читать и слушать

Дюринг Евгений
почему так получилось что увлекаясь по мнению родителей чрезмерно чтением и музыкой я бы не в состоянии написать даже хорошего школьного сочинения и сыграть ровно гамму

для меня в этом таилась загадка пока я не понял что когда человек слушает и читает в его душе действуют совсем другие силы чем когда он пишет или играет

самое главное различие состоит в том что исполнитель писатель не должен чувствовать благоговения то есть чрезмерного почтения к музыке и литературе

так же как гончар не должен чувствовать чрезмерного почтения к глине а художник к смешиваемым им краскам теннисист к теннисному мячу стрелок к мишени или выпущенной им пуле

в том-то и дело что для писателя композитора музыканта слова и звуки это только средство выразить живущие в его душе мысли образы ритмы но для меня читающего и слушающего они приобретали какое-то сверхъестественное значение

это чрезмерное почитание и даже пользуясь полюбившимся мне словом благоговение приводило к тому что мое общение с литературой и музыкой сводилось к восприятию и переживанию написанного другими

сочинять нечто новое казалось мне хотя я и не осознавал этого оскорблением святынь чем-то вроде музыкального и литературного кощунства

похоже эта потребность в почитании благоговении была главной чертой моей юношеской натуры

я говорю «юношеской» потому что неизвестно есть ли у человека постоянный не меняющийся с возрастом характер

–––––––––––––––––––––––––––
     1) «Исписав несколько страниц, я уронил от скуки перо и заплакал злыми слезами оттого, что у меня нет таланта, что я бездарность...» – М. Пруст. «Под сенью девушек в цвету».
     2) «...когда ты очень любишь какое-то произведение, велик соблазн сделать нечто похожее, но необходимо пожертвовать этой своей любовью...» – М, Пруст. «Обретенное время».