Памятник ошибке или красивой метафоре?

Мама Мия
За предложенную тему рассказа о памятнике птице приношу искреннюю благодарность Папе Раццы.


                В Киеве собираются возвести памятник, посвящённый строкам Николая Васильевича Гоголя из повести «Страшная месть»: «Редкая птица долетит до середины Днепра». Уже выбран готовый постамент – остатки центральной опоры  взорванного во время Великой Отечественной войны Николаевского моста.
                Если вспомнить, какой километраж проделывают перелётные птицы весной и осенью, слова Гоголя представляются грубейшей ошибкой. Но ошибки гениев надо принимать с осторожностью. Тем более что Гоголь родился 1 апреля и не раз разыгрывал  своих героев, ставя их в немыслимые ситуации. Конечно, до середины Днепра долетит любая мелкая птаха. Но это если лететь поперёк реки. Может быть, Гоголь имел в виду полёт вдоль Днепра – по всей его длине. Но углубляться в такие подробности не имеет смысла: всё равно середина Днепра – в Киеве, как ни измеряй. Какую же птицу собираются увековечить: самую большую, самую быструю или, может быть, самую красивую из обитающих в Украине? О самой умной, естественно, речь не идёт: что ей делать на середине Днепра?

                И снова нас вводит в заблуждение неточность - то ли случайная, то ли умышленная. В каком смысле птица «редкая»? Вспоминается давний КВН, когда был задан вопрос: долетит ли колибри до середины Днепра? И ответ: долетит, потому что колибри – редкая птица. Если ввести цитату Гоголя в форму переводчика он-лайн, получим дословный перевод на  украинский язык: «Рiдкiсний птах…» и на английский: «Rare bird…» то есть, редкая (редкостная) птица, которой место в Красной книге. Любой орнитолог поймёт именно так. Для адекватного перевода приходится «исправить» исходный текст: «Не каждая птица долетит до середины Днепра».

                Так на какую же птицу падёт выбор? Наверно, она будет большая. Может быть, аист или  лебедь. Пока авторы проекта почему-то предлагают чайку, но, думается, что это не лучший вариант. Вполне подошла бы водоплавающая птица семейства утиных – гоголь. Увеличить её до видимых с берега размеров труда не составит.  И вот представьте себе: сидит эта несчастная, обессиленная перелётом птица на обломках моста, правое крыло ещё держится, а левое безвольно опущено вниз. И голова – не высоко на гордой шее, а так, еле-еле…Это если автор – реалист. А если он представитель иного направления в искусстве, птица будет выглядеть гордой, почти парящей над постаментом – так, коснулась ногами опоры, зафиксировала рекорд – и полетела на другой берег.

                Предвидя упрёки внимательных читателей, уточняю, что упоминание об умной птице ни коим образом не принижает заслуги ни птицы-гоголя, ни Николая Васильевича Гоголя, в гениальности которого никто не сомневается. Хотя часто гений имеет такие «пунктики», которые заставляют усомниться  и в его уме, и в психическом состоянии. Не случайно в психиатрии специально выделен раздел – патография, в котором жизнь и творчество гениальных людей анализируются с психопатологической точки зрения. И в этих исследованиях, наряду с Достоевским, Гончаровым, Мандельштамом, Ахматовой и многими другими знаменитостями, немало места уделено Гоголю. Взять хотя бы общеизвестный случай сожжения им второго тома «Мёртвых душ». На следующий день он сам признался Льву Толстому, что не понял (и не помнил), когда и почему сжёг все попавшиеся под руку рукописи, хотя намеревался уничтожить только несколько ненужных бумаг.

                А разве не странно, что, создавая великолепные литературные образы, Николай Васильевич не мог освоить элементарные правила грамматики и поручал исправлять ошибки в своих рукописях Н.Я. Прокоповичу и М.Н. Лихонину. Благо дело, ЕГЭ по русскому языку тогда не было, ведь не сдал бы! Как, впрочем, и географию. Вспомним, например, его слова об уездном городе, от которого «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Конечно, можно и десять лет скакать, но не доехать – это смотря по какой дороге добираться и сколько времени отдыхать. А некоторые исторические факты? Не будем касаться роли казачества в освобождении Украины от польского ига. Но странно звучит фамилия героя "Бульба", означающая на украинском языке «картошка», если Пётр Первый завёз этот овощ в Россию только в конце 17 века, через несколько десятилетий после происходящих в повести событий.

             Но вернёмся к птице. Как сообщил в июле 2011 года председатель комиссии Киевсовета по вопросам культуры и туризма Александр Бригинец, работа над памятником должна была начаться после установления права собственности на ту самую опору моста, а закончиться - к «Евро-2012». Появилась надежда, что через пару лет, проплывая на экскурсионном катере по Днепру, мы услышим примерно такой рассказ гида: «Наш теплоход приближается к уникальному по замыслу и исполнению монументу. Этот памятник-символ создан творческой группой «Студии художественных инициатив» и олицетворяет бессмертные слова Николая Васильевича Гоголя о величии Днепра. Постамент для памятника предоставил  молодой предприниматель N, являющийся собственником сохранившейся опоры взорванного моста. Мы приближаемся к монументу, и уже можно различить написанные на нём слова:
«Нiяка птаха не долетить до середини Днiпра».
«Not every bird cаn fly to the middle of the Dnieper».
«Редкая птица долетит до середины Днепра».
За дополнительную оплату наш теплоход может развернуться и ещё раз пройти мимо этого необычного сооружения, чтобы вы могли сфотографироваться на его фоне. Очень рекомендую сделать это. Вернувшись из Египта, Вы первым делом отвечаете на вопрос: а пирамиды видели? После поездки в Париж – а в Лувре были? Поверьте, что, по возвращении из Киева, вы услышите: а памятник Редкой птице видели? И тут Вы покажете это фото».

P.S. Эта миниатюра была написана прошлым летом, и, конечно, по прошествии целого года, я ожидала увидеть в середине Днепра парящую над быком птицу. Тем более что установить её планировалось к летнему чемпионату Европы, который уже прошёл. Но всё оказалось не так просто, хотя дело и продвинулось. Во-первых, стало ясно, что за птица будет подлетать к опоре: аист с раскрытыми крыльями, изображённый в момент посадки. Во-вторых, начинает проясняться судьба самой опоры: она временно передана на баланс КП «Киевавтопутьмост», и уже происходит определение её реальной стоимости. Однако, как следует из январских публикаций, «вопрос права собственности на быка и финансирования памятника» так и не решён и будет вынесен на рассмотрение Киеврады. Более свежей информации, как и самого памятника, обнаружить пока не удалось.

           Фото из Интернета. Птица гоголь летит к середине Днепра. До опоры моста осталось несколько метров.