Признание поклонника

Itd
............ Не воруйте охапками душу!..
............ Я её вам и так... раздарю...
............ Павел Светский


............ Мы живем в эпоху контрастов, в эпоху перемен, в эпоху хаоса… - все это находит свое отражение и в литературе. Современная литература многолика и противоречива, как противоречиво и время, ее породившее. В ней противоборствуют разные течения, различные творческие индивидуальности, происходят жесткие столкновения идеалов, рушатся традиции, меняются формы...
............ Классическая литература, по определению тяготеющая к четкости координат, к ценности объединяющего точного смысла, где господствует единое прочтение, образно говоря: лабиринт с единственным выходом, в настоящее время уступает место постмодерну. В творчестве преобладает ризома. Современная поэзия лишается прежней логической внятности; то, что казалось недопустимым, обретает статус закона. Принцип множественности, в целом соответствуя многозначности действительности, намного труднее для осмысления, нежели принцип однозначности.
............ Творчество современных авторов (взять, к примеру, прозу Виктора Ерофеева, Игоря Яркевича, поэзию Иосифа Бродского, Инны Лиснянской, Алексея Парщикова, Павла Светского и других представителей постмодерна), предполагает множественность трактовок, множественность интерпретаций, допускает несколько равноправных “выходов из лабиринта”. Но и первое (единственно возможный выход), и второе (многовариантность) имеют право на существование, более того, имеют право существовать параллельно друг другу.
............ Поэзия Павла Светского не похожа на традиционную, классическую поэзию. Она не укладывается в готовые формы, устоявшиеся шаблоны. Более того, она может смутить и даже возмутить читателя, особенно, если читатель является любителем изящной словесности. Но возможен, конечно, и другой вариант: творчество поэта, как впрочем, и сам поэт, может явиться приятным открытием для читателя, неординарно мыслящего.
............ Поэт – это человек, свободный по определению, который в своем творчестве просто не может не выходить за определенные рамки; он опрокидывает стереотипы, неизбежно эпатируя общественное мнение. Если поэт сумеет дать лик и голос своей эпохе, одновременно выразив в полной мере себя самого – он становится классиком. Говорить о Павле Светском как о классике, наверное, преждевременно. Но взглянуть на его творчество сквозь призму его – и нашего! – времени, как на творчество поэта – выразителя современности, как на личность, находящуюся в поиске, чья поэзия вызывает искренний интерес и неожиданные ассоциации, – считаю и возможным, и оправданным.
............ Своеобразие таланта Павла Светского заключается, прежде всего, в оригинальности его мышления. Его стихи невозможно спутать ни с какими другими. Он неординарен во всем – в слове, интонации, ритмике... Подражать ему сложно – чтобы писать так, как пишет Светский, нужно видеть мир по-иному (“по-Светскому”), мыслить по-иному (“по-Светскому”), жить по-иному (“по-Светскому”):

........................ Не всяк родник, кто не иссяк, не тот певец, кто песню слышит...
........................ Я не поэт… я мыслю так, а стих ко мне не ровно дышит…
.................................... («Я мыслю так»)

............ Иннокентий Анненский так писал о Поэте: “Поэт… беззаветно влюблен в самую жизнь. Поэту тесно в подполье и тошно ...”*. Жизнелюбием проникнуто все творчество Павла Светского, будь то философская поэзия, гражданская лирика, стихи о любви или ироничные афоризмы - все они рисуют портрет жизнелюбивого:

........................ Господа!.. Я давно подтянулся бы... «франтом»
........................ до крючка с потолка, оттолкнув табурет...
........................ Но я в жизнь (сгоряча!) провалился... гарантом
........................ и на смерть мне в Заветах запрет...
.................................... («ектенья»... от затменья...»),

независимо мыслящего автора:

........................ Всё же я разломаю каноны,
........................ что обшивкой связали меня...
.................................... («всё же я прекращу пресмыканья…»)

........................ Но рвусь я в небо... без парковок, -
........................ мой “Лик поэта” в странном лоске:
........................ пока портрет без прорисовок,
........................ он узнаваем... и в “наброске”!..
.................................... (“Лик поэта”)

............ Жизнеутверждающее начало не подавляет в поэзии Павла Светского важнейшую для любого поэта тему смерти: она подспудно “звучит” во многих его произведениях. Автор вновь и вновь “слышит” мотив “конца жизни”, и это понятно – истинного мыслителя не может не волновать мимолетность существования, природа взаимосвязи настоящего и будущего, вечности и мгновения:

........................ Воздушный цирк, а мысли – акробаты,
........................ мерцали звёзд свеченьем, как софиты,
........................ казалось, путь мой в небе без орбиты,
........................ но жизнь - спираль и старят нас не даты...
.................................... («на мысль узду накинув…»)

............ Тема смерти всегда привлекала поэтов простором, который она дает воображению, и с этой точки зрения смерть для поэта является одной из форм великого явления жизни. “Профанные” метафоры Светского обнаруживают эту форму в неожиданном свете:

........................ Моя... могила – «элегий» ворох,
........................ пусть гаснут свечи, сыреет порох...
........................ Любовь – закваска, а годы – тесто,
........................ где нет мне жизни, там нет и места...
.................................... («любви горнила… - моя могила...»)

........................ Положите мне в гроб пару тонн папиросной бумаги...
........................ Я скурю в сорок дней в самокрутках свой грех, как табак!
.................................... («я не стану молить искупленья...»)

............ Переживаемый нами слом веков отмечен глубоким кризисом чувственной, эмоциональной “компоненты” человеческого бытия. (В свое время это зафиксировал Чарльз Сноу в книге “Две культуры”.) И совсем не случайно Павел Светский постоянно апеллирует к душе, что в наше время оказывается иногда, без преувеличения, опасным:

........................ Мефистофель, в грехе разодев всех «очками»,
........................ души выменял (впрок!) на порок...
.................................... («ектенья»... от затменья...»)

............ Душа является для автора основой основ, ведь без души нет таланта, нет искусства, нет творца:

........................ Как прочно бессознание и точно
........................ сковало в цепи помыслы порочно
........................ и прорвой чёрных дыр сквозит просвет!..
........................ В молочных реках ил от вечной «дойки»,
........................ коль космос душ свергается в помойки,
........................ а танцы ведьм милей нам, чем балет!..
.................................... («сюрреализм с «харизм»... из тин картины...»)

........................ Люби, блюдя... не своды правил,
........................ а голос трепетной души!
.................................... («люби, блюдя…»)

........................ Претворяйте себя, если есть в этом, - свыше!.. - потреба,
........................ А «угла во главе» есть, - бесценней оваций!.. - душа...
.................................... («угла во главе...»)

............ Читая стихи Светского, убеждаешься, что его творения писаны душой вечной, но пропитаны проблемами современности:

........................ Не с гортензий мой сад, - да и место для сада лишь в планах, -
........................ кто ж мне, сбрендив, продаст землю ту, где растут «казино»!..
.................................... («мой органный... канкан...»)

............ Современная эпоха бездумно пренебрегает словом, она суесловна и многословна. Павел Светский, как раз и отличается тем, что может в немногих строках выразить мысль: «в каждой буковке мысль…» («растворяясь»... во мне...») и свое мироощущение:

........................ В бессмыслице конца преамбула влечений
........................ затравленности душ, взлетевших… напоказ:
........................ настали времена абстрактных изречений,
........................ продавленных в кубизм, как штампом, ветром фраз...
.................................... («сегодня я (на зуб…) распробую себя…»)

............ Глубокий знаток творчества М. М. Бахтина, профессор-филолог В. В. Федоров утверждает: “Слово есть внутренняя форма всех существований. А поэт – это субъект бытия, типологически сходного с бытием Слова”**. Отзвук этой мысли мы находим в стихах Светского:

........................ Хоть одинок я в бурях, как былинка,
........................ но жизни предпочту своё же «Слово»!..
.................................... («поэзия небес в моём «глаголе»)

............ На какие бы темы не размышлял поэт, он говорит обо всем серьезно, его невозможно обвинить в “дурном оригинальничании”, позерстве:

........................ Я здесь живу, впрессованным в халву:
........................ то сладкую, то гадкую с приправой
........................ той жизни правой, что зову затравой
........................ всей той поэтики, которой я живу...
.................................... («я здесь живу... «попавший» словом…»)

............ В своих творениях автор использует “живой” разговорный язык, не боится экспериментировать со словом, смело интерпретировать традиционные образы:

........................ Не тот певец, кто оседлал... вокал!..
........................ Не я творец, а тот, кто жизнь мне дал!
........................ А кто, как лень, “паршив”, все - супостаты!..
.................................... («Завидуй!.. (инсинуации о стихе)»)

........................ Двоепуткой* мя смерть обаяет...
........................ Ежеватый блюститель - ексарх*,
........................ (ей*!..), ексаметром* голь* отпевает –
........................ в небе гимны эолова-арф*.... (*см. словарь В.Даля – прим. авт.)
.................................... («я нажился втюки... дотюки…»)

............ Эссе и акроэссе - особая страница творчества поэта (к сожалению, в этой книге опубликована только часть из них). Современные поэты редко используют эту форму. Кратко и образно выразить мысль – дар редкий. Обращаясь к эссе, Павел Светский удовлетворяет свою внутреннюю потребность в «светских беседах». Желание автора разобраться в себе, в собственном предназначении, приводит его к оживленному диалогу с читателем - достойным собеседником:

........................ Триумфальная вязь рассуждений в эссе стихотворных –
........................ Антология жизни, как спурт, или проб перебор…
........................ Не сверли меня, праздно! Причислен я в лик чудотворных…
.................................... («альфа и омега... или... ... =13*акроэссе»)

............ Все опыты поэта в этом духе - личные, можно даже сказать, интимные. Это свидетельствует об искренности, доверии и уважении к читателю, их заслуживающему. Без преувеличения, эссе Павла Светского – своеобразное признание в любви своему читателю.
............ Тема любви - вечная тема. Однако каждая вечная тема ищет современные формы. Совершенно не важно о чем пишет автор – о неизведанном еще наслаждении (“Премьера”; “тело!.. вот оно... “первый тур”…), о страстном влечении (“я... тебя... как хочу...”), о безумном желании (“облобызай... меня...”) – все стихи схожи по накалу чувств и страстей. Автор настолько мастерски владеет формой чувств, что они находят мгновенный отклик в душе читателя, становясь, эротической пыткой:

........................ Честь” долой!.. - Подходящее место!.. –
........................ Я “имею”... пылающий “стан”!..
........................ Эротично... “приличны” все жесты,
........................ в обезумевшем сердце... “вулкан”...
.................................... («премьера»)

............ Его любовная лирика переполнена страстью:

........................ Только так (бы!) любить, как бурлит в водопад Ниагара,
........................ А всю ночь напролёт безоглядно срываться в «анклав»
.................................... («так... сяк… / эпитафия... – я...»),

............ нежностью:

........................ Цвета солнышка в раннем загаре –
........................ в полумраке... «любви сундучка»
........................ ты, как скрипочка в топе-футляре,
........................ тайной нежность таишь без смычка...
.................................... («р~и~т~у~р~н~е~л~ь*... любви»),

............ чувственностью, желанием, эротикой:

........................ Я тебя как хочу... заласкаю до пламенной дрожи, -
........................ ты виновна во мне... в толщине и... (пожалуй...) в длине...
........................ Ты отныне со мной... и моим ненасытным «вельможей», -
........................ мы хотим тебя... вне... и на самой большой глубине...
.................................... («я... тебя... как хочу...»).

............ Мне кажется, автор искусно лавирует между Сциллой пошлости и Харибдой патоки, ему удается пройти по лезвию бритвы, сохранив красоту, чистоту и… непорочность произведения. Скромность читателя при этом совершенно не страдает. Поэт пишет нежно, тонко, пристойно, завуалировав откровенности.
............ В любовной лирике автор раскрывает себя смело, если не сказать дерзко, балансируя между одним состоянием и другим, что придает произведению особый шарм:

........................ Я, признаю, дерзю... Но поэтов прельщает фривольность?
........................ Не могу я таить то, чем мысли торопят перо…
.................................... («... «&» в талантах своих...»)

............ Павел Светский пишет о любви страстно, чувственно, эротично и опять-таки “по – Светски”, чтобы так говорить о любви, нужно действительно иметь внутреннюю смелость, такт, вкус и, самое главное, мыслить свободно и независимо. Поэт чувствует сильно и глубоко, поэтому все его произведения эмоционально насыщены, темпераментны. Страсть – одна из ярких примет всех его произведений:

........................ Во мне страсти вулкан, изверженья ждёт магма и лава…
.................................... («Нострадамуса клон»)

............ Поэзия Светского отнюдь не проста. Пожалуй, иногда и сложна для восприятия. Дело не только в изощренности его поэтики, но и в глубине и динамике мысли. Некоторые стихи требуют соответствующего настроения, только тогда они становятся созвучны душе читателя.
............ Для творчества поэта характерны и метафорическая “прозорливость”: “камнепады развалин Рима”, “воссевший за клавиши Бах”, “Сальери во вздоре”, “бурлящая в водопад Ниагара”, “разрисованный мелом в стихи асфальт”, и склонность к рискованному синтезу: “органный канкан”, “котомка из слов”, “оркестры нервов” и другие.
............ Порой глубинный подтекст зашифрован, спрятан особенно изощренно, на грани риска, так, что ленивый и нелюбопытный читатель не сможет его уловить. Человек читающий сам должен пройти путь от поэтического образа к философскому обобщению: автор никогда не представляет окончательный вывод, ясный для него самого. Он дает исходный материал для напряженных исканий чувства и ума, рассыпая, впрочем, тут и там намеки, вехи, указывающие путь (точнее – пути). А собственный образ поэта остается как бы “за кадром”.
............ Произведения Светского манкируют рассудком. Они основаны на вере в высшую реальность произвольных ассоциаций... Сюрреализм мысли дает простор воображению, поэтому стихи лучше читать не торопясь, оставляя время для постижения сокровенного смысла.
............ Павел Светский, повторюсь, одних может смутить и возмутить, других же увлечь и восхитить, все зависит от личности читателя, от его индивидуальности, от его мироощущения.
............ Но я абсолютно убеждена: стихи Светского не могут не взволновать! “Есть реальности, которые, по-видимому, лучше вовсе не определять. Разве есть покрой одежды, достойный Милосской богини?”***. Эту мысль великого русского поэта и критика Иннокентия Анненского, можно отнести и к творчеству Павла Светского. Павел Светский идет своей дорогой - независимой. И несмотря на то, вернее, именно благодаря тому, что он – поэт по-настоящему современный, у его поэзии, безусловно, есть будущее. Верьте мне, когда-нибудь что-нибудь изменится, и стихи Светского станут классическими: понятными до очевидности, любимыми по-настоящему – без объяснения причин.
............ Когда-то Анри Альбер сказал о Фридрихе Ницше: "Его влияние на нашу молодую литературу было уже значительным. Оно будет возрастать с каждым днем. Благотворное? Пагубное? Не все ли равно. Оно дает нам новый материал для размышлений, новые побуждения для того, чтобы жить”.****
............ Сегодня я хочу переадресовать эти строки Павлу Светскому. Смело? Возможно. Дерзко? Возможно. Но таков он сам – и его поэзия!

............ 2006 © Татьяна Чуенкова

......* Анненский И. Книги отражений. - М.; 1979- С. 126
....** Федоров В.В. Поэтический мир и творческое бытие. – Донецк, 1994. – С.3
..*** Анненский И. Книги отражений. – М.; 1979. – С.201
**** Там же. – С.122