Ревниво ждать
 Под фонарями в привокзальном сквере,
 К тому удобном, чтоб иметь обзор,
 Но экономно узком,
 Как Босфор.

 Перед любой бедою,
 Вплоть до драки,
 Природа часто подаёт нам знаки,
 Лишь надо быть внимательнее нам,
 А мой Жуан, прямой,
 Почти что фрачный,
 Стоял в тени с решительностью мрачной,
 А если бы взглянул по сторонам,
 Прозрел бы там
 В обычных голых сучьях
 Переплетенья
 Проволок колючих.

 Но мститель,
 Обратив своё лицо
 На шумное трамвайное кольцо,
 Не замечал пророческого знака,
 Он зорко на трамваи всё глядел:
 Уже четвёртый, пятый отзвенел,
 Матроса с ними не было , однако,
 В нём не слабел решительный настрой,
 Тем более
 Что близился шестой.

 Трамвай звенел,
 Рассвеченный и быстрый,
 С его дуги во тьму летели искры.
 Вот завернул и встал,
 И в рельсы врос,
 А из дверей, как самою победной
 Из катера торпедного, торпедой
 Одним из первых вылетел матрос.
 Так вылететь на этот раз, наверно,
 Не помогала
 Марфа Тимофевна.

 Жуан его
 На вылете засёк,
 Измерил взглядом:
 “Хоть и невысок,
 Всё ж, кажется, нахальный и здоровый”.
 В нём не узнал он с фото паренька,
 Как не узнать зелёного дубка
 Под огрубелою корой дубовой.
 Но даже в свете зыбком, как неон,
 В сознанье утвердилось:
 Это “он”.

 Вадим спешил,
 Не склонный к передрягам,
 А тут к нему Жуан особым шагом.
 Нужны, однако, крупные мазки,
 Чтобы представить сразу всю картину:
 Шёл, голову кудрявую откинув,
 Легонько нажимая на носки;
 Шёл напрямик пружинисто, но веско.
 Как он поступит?
 Он поступит дерзко.

 Для встречи
 Им был выбран тот момент,
 Когда противник выходил на свет,
 С тем чтоб ошеломить приёмом верным.
 Вадим успел отставить чемодан.
 Жуан к нему вплотную.
 — Я Жуан!
 — И что?
 —А вот что! —
 И ударил первым.
 Была крепка гордеевская кость,
 К тому же и удар
 Пришёлся скользь.

 — Полундра! —
 Хоть и быстрый,
 Но приметный
 К Жуану полетел кулак ответный,
 Другой бы от него, наверно, сник,
 Но от удара при таком заносе
 Друг знал приём,
 Используемый в боксе,
 Так что противник цели не достиг.
 За этой первой стычкою, однако,
 И началась
 Отчаянная драка.

 Теперь они сцепились
 Грудью в грудь,
 Глаза в глаза,
 Да так, что не моргнуть.
 — Прощайся с жизнью, выродок проклятый! —
 Хрипел Жуан в неукротимом зле
 И, изловчась, ударил по скуле,
 Когда Вадим шатнулся на попятный.
 Но и тому, впадающему в злость,
 Ударом хитрым
 Врезать удалось.

 Запахло кровью —
 Той, что вечно в трате,
 Той алой, что всегда
 За всё в расплате:
 За Жизнь и Честь,
 За Истину и ложь.
 Сейчас она окапала нежданно
 Сорочку белоснежную Жуана.
 Торжествовал подлец,
 А всё ж, а всё ж,
 Как ни хитри он хитростью лукавой,
 При равной силе побеждает правый.

 Здесь действует, (*4)
 И это не секрет,
 Один психологический момент,
 Известный со времён средневековья,
 Когда на поединке в блеске лат
 Ронял нечестный рыцарь свой булат,
 Не к доброй славе
 Обагрённый кровью.
 Ослабла сила этого момента
 Лишь с поздним
 Появленьем пистолета.

 Как говорил Суворов, (*5)
 Пуля - дура,
 Ей нипочём душевная культура,
 Лишь видел да стрелял бы хорошо,
 Но праведность в сражениях неплохо
 И в нашу огнестрельную эпоху
 Выказывалась в малом и большом.
 Девиз победы, если он сердечен,
 Не старится в веках,
 По сути, вечен.

 Жуанова губа
 Кровоточила,
 Но это лишь его ожесточило,
 Зато теперь Вадим Гордеев, в ком
 Для битвы цели не было и жажды,
 Своё лицо ему подставил дважды
 И дважды повстречался с кулаком.
 Он только зашатался, глядя тупо,
 И выплюнул
 Два драгоценных зуба.

 Я видел
 Драку злобную собак,
 Я видел в ранней молодости, как
 Дрались два жеребца непримиримо.
 Читатель мой, не горько ли , пойми,
 Такое же увидеть меж людьми.
 Жуан лишь свирепел и бил Вадима,
 Уже и нос ему сравнял с губой,
 Но всё же продолжался
 Смертный бой.

 Жуан не видел,
 Как народ собрался,
 Как кто-то разнимать их попытался,
 Жуан не слышал, как по мостовой,
 По улице,
 По скверу
 Бегом быстрым,
 Подбадриваясь милицейским свистом,
 Бежал, запаздывая , постовой.
 Вадим уже упал с кровавой маской
 И вывернутой
 В сторону салазкой.

 Вадим лежал.
 Жуан стоял хмельной,
 До боли потрясённый тишиной.
 И понял он по напряжённым лицам,
 По голым веткам у барьера тьмы,
 Что между ним, и миром, и людьми
 Уже прошла незримая граница.
 И только с тем одним,
 Упавшим наземь,
 Ещё как будто
 Сохранялись связи.

 Вадим лежал.
 Жуан стоял над ним,
 Тоской и человечностью томим:
 Позор был смыт,
 Но лёгкость от успеха
 Сменилась горькой тяжестью потом,
 Что наказал прохвоста, а в самом
 Его же боли отдаётся эхо.
 Такая человечность выше права,
 Есть в человечности
 Своя отрава.

 — В чём дело? —
 Вопросил порядка страж
 И, охватив всей драмы антураж,
 В Жуане быстро разгадал убийцу,
 Но, деловитый, был хоть и безус,
 Прощупывая у матроса пульс,
 — Связать бандита! —
 Бросил бригадмильцу,
 Прислушался с гримасою кривой
 И удивился:
 — Кажется, живой!..

 — Кто был свидетель? —
 Публика молчала.
 — Кто, повторяю, видел всё сначала? —
 Опять не отозвался ни один,
 Иные даже расходиться стали,
 Когда же друга моего связали,
 Старушка появилась из-за спин
 И назвалась, лицо своё заботя:
 — Пишите...
 Худокормова Авдотья. —
 Связали друга
 Лишь за то, что он
 Был очень уж расхристан и страшон.

 Сорочка кровенела после драки,
 А красный сбитый галстук, моды крик,
 Дрог на плече Жуана, как язык
 От бега запалившейся собаки.
 С готовностью,
 Неслыханной в бандите,
 Он с хрипом молвил:
 — А теперь ведите!

 У двух машин,
 Что привлекли зевак,
 На каждой виден был особый знак,
 Отчётливый и по значенью чёткий.
 Вадима увезли из-под куста
 Под знаком милосердного креста,
 А друга в чёрном кузове с решёткой.
 С ним, даже связанным,
 Скажу меж делом,
 Авдотья Худокормова не села.

 Люблю слова.
 Их смысл всегда мне нов,
 Но есть среди бродячих звучных слов
 Слова со смутной смысловой нагрузкой.
 К примеру, лишь с намёком на исток
 Уютный милицейский закуток
 В народе прозывается кутузкой.
 И надо же!.. Эпоха созиданья,
 А держатся
 За старые прозванья.

 В милиции,
 Когда ведут опрос,
 Доставкой именуется привоз,
 А вот задержка значится приводом.
 Всё это, как заметил я потом,
 В ближайшем отделении седьмом
 Писалось и звалось таким же родом.
 В нём, раз уж отделеньем называют,
 Кого-то
 От кого-то
 Отделяют.

 Здесь,
 Если говорить про интерьер,
 Уже при входе видится барьер,
 Локтьми отполированный до блеска,
 В той полировке — трепещи, злодей! —
 Была работа и моих локтей,
 О чём теперь и вспоминать-то мерзко.
 Одно лишь извиняет сердца траты,
 Что не всегда
 Бывал я виноватым.

 Не утаю,
 Скажу себе в укор:
 Любил я заводить застольный спор,
 В азарте доходить до утверждений,
 Что я родной поэзии Атлант,
 Что я еще непонятый талант,
 Чёрт побери, а может быть, и гений!
 Понять всё это люди не могли,
 Вот почему
 Сюда и волокли.

 Но как-то
 При моей защите бурной
 Заметил мне находчивый дежурный:
 — Ну ладно, пусть поэт и пусть пророк,
 Не бредили, а шли в плену наитий...
 Поверю, если что-то сочините,
 Чтоб доказать,
 Что варит котелок. —
 Подумал я, закрыв лицо рукою,
 И прочитал им
 Горькое такое:

      “Скажу,
     Невзирая на лица,
     Маяковский лжёт.
     Моя милиция
     Меня не бережёт!”

 Дежурный — в смех,
 И голосом веселым:
 — Сварить сварил,
 Но с явным пересолом! —
 Однако попросил продиктовать,
 А записав стихи, пришёл к итогу:
 — Поэта проводить к его порогу,
 А за порогом шум не поднимать...—
 Жаль!.. Не было дежурного того,
 Когда вводили
 Друга моего.

 На этот раз
 За горестным барьером
 Порядком правил, судя по манерам,
 Интеллигентный старший лейтенант,
 Питомец школы позднего призыва,
 Без лишних сантиментов и наива,
 Аккуратист скорее, чем педант.
 В нём виделся без фальши и уклонов
 Гроза
 Всех нарушителей законов.

 Непререкаемый,
 Как сам закон,
 Снять путы с рук распорядился он,
 Направил в туалет за коридором,
 Чтобы Жуан обрёл нормальный вид,
 Смыл кровь, и грязь, и прочий реквизит
 Убийц и хулиганов, при котором
 Любая человеческая святость
 Могла бы впасть
 В недобрую предвзятость.

 И всё же
 В милицейском туалете
 Жуан не смыл постыдные соцветья
 С лица почти цыганской смуглоты.
 На нём в каком-то обновлённом стиле
 Ещё заметней пятна проступили,
 Похожие на странные цветы,
 Как будто вынес
 Свой портрет пятнистый
 Из мастерской
 Мараки-модерниста.

 Здесь ни к чему,
 Поскольку стих не проза,
 Описывать формальности опроса,
 Мы через кое-что перемахнём.
 О том, как вёл себя он ураганно,
 Жуану было слушать как-то странно,
 Как будто говорили не о нём.
 Но тот, другой,
 Его с собой сближая,
 Влезал в Жуана,
 Кровью ужасая.

 Ещё страшнее
 Был ему сейчас
 Свидетельницы красочный рассказ,
 Как он, Жуан, припрятался за светом,
 Как шёл матрос и что-то тихо пел.
 — А этот из кустов вдруг налетел,
 Перед матросом выставился фертом,
 Я, говорит, “жу-жу”, и туча тучей
 Шипел ему в лицо,
 Как змей шипучий.

 И всё-таки,
 Как ни смешон наив,
 Рассказ Авдотьи в общем был правдив,
 Поскольку по законам алфавита
 Жуан с “жу-жу” звучанием похож,
 Но дальше — больше, вот уже и нож
 Блеснул в руках напавшего бандита.
 Нет, здесь она слегка перехлестнула:
 То не был нож,
 То запонка блеснула.

 Зато потом
 В перипетиях зла
 Авдотья снова точною была,
 Жуана представляя мрачно-грозным:
 — Я, говорит, таких не потерплю,
 Что породил, то сам же и убью...
 — Так было?
 — Да, но в смысле переносном.
 — Ах, негодяй, какой там перенос,
 Когда перекосил
 И рот и нос!..

 Красиво,
 Не крючки да закорючки,
 А строчкой к строчке
 Шариковой ручкой
 Писал дежурный уже третий лист,
 Теперь к Жуану повернулся круто
 И молвил с удивлением:
 — Конструктор! —
 Как если бы сказал кому: “Артист!”
 Затем Авдотье:
 — Вы рисуйте сценки,
 Но не входите в личные оценки.

 Тот старший лейтенант,
 Скажу в упрёк,
 К интеллигентам был особо строг,
 Как свой к своим,
 Что ж, это справедливо,
 И я бы поступал, наверно, так,
 Но вот беда — к проступкам работяг
 Он относился слишком терпеливо,
 А значит, неосознанно пока
 Глядел на них
 Как будто свысока,

 Как будто
 При проступках равно тяжких
 Рабочий класс нуждается в поблажках.
 Нет, милый, нет, не вымышляй элит,
 Для всех бери одну святую меру,
 С одною мерою одна и вера,
 А потому суди, как честь велит.
 Мы все, мы все, за редким исключеньем,
 Интеллигенты
 В первом поколенье.

 Но лейтенант,
 Напрасно я мечтал,
 Моих стихов в то время не читал,
 А чётко шёл по протокольной части.
 Всех, кто сумел хоть что-то показать,
 Заставил он прочесть и подписать,
 Потом всё в том же
 Праведном бссстрастье
 Повёл рукой, не напрягаясь слишком,
 И вот возникла магниевая вспышка.

 А вспышка та
 Была тому пример,
 Что и сюда внедрялась НТР,
 Хотя бы для мгновенных фотографий
 По ходу дела в профиль и анфас,
 Чтоб выставить народу напоказ,
 Коль речь пойдёт о большем, чем о штрафе.
 Другою кнопкой,
 Большею по чину,
 Могли включить
 Судейскую машину...

 Жуан очнулся,
 Ужаснулся он:
 О, сколько в той машине шестерён!
 Привыкший мыслить только конструктивно,
 Мой друг, чтоб увидать без ворожбы
 Простую арифметику судьбы,
 Закрыл свои глаза интуитивно;
 В тот закуток, уже воспетый нами,
 Так и пошёл
 С закрытыми глазами.

 Есть жизни ритм,
 Любое нарушенье
 В том ритме
 Может привести к крушенью.
 Так и случилось. Всё пошло в излом,
 Всё покривилось в горестном зигзаге,
 Всё перенапряглось с клочком бумаги,
 С пустым Аделаидиным письмом,
 В котором та Жуана укорила...
 Ах, Ада, Ада,
 Что ты натворила!

 В ком цели нет,
 Тому и горя нет,
 У человека цели больше бед.
 Для дерзкого,
 В ком есть своё “во имя”,
 Кому начертан неизбежный путь,
 С которого уже не повернуть,
 Коль быть беде, она неотвратимей.
 Трагедия тернового венца
 И в наше время
 Не для подлеца.
               

 ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ

*
5 мая 2022 года найдено ещё 5 строф-октав из Четвёртой песни
поэмы, которые были подвергнуты литературной цензуре
и не вошли в книгу Поэта...(???)
Ранее они публиковались в журнале "Огонёк" №26 за 1976 год.(!)
Помечены справа знаком (*1-5).