Похмелье

Галина Николаева-Купрякова
                Похмелье.
         Рядом с домом отец построил   двор, где держали скотину. Корову, телят, поросят, кур и обязательно лошадь т.к. леснику полагалась  лошадь. А так как хозяйство было  большое, всегда сажали много картошки. И в урожайный год закапывали больше ста кулей. А картошку хранили в доме  в подполье.  На кухне  были вырезаны полы, и накрывалась крышкой. Эта крышка поднималась за кольцо. В подполье было прохладно, поэтому хранили ещё и соленья, и варенье заготовленные на   зиму. А ещё там мама прятала от отца бутылку на похмелье. На завтра после праздника отец за лазил в подполье, и начинались поиски живительного напитка. Периодически из подполья доносилось  жалобное:
- Стёпа, ну где?! Не мучай и так не могу.
А мама довольная, что может хоть как то отплатить за его вчерашние выходки, строго так:
- Сам виноват! Нечего было столько пить, как в бочку бездонную. Ищи!
За то радости не было границ, когда отец находил своё «спасение». Он целовал маму и его праздник продолжался. И мы уже знали, чем он может закончиться. Обязательно руганью и того хуже дракой. Мы всегда ворчали на маму:
 - Зачем, ставишь бутылку? Сама же и виновата.
А она всегда отвечала:
- Было много случаев, когда мужик умирал. А ему надо было просто опохмелиться. Вы что хотите, что бы ваш отец умер?! Ну а  дерётся – это конечно плохо, но что тут сделать. Не знаю…Ревнует, хотя зря.
 Помню один случай:
 Мама для втирания от ревматизма или как она говорила «от костей». Накопала дождевых червей, промыла их,  залила водкой и поставила в подполье в тёмное место, как посоветовала одна пожилая женщина.
 И вот отец с мужиками после, какого то праздника приходят к нам т.к. отец знает про заначку.
- Сейчас мужики.
И лезет в подполье. Обрыв весь погреб не найдя ничего, кроме бутылки с  не понятной  мутной жижей, но пахнущей водкой. Решив, что это травы и не чего плохого не случится, процеживает сквозь марлю.  Разлив по рюмкам пропускают по одной. Закурили, заговорили о  своих делах. Всем стало «полегче». Разлили по второй, и  входит мама. Увидев, что на столе стоит бутылка, а она то точно знает, что не ставила на похмелье. И мгновенно понимает, что это за бутылка. Пытается как бы по деликатнее  сказать:
- Мужики, да вы что совсем из ума выжили, ведь это же лекарство?!
Отец  ей:
- Вот мы и лечимся!
А мама:
-  Вот паразиты! Дожились, червяками  лечатся! У меня же там дождевые черви настаивались, баба Соня рецепт дала «для костей», когда болят  натираться.
  Реакция у  мужиков была разная.Дядя Володя тракторист зажав рот двумя руками пулей выбежал во двор. Дядя Лёша кряхтя стал быстро натягивать на себя фуфайку и прощаться, извиняясь, как то нелепо.
- Вы это, того, не ругайтесь. Ну, ты Прокопий!
   А дедушка Степан так как то весело улыбаясь.
 -Стёпа ты чо, отравить нас. А-а. Проня то. Прокопий то что - и махнув безнадёжно  рукой  вышел из-за стола. И почему то поклонился маме. Тихонько закрыл дверь. В доме стояла тишина. Все как истуканы не знали, что делать?
  Правда, долго ни кто к нам не заходил похмеляться.