уважение к модернистским течениям в литературе

Дюринг Евгений
Это кажется совершенно естественным – уважать духовные ценности и предпочитать модернистские течения в литературе, живописи, музыке, архитектуре.

Читать днями и ночами Ницше, том за томом (из собрания сочинений под редакцией Петера Гаста), – это представляется занятием само собой разумеющимся.

Гулять по аллеям парка или по берегу моря, обсуждая стихи Бодлера, Рембо, Верлена, а также личности поэтов, переходя затем к произведениям и личностям прозаиков, вроде Гамсуна, Кафки, Джойса, – на званом ужине, встав из-за стола, тут же уединиться с другом где-нибудь на диване, чтобы поговорить о Шенберге, Берге, Стравинском, Равеле или, отыскав рояль, сыграть ему по памяти отрывки из «Ожидания», «Лулу», «Новостей дня», – вместе поехать в Барселону, Ригу, Брюссель, Вену, Лондон, чтобы увидеть здания в новом стиле, – познакомиться с художниками-модернистами из разных странах и собрать большую коллекцию их картин, – все это совершенно естественно для человека, родившегося после 1870 года.

Времена Гуно и Оффенбаха отошли в прошлое – так же, как времена Доде и Бальзака.

Да, конечно, через несколько десятков лет будут построены Центр Помпиду, «Лондонское яйцо», «Малайские близнецы» и «Шанхайская башня», будут написаны «Диссеминация», «Общество потребления», «Имя розы», «Возвращение доктора Калигари», станет естественным скептически относиться к духовным ценностям и предпочитать постмодернистские течения во всех видах искусства.

Но это будет естественным только для тех, кто родился гораздо позже 1870 года и никогда не читал в газетах сообщения о выходе «Становления американцев» Стайн или «Улисса» Джойса.



––––––––––––––––––––––––
     «Этот молодой человек, по виду – презрительный аристократ и спортсмен, относился с уважением и интересом только к духовным ценностям, особенно к модернистским течениям в литературе и искусстве... просиживал целые часы над Ницше...» – М. Пруст. «Под сенью девушек в цвету».