Священные понятия сердца. Главы из книги. Отец

Инок Антоний Давидюк
«Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.» (Пс. 102;13). Милость – главное качество отца, в котором он призван уподобиться Богу. Становясь отцом, мужчина принимает на себя великую ответственность за свою малую церковь – семью, в которой с началом отцовства и материнства проявляется полнота её, выражаемая в любви, необусловленной только стремлением к соединению двух половин одного целого, а освящённой рождением от этого целого нового человека, ещё безгрешного в своём младенчестве.


Отцовские чувства – Божий дар, и каждый отец, реализуя этот дар в себе, становится ближе к Богу настолько, насколько полно он раскрывает в своём сердце понятие своего отцовства, берущего начало в Отце Небесном, в Его милости, в Его заботливости, в Его мудрости. Отец – хранитель веры и разума в семье, тогда как мать – хранительница любви, из чего вовсе не следует, что хранить любовь отцу не свойственно; скорее чувственная сторона любви в сердце отца уступает стороне разумной, ответственной за последствия уступок чувственности.


Слово «отец» приобрело со времён Адама несколько значений. Уже Ною Богом заповедано было стать отцом послепотопного человечества : «Но с тобою Я поставлю завет Мой, и войдешь в ковчег ты, и сыновья твои, и жена твоя, и жены сынов твоих с тобою» (Быт. 6;18).  А Аврааму Господь сказал : «… вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов…» (Быт. 17;4). В контексте приведённых цитат отец это родоначальник: в первом случае -  всех народов населяющих землю, а во втором – народов призванных сохранять истинное богопочитание.                С пришествием Спасителя миру открывается неразрывная онтологическая связь всякого человека со своим Творцом, как Отцом Небесным. Это Новый Завет. С того времени наша главная молитва начинается обращением: «Отче наш…» и слово «отец» приобретает свой самый высокий смысл, в котором и сказано: «… и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». (Мф. 23;9).


Однако, прежние значения слова «отец» не упраздняются. Напротив, теперь мы обращаясь к священнослужителям и монахам, тоже употребляем это слово в новом значении внутрицерковных отношений, как отношений чад Церкви к тем, кто призван осуществлять в Ней священную связь с Её Главой Господом Иисусом Христом в молитвенном предстоянии за весь мир.


Соответственно, и за оградой Церкви эта традиция жива и нисколько не противоречит вышеприведённым словам Евангелия.
Отечество, отцовство, отец – однокоренные слова, корень которых священен, нетленен и безгранично силен в своей способности давать вечную жизнь всем, кто от него не оторвётся.