Размышления над книгой Т. Костандогло Пятый воздух

Геннадий Банников
                Часть 1 - http://www.stihi.ru/2010/05/30/4862
                Часть 2 - http://www.stihi.ru/2010/05/31/3229
                Часть 3 - http://www.stihi.ru/2010/06/04/8135
                Часть 4 - http://www.stihi.ru/2010/06/09/570
                Часть 5 - http://www.stihi.ru/2010/06/13/481
                Часть 6 - http://www.stihi.ru/2010/06/13/7132
                Часть 7 - http://www.stihi.ru/2010/06/14/1014
                Часть 8 - http://stihi.ru/2010/06/16/1283

              Книга Татьяны Костандогло является документальным расследованием обстоятельств гибели Марины Цветаевой. Официальная версия самоубийства изначально вызывает немало вопросов, хотя многие исследователи, ориентируясь именно на эту версию, уже давно нашли множество объяснений такому печальному повороту судьбы гениальной поэтессы. Но другой версии как бы и не было. Даже сестра Марины Анастасия была категорически против всяких расследований этого, как оказалось весьма тёмного дела. В чём тут дело? Книга Татьяны Костандогло проливает свет на эти странности цветаевской судьбы уже после её смерти.
               Я далёк от мысли давать категоричную оценку, что и как оно было в действительности. Один факт бесспорен: великой поэтессы не стало. Причём, явно такого исхода в то, не столь далёкое от нас время можно было избежать – протяни только руку измученной душе… Не протянули.
               Не может, однако, не настораживать удивительная традиция великих русских поэтов добровольно уходить из нашего советского рая. Эдакая, знаете ли, русская забава – застрелиться или повеситься по не совсем понятным причинам. Вспомним Маяковского и Есенина, которых советская власть где-то даже привечала, в отличие от Марины. Сомнения по поводу официальной версии этих двух трагедий появились уже сравнительно давно. Дошла очередь и до Цветаевой, чья кончина отделена от нас даже меньшим отрезком времени, но от этого ситуация относительно всех обстоятельств этого печального дела не становится яснее. Во всех трёх случаях тень падает на наши замечательные органы безопасности, т.е. подозревается государство. Случай с Мариной, увы, не выбивается из ряда вон советской традиции бесцеремонного обхождения с собственными гражданами. Валили и не таких грандов, а тут - богом забытая поэтесса. Вспомним, что были немыслимым образом скомпрометированы и убиты гиганты революции Зиновьев, Каменев, Бухарин. За ними нескончаемым потоком следовал цвет советской армии и культуры. На этом фоне гибель Цветаевой совершенно не кажется чем-то необычным. Во время войны об этом никто и не знал толком. Точно так же никто не заметил смерти великого Прокофьева в один и тот же день со смертью вождя народов. В Покровских воротах об этом бы сказали (правда, по другому поводу): это мелко, Хоботов. Собственно, именно так было оценено в тяжелые военные дни исчезновение великой поэтессы, чья лояльность советской власти уже давно была под подозрением. А уж по мужу она давно попадала под разряд врагов народа. О её смерти вспомнили уже гораздо позже, после войны.
                Вызывает сожаление роль Ильи Эренбурга, который немало постарался для возвращения Марины в Россию (тогда СССР) и который, безусловно, прекрасно представлял, что её там ожидает. Прикормленный властью писатель не мог не выполнить задание органов. Даже в такое непростое для страны время, когда идёт смертельная схватка с врагом, органы с невозмутимостью рептилии делали своё дело. И здесь нет места ни жалости, ни каких-то иных резонов – челюсти этой машины уничтожения инакомыслия, свободолюбия и, не приведи господи, непослушания властям или несогласия с «линией» неукоснительно перемалывали всё, что туда попадало. Что там говорить – мерзкое животное это наше тоталитарное государство. Параллельно, с дьявольской гениальностью обрабатывалось, зомбировалось трудящееся население. Какая там к чёртовой матери поэтесса в Елабуге? Мы роман «Доктор Живаго» не читали, но наймитам мирового империализма – смерть! Вот он глас народа советского периода. И когда Татьяна Костандогло пишет о молодых людях в серых костюмах, настойчиво отговаривающих её, и не только на словах, от идеи расследования обстоятельств смерти Марины Цветаевой, становится в который раз горько за Россию, попавшую в лапы большевизма, считай экстремизма, и буквально гибнущую в этих лапах вплоть до нынешнего времени. Сегодня этот монстр превратился в неприкрытую уголовную группировку и этой его способности мимикрировать в изменяющихся условиях можно только позавидовать.
                Но вернёмся к нашей начальной истории. Я хоть и не хочу, так сказать вслух, становиться на сторону той или иной версии смерти Марины Цветаевой, но интуиция подсказывает мне, что автор книги очень близка к истине. В версии убийства Марины гораздо больше логики, как больше её в случае с Маяковским и Есениным. Я не почувствовал ни одной фальшивой ноты в повествовании Татьяны Костандогло. В то время, как от официальной версии, так и несёт ложью, лицемерием – всем тем, чем и характерна советская власть и власть сегодняшней России, которая под управлением бывшего полковника КГБ всё больше напоминает сталинский режим, правда с изрядным, отвратительным криминальным уклоном. Сталина, впрочем, в отличие от сегодняшних временщиков, нельзя упрекнуть в развале страны, как таковой, однако у него были другие не менее ужасные наклонности. Не будем, однако, углубляться сейчас в вопрос сравнения двух властителей, это немного другая история, которая требует многотомных исследований историков и политологов.
                Как мне кажется, я в какой-то степени понимаю Марину, её настроения, мотивы, по которым она приехала в Россию. Жить на чужбине, пусть даже в условиях какого-то материального благополучия русскому поэту невыносимо. Простите мне дерзкое сравнение, но я сам был в напоминавшем её случай положении, когда казалось, что просто безнравственно сидеть под пальмами, когда твоя родина переживает не самые лёгкие времена. Совершенно точно – появляется желание разделить эти невзгоды со страной, с народом и хотя бы своим присутствием помочь ситуации, улучшить её. Уверен, что найдутся люди, которым смешны столь наивные идеалисты. Но наверняка в возвращении Марины повинны и эти настроения. Сегодня понятно - какая это была ошибка в её случае! В этом сейчас нет никакого сомнения - лучше бы она осталась в Европе и, может быть, скорее выжила бы в этой мировой бойне. Но не будем забывать о судьбе, роке, которые очень часто бывают злы и делают с нами совсем не то, что было бы лучше, безопаснее для нас в данном конкретном случае. И какой, скажите, русский поэт следовал чаще велению разума, а не сердца?
               Факт остаётся фактом – страна, которую Марина любила несмотря ни на что, погубила её. И не столь важно, какая из версий её ухода является истиной – это в конце-концов всего лишь детали. Но России пора, пора уже очнуться и задуматься над своей судьбой и отношениями со своими гражданами. Какие-то попытки она периодически предпринимает, но даже Перестройка по сути своей не изменила основную проблему страны – отношения государственной машины и народных масс. "Слуги народа" так и не стали таковыми, спрятавшись за привычными для всех нас кавычками. Во всей нашей истории радует только одно – Марина Цветаева с нами! Она – достояние широких масс, её место в русской литературе – достойное и заслуженное, причём и на официальном уровне тоже, что является колоссальным достижением. Сие успело состояться в период Перестройки, спасибо ей за это. Но посмотрите, как нынешняя власть относится к современной поэзии, к сегодняшним цветаевым, мандельштамам, гумилёвым. Да они просто не существуют для нашей власти. Нынче у нашего государства совсем другие ориентиры. И это сказывается на населении. Спроси прохожего – знает ли он хоть одного современного поэта? Уверен, что в массе своей ответ будет отрицательным. Вспомним, что отношение власти к тому или иному явлению всегда работает по полной программе в нашей удивительной стране - вспомним, что если первое лицо государства хочет сеять кукурузу, то кукурузой у нас занимается вся страна. С восторгом и энтузиазмом. Сравните с сегодняшней ситуацией: если верхушка лишена духовности и благородства – вся страна наша неминуче вступает в такую же фазу. Таким образом, с современной мариной цветаевой поступили не менее жестоко. Она  скорее всего даже не знает, что она – Марина Цветаева! А в таком, как наше, удушающем в интеллектуальном смысле пространстве она сгинет в небытие бесследно вместе с остальной культурой и наукой в придачу.  История рептилии повторяется в более изощрённом варианте. Нет повести печальнее на свете.
               К счастью, подвижники, такие как автор книги «Пятый воздух», были в России всегда. Вызывает восхищение мужество молодой девушки, Татьяны Костандогло, в борьбе со всесильной и беспощадной государственной машиной. Материалы и свидетельства очевидцев, ею собранные, в конце-концов, я в это верю, позволят нам ответить на вопрос гибели великой поэтессы, определить истинное местоположение её могилы и т.д. Это очень важно сделать ради самой Марины Цветаевой, ради торжества справедливости в конце-концов. Я верю в то, что если это случится, мы приблизимся к состоянию, когда  государство наше повернулось бы наконец лицом к людям. Только тогда Россия сможет стать тем, чем она уже давно по сути своей является, пусть и не гласно – некой духовной доминантой нашей цивилизации (в основном, кстати, благодаря своей литературе!). Только оковы тоталитаризма разных мастей мешают ей выполнить в полной мере эту свою историческую миссию.