Праздник жизни Поэма. Часть1. Детство

Виталий Севрюгин
Д О Р О Г А
Поэма начата 20.11.98
ЧАСТЬ 1Детство
1
Родился я друзья в апреле 9
Весна прекрасная пора 8
На ветках яблонь птицы пели 9
На улице была жара 8
Родился я не слишком рано 9
Но, как мне говорила мама, 9
Родившись, продолжал я спать 8
Когда же начали снимать 8
Рубашку, в коей я родился, 9
Я, испугавшись, закричал 8
Махать ручонками начал, 8
И свет увидя, пробудился. 9
Меня обмыли, замотали - 9
Виталиком тогда назвали 9
2
Мою мамулю Шурой звали 9
И лет ей было тридцать семь. 8
Меня не сразу ей отдали, 9
А принесли часов так в семь 8
Мне мама грудь свою подала 9
И прямо с этого начала, 9
Я стал трудиться, уж как мог, 8
Не покладая рук и ног 8
Я был спокойный тихий мальчик 9
И маму я не обижал 8
В кроватке тихонько лежал, 8
Звала меня мамуля – зайчик. 9
С пеленок стала мне внушать, 8
Что я хорошим должен стать. 8

*Оценка техники стихосложения
Ямб.А=0,Р=87.1.ю ПО=25 С3=70.7
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
3
Ходить я начал после года, 9
Точнее не могу сказать 8
Стояла жаркая погода 9
С кровати начал я слезать 8
И сделал шаг, а может два 8
Ногами шевеля едва 8
И тут же мама подбежала 9
И на руки меня подняла 9
Что было дальше я не знаю, 9
Слегка запомнил детский сад, 8
Поляну, сладкий виноград.. 8.
Напрасно память напрягаю. 9
Был друг, и звали его Колей. 9
Мы с ним потом учились в школ 9

4
Отца запомнил я с момента, 9
Когда, вдруг, началась война 8
Привез он рис нам из Чимкента.. 9.
Стоял я помню у окна. 8
А мама рядышком стояла, 9
И тихо с папой обсуждала, 9
Куда ж меня теперь девать? 8
Отцу ведь надо воевать. 8
И он меня на руки поднял, 9
Со мною начал говорить 8
О том,. как с мамой должен жить 8
И помню, очень крепко обнял, 9
А сам уехал, но куда? – 8
Не мог я разобрать тогда. 8

*Оценка техники стихосложения
А=0,Р=90.ю ПО=10.7 С3=66.9
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
5
Я вскоре выехал в район, 8
И с мамою там жить остался - 9
Туберкулезный павильон, 8
Там для детей образовался. 9
Мама была врач- педиатор, 9
Я помню, был там изолятор, 9
А рядом комнатка была - 8
Со мною мама там жила. 8
Зимою холодно там было. 9
Стояла там одна кровать 8
Куда ложились с мамой спать, 8
И печка здорово дымила 9
Еще там тумбочка была, 8
Два стула, рядом  у стола. 8
6
Я рос среди  детей больных, 8
И их болезнь была опасной. 9
Сейчас в живых уж нет иных, 8
Но жизнь казалась мне прекрасной. 9
Особенно, когда весной 8
Летали бабочки за мной 8
Кружились над водой стрекозы, 9
И водяные пили слезы 9
Росы, осевшей на траве. 8
Цветы головками махали, 9
И в небе ласточки порхали, 9
Ползли улитки  в мураве. 8
То время кажется мне раем, 9
 А санаторий - дивным краем. 9

*Оценка техники стихосложения
А=0,Р=90.ю ПО=21.4 С3=70.5
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
7
Я часто бегал по полям 8..
Среди лугов  уже знакомых 9
И на могилах старых там 8
Ловил с друзьями насекомых 9
Фаланг и черных пауков, 8
Летающих больших жуков, 8
Колючих сереньких ежей 8
И желтопузеньких ужей. 8
Все это я тащил домой 8
И удивлял  друзей порою, 9
Приятно было мне, не скрою 9
Что я средь них такой герой. 8
Со мной случались приключенья 9
Я маме доставлял мученья 9
8
Однажды помню как-то раз 8
За мотыльком в саду погнался. 9
Не помню даже и сейчас, 8
Как возле кухни оказался. 9
А рядом с кухней была яма, 9
И я туда с разбега прямо- 9
Упал на ноги и колени, 9
И босые мои голени- 9
В горячую золу попали, 9
Которую сюда ссыпали. 9
Ожегся сильно я тогда, 8
И ноги вскоре загноили- 9
Их ампутировать решили- 9
Нависла надо мной беда. 8

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=90.ю ПО=21.4 С3=70.5
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
9
Но только запретила мама 9
Мне  ноги отрезать тогда, 8
Хотя и сильно рисковала - 9
Непоправимая беда 8
Могла тогда со мной случиться, 9
Могли навек мы разлучится , 9
Расстаться с нею навсегда. 8
Но, слава Богу,   пронесло 8
Смерть отползла, скрепя косою, 9
Ее, наверно, весною 9
На теплом солнце развезло. 8
Я вскоре на ноги поднялся, 9
А летом в речке уж купался 9

10
Но к осени опять беда 8
Со мной  случилась у басcейна 9
Арбузы бросили туда… 8
Как устоять против соблазна? 9
И я решил достать арбуз, 8
Но был мне не  по силам  груз. 8
И я в бассейн тогда свалился, 9
И стал тонуть, и  утопился б 9
Но рядом был дворовый пес, 8
Он громко лаять стал и выть 8
Как будто бы хотел просить 8
О том, чтоб кто-то меня спас. 8
Я благодарен псу безмерно 9
Я б утонул тогда наверно 9

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=83 ПО=18.5 С3=67.2
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
11
Я возвратился с того света
И от того собак люблю
Собаку ту теперь за это
В своих стихах благодарю
Еще спасибо тете Глаше
Кухарке, что из кухни нашей
Услышав лай собаки прибежала
Со дна меня тогда достала
Чо было б если не они
Они мне жизнь вторую дали
Избавили мамулю от печали
Ушли в небытие те дни
Уж нет в живых собаки той
И Глаша спит в земле сырой.
12
Прекрасны детские года
Я лето красное любил
И с лучшим другом иногда
Купаться к речке приходил
Мы в речку с бугорков ныряли
Кто прыгнет дальше, козыряли
Друг старше был и дальше прыгал
Нырнув однажды, ножками задрыгал
Воткнулся в тину головой
И видимо сознанье потерял
Когда из тины я его достал
 И ныне б не был он живой
А я с тех пор вниз головой не прыгал
Поскольку помнил, как дружок ногами дрыгал.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=81.4 ПО=27.6 С3=69.7
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
13
Сентябрь-прекрасная пора
Плоды на ветках созревает
Уже и летняя жара
 Не так палит и угнетает
Я помню их мы собирали
Вокруг товарищи играли
И старший брат со мною был
 Меня тогда он не любил
Поскольку я его дразнил
И ярость брата разбудил
Со зла за мной, он побежал
Я на стекло тогда упал
Фонтаном кровь моя лилась
Рука обвисла и тряслась

14

Брат на руки меня поднял
И испугался моей раны
Схватил на руку и помчал
Скорей бегом до нашей мамы
И в этот раз судьба благоволила
И обошлась со мною мило
Зашили рану, шину положили
И спать в постельку положили
Не зря в рубашке я родился
Судьба не раз меня спасала
И  была доброю сначала
 Тогда я  скоро подлечился
 И снова пронеслась беда
Но шрам остался навсегда.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=81.4 ПО=27.6 С3=69.7
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
14
Люблю раскаты грозовые
И ярость молний, что вдали,
беснуют тучи кучевые
И воют ветры, что пришли.
И тучки быстро набегают
И чаше молнии сверкают
И вот уже гремит над головой
И дождь стучит уже покрыше
Замолкли птички, а барбос
Из конуры не кажет нос
Гроза прошла и стало тише
И вскоре дождик перестал
Как ьудто вовсе не бывал.
16.
Счастливая пора весна
Но не было весны прекрасней
Когда закончилась война
Ревели люди все от счастья.
Смеялись.пели, веселились
И с вестью по селу носились,
А вечером стрелять начали
Ракеты по небу летали
И счастью не было предела
И все гуляли до утра
А дети грелись у костра
Казалось вся земля запела
Когда акончилась война
Все были счастливы сполна

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=83 ПО=49.7 С3=74.6
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
!7
Отец я помно, воротился
На фронте он не воевал
На серных рудниках трудился
Где и здоровье подорвал
Там-зажигалки выпускали,
Что немцев танки поджигали.
Он  рудником  руководил
Придумал сам и, запустил
На праздник вся родня собралась
Все говорили о войне
И были счастливы вполне
Поскольку, живы все остались
Я тоже за столом сидел
И на родню свою смотрел.
18
 После войны  жил  снова с мамой
Отец с Ташкента приезжал
По воскресениям и  домой
В Ташкент обратно уезжал.
А я учился в сельской школе
 Вканикулы гулял на воле
Я был тогда уже парнишкой
Ходил с тетрадками и книжкой
Ходил далеко по дороге
И к вечеру болели ноги
Но то приятно было мне
Возможно б  дальше я учился
Но от детей я заразился.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=88.9 ПО=29.6 С3=72.8
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
19
Опасен злой-туберкулез
В том санатории  лечили
Детей, обидно  мне до слез
Что сверстники  же заразили.
Болезнь не чувствовал сначала.
Она меня не докучала
Я запевалой в хоре был
Танцором лучшим так же слыл
И обучался музыке на пианино
Все это бросить мне пришлось
Уехать в город довелось
И начали меня лечить
По поликлиникам водить.
20.
Отец лечил  своеобразно
И год я в школу не ходил
Болезнь моя была заразна
 Болеть меня он отучил
Он знал, что пища мне противна
и он лечил меня активно
он заставлял меня все кушать
И я не мог его не слушать
От чашки  выйти запрещал
Покуда я все не съедал
Что он в тарелку наливал
Отцу никто не возражал
Он строгим был, его боялись
Каверны  даже рассосались.


Оценка техники стихосложения
А=0,Р=85.9 ПО=7.4 С3=64.4
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
21
Я сразу в пятый класс пошел
И сразу плохо стал учиться
Ведь я год с лишним потерял
Теперь пришлось мне торопиться
Отец  уроки проверял
Мамуле русский доверял
Она со мною занималась
Я чуть продвинулся, но малость
Но в алгебре  я преуспел
А физику любил я больше
И занимался ею дольше
Хотя над нею не потел
В  услугах перестал нуждаться
Сам  стал в предметах разбираться
22
Сошли снега и вновь весна
Вступать в права свои начала
Природа словно после сна
Ручьями бурными журчала
И  становилось все теплей
Купался в луже  воробей
У вербы почки набухали
Грачи картинно хлопотали
И растопившися, из льда
Из ледников текла вода,
Тепло, казалось, навсегда
Пришло в поселки, города
Но тут по радио сказали
Что Сталина  мы потеряли.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=87.1 ПО=28.6 С3=71.9
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
23
И горю не было предела
Линейка в школе собралась
Певичка школьная ревела
И вся в конвульсиях тряслась
На смерть вождя собрались в зале
 Всех в комсомол Вступать  призвали
И вскоре я туда вступил
Поскольку пионером был
Но в  пионерский комитет
Меня тогда уже избрали
О комсомоле мы  мечтали.
Запомнился отца совет,
Что комсомольцем надо быть,
Но в партию чтоб не  ходить.
24
Тогда его я не понял
И только позже разобрался
что Сталина отец любил
Но партию, как смерть боялся.
В нее в шестнадцатом году
Вступил он на свою беду
Его послали в Туркестан
Там басмачей тогда был стан
Он  в Питере тогда учился
Его послали бедноте помочь
Но черная настала ночь
И Осиповский путч начался
Живые залегли на дно
И с ними батя заодно

Оценка техники стихосложения
А=3.6,Р=85.7 ПО=42.9 С3=75
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
25
Путч разбили - чистка началась
Партийцев головы летели
Власть новая не разобралась
Из партии отца прогнали
И предложили вновь вступить,
Но он не захотел там быть
Дед Феофан мой был рабочим
Но уважал он, между прочим,
Ту власть, которую прогнали
При ней он мог кормить семью
И на зарплату на свою
Купить смог дом и   подсобрали
Они с бабулею деньжат
Они и ныне все лежат
26
На похоронах Сталина
Гудки гудели над страной
И плакала вся Родина
Казалась смерть тогда грозой
Отец тогда больной лежал
Гудки услышав, зарыдал
И жутко стало сразу мне
Я тоже плакал в тишине
И сразу я тогда понял
Что новая беда придет
Она  стояла у ворот
Бог бабу Варю вскоре взял
 и дядьку Мишу унесли
Тревожны были эти дни.-


Оценка техники стихосложения
А=0,Р=81.4 ПО=32.1 С3=71.2
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
27
В стране вновь начался бардак
Друг друга, помню, обвиняли
Что жили плохо и не так
И многих, помню, расстреляли
Поскольку Сталин был сатрап
Народ при нем жил словно раб
Его  на съезде обсудили
Посмертно Сталина судили
Все тридцать лет не так мы жили
Не так мы ели, не так мы пили.
Иначе жить нам предложили
Решили коммунизм нам дать
Но попросили подождать
28
Дед умер в пятьдесят-инфаркт
Царя казнили тогда вроде
Дед на работе умер- факт
На совещании в заводе
Его не помню вовсе я
Осталась фотография
Курносый с пышными усами
Без бороды, но с волосами
Отец на деда походил
А дед работал сталеваром
И деньги получал не даром
И четверых детей учил
Образованье всем им дал
Но счастья в жизни не видал.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=87.4 ПО=33.3 С3=73.6
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
29
О счастье! Что это такое?
Какая суть должна в нем быть
Когда не ведаешь покоя
И постоянно хочешь жить
Не надо ничего бояться
Вставая утром улыбаться
Когда в семье твоей все сыты
Одеты, все и все умыты
Тебе не следует из кожи лезть
И ни кому не надо угождать
И ничего не надо долго ждать
Когда всегда работа есть
И ты здоров- в том счастье есть.
30
Бабка, из купеческой семьи
Влюбившись, к мужу убежала
А у прабабки корабли
На /Волге были у причала
И бабки мать была богата
И говорили, что когда-то
 В войне Японской - сын убит
 И в Порт-Артуре он зарыт
Война проиграна была
Прабабка к сыну с Петрограда
Поехала - и там ограду
И крест магильный возвела
Так поступали наши предки
Не то, что нынешние детки

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=80 ПО=29.6 С3=69.9
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
31
Отец мамули дворянин
 Но то родители скрывали
И знает каждый гражданин
За это срок тогда давали
У мамы были  сестры,  брат
Он умер рано, говорят
И он играл на пианино
(теперь уже продано оно)
А деда Александром звали
Он зарабатывал трудом
В Галутвине имел свой дом
И где он умер, мы не знали
На «Новодевичьем есть брат
И сестры мамины лежат.
32
Отец примером вечно был.
Над диссертацией трудился
Уроки я не позабыл
Его мне опыт пригодился.
В те годы я еще не знал.
Какой болезнью он страдал
Инфаркт в дороге с ним случился
Иначе бы он защитился.
Закон новейший он открыл
Его я в книге описал
Но я тогда еще не знал.
Что он тогда секретным был
Отец ушел,- его уж нет
И было мне  пятнадцать лет.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=90 ПО=10.7 С3=66.9
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
33
Отца с почетом хоронили
Из института, где был зал
Там все коллеги его были
Он до обеда там лежал
Печально музыка играла
Полна народа была зала
Блестели слезы на глазах
Казалось, зал весь был в слезах
Гроб на машину погрузили
 У гроба села вся родня
Я не видал печальней дня
Процессия пошла и были
Угрюмы лица у людей
Снежок пошел еще сильней.
34
Январь. Ташкент. - Зимы начало
На кладбище снежок идет
Гроб опустили. Заиграла
 Музыка.Что  нас в жизни ждет
Кларнет  голодным волком выл
Народ на кладбище застыл
Родные стали причитать
И в лоб холодный целовать
Отца в могилу опустили
Все землю начали кидать
А я рыдал, рыдала мать
Венками холмик обложили
Так жизнь закончилась отца
Не видел больше я  лица.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=87.1ПО=42.9 С3=76.7
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
35
Мы все спешим на этом свете
Хотим чего-то доказать,
А как умрем, то даже дети
Не знают, что про нас сказать.
Я про отца не много знал
Гораздо позже прочитал,
Его труды, изобретенья
И говорю вам. без сомненья,
Он был умнейший человек.
Его работа уникальна
Я сам узнал о ней случайно
Но не успел за свой он век
Изобретения внедрить
В архивах суждено им жить.
36
Мы все уходим в мир иной
Как наши предки уходили
Они  гордились все собой,
Хотели, чтобы их любили.
И память о себе оставить-
Всем близким и врагам на зависть.
Детей растили и любили,
Но, как ушли – о них забыли.
Лишь имена с могил глядят.
Их дети редко вспоминают,
А внуки вовсе уж не знают.
Ушли иные  без ребят,
Бесплодно жизнь свою прожили
А в жизни нужными все были

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=84.3.1ПО=31.2. С3=72.1
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям

37
Растет и зеленеет дуб.
Отцом посажен в лень победы
На дубе жолуди растут
И дом стоит, где жили деды.
И дети рыросли давно
И им совсем не все равно
Что внуки о дедуле знают
Пускай они все вспоминают
Что некогда жил предок их
И Константином его звали,
И я хочу чтоб  внуки знали.
Взростил родителей он их
Идеи им свои вручил
Шагать по  жизни научил.
38
Жизнь коротка и все проходит
Как облетает цвет в садах
На место осени-  приходит
Зима. Затем весна в цветах.
Уходит сказка за туманом
И  заменяется романом
И вот вдали уже видна
Любви прекрасная весна
Кто помнит первую любовь
Ни детскую любовь конечно
Когда девчонке ты беспечно
Конфетку даришь что бы вновь
Ее увидеть, чтоб дружить
А ту, когда не хочешь жить?

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=91.4.1ПО=35.7. С3=75.7
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям
39
Как первая любовь приходит
Считай, что детство пронеслось
Она сама тебя находит
И ты не знаешь, что стряслось
Ты вдруг, становишься ненастным
И выглядишь почти несчастным
И ходишь голову склонив,
И взгляд становится тосклив
C любимой жаждешь объясниться
Но как - не знаешь. Что сказать?
Куда-то хочется бежать
Любимая не редко снится
И спать не хочется порой
Мечтаешь, завестись женой.
40
На этом свой рассказ о детстве
Решил я нынче завершить
И думаю теперь о средстве
Чем тараканов выводить
Все улетело и уплыло
Давно все это, право было
Теперь уж трудно вспоминать
 как отроком  растила мать
страницу детства закрываю.
 И мой рассказ пойдет сейчас
как перешел в седьмой я  класс
 друзей  иных припоминаю
Где и когда я встретил их
Иных уж нет сейчас в живых.

Оценка техники стихосложения
А=0,Р=87.5.1ПО=25. С3=70.2
Где:А-аритмия, Р-качество рифмовки,
ПО-наличие поэтических образов (тропов)
С3-сводная оценка по трем показателям