Священные понятия сердца. Главы из книги. Введение

Инок Антоний Давидюк
Неумолимое течение времени вообще и личного времени каждого из нас рано или поздно понуждает задуматься над значимостью и смыслом некоторых понятий, занимающих в нашей жизни совершенно особое место, даже если  мы относимся к ним вполне обыденно, без осознания их священнодействия в наших сердцах. Тем не менее, сердца наши,   прежде всего, предназначены Богом именно для священнодействия:        « Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3;16)


 Состояние сердца человека во многом зависит от усвоенных ему понятий, а понятия, хотя и зависят от чувств, но формируются с помощью совести и разума, которым и чувства должны быть подчинены. Мы вольны не прислушиваться к голосу совести и не прибегать к помощи разума, используя лишь прагматичный и мелочный рассудок и доверяя испорченной чувственности, но тогда понятия, усвоенные  сердцу, станут словом смерти внутри нас: « Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления…» (Мф. 15;19).               



Однако, наша задача состоит в обретении слова жизни, в раскрытии Небесного Дара в себе, в одухотворении собственных желаний и устремлений, чему и служат священные понятия сердца.
 Человек – существо словесное, « живое существо, обладающее даром мышления и речи…», как пишет С.И. Ожегов в своём словаре времён атеистического рационализма и активного богоборчества, несмотря на которые ему не удалось избежать иррационального понятия: « существо, обладающее даром » в определении слова «человек». Дар безусловно свидетельствует о Дарителе, причём о Таком, Который и самой жизнью одарил человека.   Дар жизни не предполагает её прекращения через определённый промежуток времени, но предполагает прекращение времени, как условия развития дара жизни самим человеком, сотворённым по Образу и Подобию своего Творца, то есть творцом собственной вечной жизни в соработничестве с Богом.
 

 Для людей, в большинстве случаев, коммуникационное действие речи является выражением внутреннего процесса мышления и чувствования, реализацией дара жизни. И от того, насколько полно и мировоззренчески точно мы осознаём значение слов и понятий, которые слова выражают, зависят наши отношения с окружающим миром и с самим собой, а через это с Творцом мира и нашим Творцом.
 Совершенно не случайно в Священном Писании Вторая Ипостась Святой Троицы именуется Словом: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ». (Ин. 1;1) Разве не говорит  это наименование о высоте словесного дара человеку, отражающего свойства  Образа Самого Бога в душе его?
Разве не определяет этот дар возможность восстановления сознания онтологической связи заблудших детей с Отцом Небесным?
 Те понятия, о которых нам предстоит поразмыслить на страницах этой небольшой книги, показывают объективное наличие и постоянное осуществление этой связи  со стороны любящего Отца и обличают субъективное отсутствие и неосуществление её, увы, с нашей стороны.


Слишком плоское и приземлённое понимание значения этих понятий отсекает сердцу дорогу к Небу, а ведь это единственный путь оправдывающий наше существование. Отечество Небесное ждёт нас, исповедующих уже здесь, на земле, Его Вечную Славу.
« И если извлечёшь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста ». (Иер. 15;19) Такое пророчество дано нам ввиду потенциальной способности человека видеть за пределами трёх пространственных измерений и за пределами времени: « Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше ». (Мф. 6;21) Но любая дорога начинается с первого шага в нужном направлении и, чтобы обрести истинно драгоценное сокровище, необходимо преодоление верой обугленного состояния собственного сердца, тлеющего в страстях и помрачающего ум, дерзающий видеть только ничтожное там, где сокрыто драгоценное.