Священные понятия сердца. Главы из книги. Человек

Инок Антоний Давидюк
«Человек, который в чести и неразумен, подобен животным, которые погибают.» Из этого стиха 48-го псалма Псалтири царя и пророка Давида ясно видно, что человек, который разумеет свою честь, не погибнет, как погибают животные. В чём же состоит такая великая честь человека и как нам, знающим свою смертность, её уразуметь?


На этот вопрос даёт ответ всё то же Священное Писание: «Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом.» (1-е Ин. 5;10). Всё просто: Разум от Веры – вот то самое дорогое, что имеет верующий, это «свидетельство в себе самом». И если я имею в себе это, самое для меня бесценное, то вопрос для меня, смертного человека, по существу, только один: как не отпасть от этого свидетельства за время земного существования? То есть, как проявить в себе качества Образа Божия, Его величие и бессмертие, не надуваясь собственным несуществующим достоинством, не сочиняя себя по собственному или чужому образу?


Человек не ангел. Окрылённость человеческой души скрытая, но ощущаемая, тем не менее, каждым человеком хотя бы раз в жизни. И эта окрылённость выше ангельской, только нужно научиться жить этим Даром Божиим  здесь, на земле, при «нелётной погоде» своего сердца.


Человек не любит себя в этой жизни, он любит свои страсти и, потому не имеет понятия о себе самом. Мы никогда не бываем правы даже относительно себя, когда ищем своё место под солнцем, потому что место под этим солнцем, в конечном итоге, у всех одно – в сырой земле… Основное противоречие человеческого бытия одно: «Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы.» (Еккл.7;29)               

Но «дары и призвание Божие непреложны.» (1-е Рим. 11;29). Человек – сопричастник Божества по благодати, если понятия его сердца отражают это в его жизни.


Сердце человека способно вместить Бога, но прежде человек должен проявить волю, предоставив Богу свое сердце, чтобы Бог очистил его от страстей и мусора цивилизации: «ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.» (Лк. 16;15). Человека ЧЕЛОВЕКОМ делает Бог, восстанавливая в нём Подобие Своё, которое вместе с Образом Бога и составляет сущность человека, его призвание, достоинство и честь.