--- Фрагмент 1-й: Что пригодится в 3-м тысячелетии? ----
Обратите внимание на кошку из картины С.Дали( вверху ). Она отвернулась от малоинтересной стопки книг. Хозяин только что отлучился на минутку. Кошка гладкая пушистая смотрит в открытое окно на почер-невшее, а’ля кошачий хвост небо. Тревожное небо, что там будет через 10-15 минут?
– вот оно, неуловимое нечто, чем хочется заниматься ( разумеется, в свободное от работы время). Это явно выраженное на картине СКРЕЩЕНЬЕ ТЕКСТА и ИЗОБРАЖЕНИЯ – всегда приводит в восторг.
Отбор текстов, картин, мелодий, которые естественно и гармонич-но вписываются в ХХI-й век, в 3-е тысячелетие – вот чем хотелось бы заниматься. Иными словами, частная коллекция текстов и пр. Но какой от неё может быть толк стороннему наблюдателю, читателю? Своей беспардонной наглостью ( тоже мне знаток литературы и живописи!) - я ставлю стороннего наблюдателя в заведомо активную позицию. Чего ему со мной церемониться. Я же не спец. И он, как правило, не спец. Мы – на равных.
А посему обсудим (хорошее незатёртое словечко – обсудим), - это действительно тексты, картины и пр. 3-го тысячелетия или просто музейные экспонаты ХХ-го или какого другого века. Скорее всего, в су-дьи надо брать молодое поколение, но и люди после тридцати пригодятся.
Начнём с совершенно очевидного СКРЕЩЕНИЯ Сирени М.Врубеля (фото картины - с помощью Яндекса, увы в стихи.ру только одна картинка) и стих - ния О.Мандельштама, 1932г.
Художник нам изобразил
Глубокий обморок сирени
И красок звучные ступени
На холст как струпья положил.
Он понял масла густоту,
Его запекшееся лето
Лиловым мозгом разогрето,
Расширенное в духоту.
А тень-то, тень все лиловей,
Свисток иль хлыст как спичка тухнет.
Ты скажешь: повара на кухне
Готовят жирных голубей.
Угадывается качель,
Недомалеваны вуали,
И в этом сумрачном развале
Уже хозяйничает шмель.
23 мая 1932
Конечно, для обычного среднего читателя от всего этого Мандельштамовского стиха останется, пожалуй, только
ГЛУБОКИЙ ОБМОРОК СИРЕНИ.
Но уж останется навсегда. А сумасшедшее буйство сирени, затопившее молодую женщину, мы возьмём с собой и в третье и в последующие тысячелетия. «Художник умирает, но мгновения счастья, которые он пережил, БЕССМЕРТНЫ» - кто же может лучше Б.Пастернака сказать?
------ Фрагмент 2-ой. Песенная стая и сиреневый туман ---
Хочется поделиться опытом проведения литературно-художественных вечеров в одной из библиотек Новосибирска. В команде, которая готовит вечера несколько человек, любителей бардовской песни. Поют под гитару вживую, когда по сценарию на экране выплывает песня.
Основная изюминка вечеров состоит в том, что в процессе показа определённых единиц поэтической и художественной продукции местных авторов и классики по ассоциации возникает определённая бардовская песня. С опорой на классику - вперёд и с песней!
И тут же вживую звучит песня под гитару. А аудитория или подключа-ется или остаётся нейтральной.
Итак, небольшая сценка из вечера (тема «Скрещение живописи и по-эзии», 2009г.). Показывается картина Новосибирского художника ………………… Девушка с сиренью.
По аналогии в компьютерной презентации далее идёт классика - Вру-бель. Сирень + стихотворение О.Мандельштама о Сирени
И вдруг один из слушателей вечера (Т.Н.Ц.) предлагает с места: «Раз о сирени и картина и стихи, споём:
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда…
Ты смотришь мне в глаза и руку пожимаешь;
Уеду я на год, а может быть, на два,
А может, навсегда ты друга потеряешь...
Еще один звонок, и уезжаю я.
Последнее «прости» с любимых губ слетает,
В глазах твоих больших тревога и печаль...
Еще один звонок, и смолкнет шум вокзала,
И поезд улетит в сиреневую даль.
Сиреневый туман над нами проплывает,
Над тамбуром горит полночная звезда.
Кондуктор не спешит, кондуктор понимает,
Что с девушкою я прощаюсь навсегда.
Причём тут кондуктор? Ах, да – Сиреневый туман … Вот эта полуаб-сурдная, на первый взгляд, - АССОЦИАЦИЯ с сиренью Врубеля - Ман-дельштама, - вдруг абсолютно естественно и органично вплелась в ткань сценария. И сразу стало понятно: именно такие удачные находки и есть та цель, к которой надо стремиться. А цель простая:
ОБНОВЛЕНИЕ ПЕСЕННОЙ СТАИ, о которой прекрасно сказано у Т.Глинской:
Татьяна Глинская
Когда от горя губы запеклись,
Не ритмы рока, не мотивы джаза –
Мелодии отеческой земли
Тогда придут к тебе не по заказу.
Они придут неведомо откуда,
Хоть не учили ни отец, ни мать …
Я с бедной девой горько плакать буду
И с ямщиком в дороге замерзать.
И дикими степями Забайкалья
Брести уныло из последних сил …
Какой невыразимою печалью
Мотив старинный сердце вдруг пронзил.
И незаметно боль твоя отступит,
Утихнет страсти горький ураган,
Мелодия нехитрая, по сути,
Бальзамом станет для душевных ран.
Пусть неумело и не очень стройно
Поёт порою под хмельком народ –
Не морщи нос в гримасе недовольной,
Не открывай для осужденья рот.
Неоспорима истина простая:
Та песня силы новые даёт.
Кружит над нами песенная стая,
И нет России нашей без неё.
Журнал АКВИЛОН, 2007 №3. (редактор - Анат. Побаченко. Новосибирск)
Вот так. Кружит над нами песенная стая. Вот именно, не ритмы рока, не мотивы джаза. При всём нашем уважении к этой сфере культуры. Но ... кружит над нами - песенная стая.