Забавам нет конца

Сергей Владимирович Решетников
«СИНИЦ ЛОВИТЬ»
«Невеличка синичка, да та же птичка» -
Несёт радость людям, а роду своему яичко.
Ловить же их – пустяками увлекаться,
Ничего не делать, ерундою заниматься.

«ГОЛУБЕЙ ГОНЯТЬ»
Голубей гонять – пристрастие забавное.
Для мальчишек было увлеченье главное.
«Голубятник» - слыло словом бранным
И это уверение кажется мне странным.

«ТИПУН НА ЯЗЫК»
Типун на птичьем язычке придаток,
Зерно чтоб клевать – урожаю урон и упадок.
Кто стращает худым предсказанием, вешает ярлык,
Пугает злобным пожеланием – «типун бы тебе на язык!»

«ДЕЛО В ШЛЯПЕ»
«В шляпу жеребьи метать,
Вперёд нисколько не пенять».
А если жребий выпал ладно,
То дело в шляпе, а это уже складно.

«ВОЛЬНОМУ ВОЛЯ»
Удельные князья в договорах писали –
За что честь и славу воздавали:
«И слугам и крестьянам вольная воля»,
Право жить на свободе – приятная доля.

«БЕСПУТНЫЙ»
За человека на дороге ложной и кривой
Никто не выпьет за здравие, за упокой.
Идёт по беспутью к гибели порой
Бродяга беспутный, освистан детворой.

«НЕТ ПРОКУ»
Жалование сел, деревень называлось «в прок»,
На прокорм, на богатенье, на урок.
«От крови и слез богатеют» заметил Грозный, -
И не было проку – ни добра, ни пользы.

«ВЫДАТЬ ГОЛОВОЙ»
Отданный головой, рабом становился,
С женой и детьми в неволи томился.
«Брат брату шёл головой в уплату».
Выдать тайну  не нужно ума палату.

«ПРАВДА В НОГАХ»
Говорят обычно гостю: «Правды нет в ногах»,
Церемониться садиться не за совесть, не за страх.
А раньше били по ногам – правду даст правеж.
Ноги правду вряд ли скажут, больно – ну и что ж.

«ЛОЖЬ КРИВАЯ»
«От бога дождь, от дьявола ложь»,
Кривая, косая - правду не трожь.
Правда у бога живет в небесах,
Кривда у враля застряла в усах.

«ПРАВДА ГОЛАЯ»
Лжей множество на свете развелось,
А правду одну и голую увидеть довелось.
«Злые языки страшнее пистолета»,
Враньём насыщена не только жёлтая газета.
Правду – матку режут дети, пьяница, дурак,
Правдолюбец «душой нагишом» - просто  чудак.

 «ГЛАС НАРОДА – ГЛАС БОЖИЙ»
«Суд людской – не божий» -
В этом смысл расхожий.
Не с трапезной церкви слышен глас народа
Связан с божьим гласом – иная в нём природа.
Пословица эта: «тень наводить на плетень» –
Всем ясна, как божий день.

«ГДЕ РУКА, ТАМ И ГОЛОВА»
«Рука согрешит – голова в ответе».
Знают это взрослые и дети.
Руку приложить – клятву совершить,
Грех какой! На себя руки наложить.
Бывают руки тяжёлые, лёгкие, длинные,
Сильные, богатырские, былинные.

«ПОКАМЕСТ»
Зрить в корень старинного слова «покамест» -
Наткнёшься и ныне в извечную форму:
«По ка мест живётся и жить стану по та мест»
И в земельных делах имело оно всецело норму.
И Петр Великий в указах пытался всяк стращать:
«Покамест выписанное не исполнится, велю сковать»
И в ожидании гнева царского стольников смущать.
А за места под солнцем принуждал и воевать.
Алчность поземельного соседа – кулачный бой:
Такое дело и ныне – куда ни глянь,
«Межи да грани – ссоры, брани, вой»,
Позор и жадность, зависть, дрянь.
 
«ГРЕХ ПОПОЛАМ»
Несогласные наследство делили –
Пополам перину рубили:
«Ни людям, ни нам -
Рвут надвое, да пополам».
Половину съем – тебе не дам:
Делиться по–братски грех,
Что вызывает часто смех.

«ОСОБ СТАТЬЯ»
Старинное слово, юридический смысл,
Хитрая от взятки писцовая мысль.
Деревни и люди – особа статья,
Отдельно от волости – нету житья.
Одно только нужно знать – понимать:
Пристально к совести личной внимать.
Есть, когда совесть, в теле – душе,
Делай, что хочешь, прав ты уже. 

«В КРАСНУЮ СТРОКУ»
Книги писались старательно, долго,
По времени путь не протянет и Волга.
Заглавные буквы – киноварь красная,
Чернила железные – сохранность прекрасная.
Отступ начала – красная строчка,
Любит рисовать заглавия дочка.

«КАМЕНЬ ЗА ПАЗУХОЙ»
«С москалем дружи,
А камень за пазухой держи».
Поляки так их боялись –
Не зря всё ж опасались.
Малороссы тоже это переняли,
Для испуга великороссов применяли.

«БИТЬ ЧЕЛОМ И БЫТЬ В ОТВЕТЕ»
Коренные русские оба выражения –
В чём смысл их повторения?
Бояре кланялись царю большим обычаем,
Чтоб пред очами предстать своим обличием.
Иные лбом об пол, чтоб слышно было,
Усердие, любовь явить, а то живот на мыло.
Бить челом тоже, что и кланяться,
Благодарить, просить иль жалиться.
Государственный чин был и в ответе –
«Кто первый в ответе, тот первый в совете».
Били, били и боярская среда
Волком выла иногда  -  завсегда.
В жилах кровь от страха стыла,
Смерть косой подряд косила,
И мурашками по коже страх бежал.
Государь службу требовал, жутко заставлял,
А кто игнорировал её - тот верещал,
На дыбе, на колоде мир смущал.
Лоб зачешется и ныне засвербит –
На это и примета вот и говорит:
«Бить челом придётся вдруг
Иль отвечать за промах, друг».