Церкви Пресвятой Богородицы селения Большие Салы

Кнарик Хартавакян
ЦЕРКВИ СУРБ АСТВАЦАЦИН*,
СЕЛЕНИЮ БОЛЬШИЕ САЛЫ*

Большие Салы!.. Наша малая родина,
В лучах заревых ты опять расцвела.
Средь тысяч дорог, что по жизни мной пройдены,
Заветная тропка сюда привела.

Возносит она к величавому храму,
На Артиллерийский** высокий курган...
Мы подвигом павших гордимся по праву,
Живущим в наследство он вечное дан.

Навеки вросла в эту степь батарея,
Пред горсткою воинов встал Оганян**,
Взметнулось полотнище знамени, рея
Над вольным селеньем российских армян!

И здесь, как твердыня, предстал нашим взорам
Тщете разрушений не сдавшийся храм.
Он в небе парит под лазурным простором,
Льнут солнца лучи к серебристым крестам.

Сурб Аствацацин!.. И скорбя, и ликуя,
На паперть мы в робком молчанье взошли.
Взываешь ты к совести нашей, взыскуя,
Ты к самому сердцу взываешь: "Внемли!"

Здесь нашей истории древние корни,
Грядущего с прошлым здесь явственна связь.
Пред храмом разрушенным долг свой исполнив,
Сюда мы приходим, тобой возгордясь.

Минули разрухи года, потрясенья –
Незыблем, восстал ты, Сурб Аствацацин!
Причастные к мигу сего воскресенья,
Мы праведность веры в сердцах сохраним.

(Из главы «Осенённые святым крестом»
книги «Мы из древнего града Ани», 1999)

_________________
     *Церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) находится в селе Большие Салы Мясниковского района Ростовской области. Пять армянских придонских селений (Чалтырь, Топти (Крым), Мец Сала (Большие Салы), Покр Сала (Малые Салы), Несветай), как и г. Нор Нахичеван (Новый Нахичеван), основаны выселенными в 1778 г. с полуострова Крым анийскими армянами, дошедшими в Придонье поздней осенью  1779 г., на основе Указа Екатерины II от 14 ноября 1779 года. В последнее воскресенье августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, храм Сурб Аствацацин отмечает свой престольный праздник, а большесальцы – День села Большие Салы.

   Церковь Сурб Аствацацин (Пресвятой Богородицы) построена в середине XIX века. В 90-е годы XX века по инициативе энтузиастов был создан штаб и начата реставрация церкви на средства колхозов, предприятий, меценатов и простых селян – жителей села. Возглавляли штаб Мария Карапетовна Хазизян, директор Большесальской средней школы № 8, затем директор сельского Дома культуры, и Тамара Тиграновна Магдесян, ветеран труда. Ими была проделана колоссальная работа по привлечению спонсорских средств, нахождению строительных материалов, строительной техники, приобретению всего необходимого для реставрации памятника храмовой архитектуры, организации восстановления храма. Поддержка ближайших соратников, простых селян и городских спонсоров, авторитетом у которых пользовались М. К. Хазизян и Т. Т. Магдесян, содействие руководителей предприятий и хозяйств, администрации района позволили самоотверженным активистам-энтузиастам и тем, кто поддержал их, восстановить храм, первоначальный деревянный прообраз которого был освящён ещё  21 апреля 1781 г. главой армянской епархии в России, архиепископом Овсепом Аргутяном, князем Аргутинским-Долгоруковым. В XXI веке, после окончательного восстановления, храм Сурб Аствацацин вместе с ростовским армянским храмом Сурб Хач (Святого Креста) был освящён Верховным Патриархом и Католикосом Всех Армян Гарегином II, приезжавшим из Святого Эчмиадзина на Дон 7 сентября 2008 года.

     ** 17–18 ноября 1941 года, ведя ожесточённые бои с немецко-фашистскими войсками на подступах к г. Ростову-на-Дону под селом Большие Салы, уничтожая немецкие танки, рвавшиеся к донской столице, батарея героев-артиллеристов Сергея Оганяна вся погибла, покрыв себя неувядаемой славой. Командир батареи Сергей Оганян и политрук Сергей Вавилов посмертно были удостоены звания Героя Советского Союза. В селе воздвигнут памятник (скульптурная группа) в честь 16 героев-артиллеристов, есть памятник (орудие) и на высоте, с которой отважные герои-комсомольцы, представители многих братских народов СССР, вели огонь по немецким танкам; курган назван Артиллерийским. В г. Ростове-на-Дону и в с. Большие Салы есть улицы, носящие имена С. Оганова и С. Вавилова, а также улица Артиллеристов.

Старые варианты 23-24-й строчек:
"Пред храмом разрушенным долг свой исполнив,
Сюда мы приходим, тобой возгордясь".