Нагружать всё больше нас

Ольга Корзова
А не поговорить ли нам накануне Дня Знаний о школе? Легко!.. Слава Богу, есть, что вспомнить, за 26 педагогических лет. Со временем, может, и романом на школьную тему потрясу воображение читателя, а пока – так, заметки, зарубки на память.

Года полтора назад учительницы начальных классов во время большой перемены сначала что-то бурно обсуждали между собой, разглядывали какое-то пособие, смеялись до слёз, возмущаясь чем-то. Я сперва не прислушивалась, занятая проверкой тетрадей, потом и меня заинтересовало странное поведение коллег.

Подняв голову от тетрадей,  я улыбнулась им, кивнула, что, мол, у вас. Марина Николаевна, которой принадлежала книга, пояснила:
- Да вот, Ольга Владимировна, гляньте, что за пособие по математике я купила. Вчера стала готовиться к урокам, смотрю – глазам своим не верю. Думала, опечатка.  Так нет, ещё и ещё. По всей методичке.

Я взяла брошюру в руки, взглянула на обложку:  «Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике». Раскрыла на первой попавшейся странице и не выдержала – засмеялась. Чтобы стало понятно, почему, приведу две задачки, которые автор пособия рекомендовал предложить ученикам.

1)Колумбийский фермер собрал 4 т кофейных зёрен. Из них 940 кг он продал на шоколадную фабрику, а остальные огурцы поместил в 68 мешков поровну. Сколько кг кофейных зёрен в каждом мешке?

2)Колхозник собрал урожай картофеля 420 т и заложил его в картофелехранилище. За зиму вывезли 36 грузовых машин картофеля, погрузив по 6 т капусты на каждую. Остальную капусту вывезли весной, погрузив на каждую машину по 4 т. На скольких машинах увезли капусту во второй день?

…Честное слово, можно бы, посмеявшись над странными задачками в методичке, выпущенной, между прочим, в столице, всё это забыть, как дурной сон, но приходилось в последние десятилетия встречать даже в рекомендованных для работы пособиях фактические, грамматические, речевые ошибки. В сборниках  диктантов, в контрольных работах по русскому языку, присланных  из высоких инстанций для проверки нашей учительско-ученической деятельности – орфографические, порой грубейшие. .. Мне это, в конце концов, так надоело, что, высылая анализ работ в управление образование, я стала отправлять и саму работу, присланную оным учреждением, предварительно красной пастой исправив все ошибки.
 
Когда у чиновников от образования такое отношение к делу, то не стоит, наверное удивляться, что чтению, да и не только ему в сельских малокомплектных школах (пусть большей частью присоединённых к более крупным) первоклассники учатся одновременно с другими классами. В нашей Кенорецкой, например, учитель должен обучить сразу четыре класса. Когда мы однажды неофициально поинтересовались у дамы от образования, как чему-то обучать в таких условиях, ответ был таков: «А посадите их вместе, пусть хоть чего-нибудь слушают…»