Моления богам. масторава

Вирява
РОЖДЕНИЕ БОГОВ. МАСТОРАВА. Героический эпос эрзян

   ВЕК БОГОВ

   Моления Богам

   Словно лебеди, дни пролетают,
   В облаках, белокрылые, тают,
   Следом месяцы вихрем взовьются,
   Словно сильные кони несутся,
   Годы тише, степенней шагают –
   Стадом сытым неспешно гуляют,
   Будто море, вздыхают столетья –
   Волны катят лениво в бессмертье.

   Вновь Инешки явился на Землю,
   Собрались вкруг эрзяне да внемлют
   Тем словам, что носил в своем сердце
   Паз-отец, обращаясь к ним: «Дети!
   Любы мне вы, вне всяких сомнений,
   Род эрзянский будь благо-словенен!
   Я желания ваши исполнил –
   Край эрзянский с Богами помолвил:
   Силу злакам дает Норовава,
   Мощь дарует Земле Масторава,
   В небе правит ветрами Вармава,
   По-над лесом гуляет Вирява,
   В городищах осела Велява,
   Защищает жилища Кудава,
   Да хранит каждый двор от несчастий
   Кардаз-Сярко благим сопричастьем.
   Так воздайте же слова молений,
   Пред Богами преклонив колени:
   Каждую держательницу славьте,
   Чтоб не обошла вас благодатью,
   Каждой покровительнице слово
   Благодарственных молитв готово.
   Как Инешкипаза почитайте
   Всех богинь-держательниц, да знайте:
   Каждой изберите День Молений,
   Чтобы получить благословенье,
   Чтобы каждая из них хранила
   Род эрзянский, умножая силы.
   День Молений Озксом величайте,
   Впредь обычай строго соблюдайте.
   Приготовьте пуре в честь Богини,
   Мёдом помяните её имя,
   Жирных уток и гусей зарежьте,
   Да овец ей принесите в жертву.
   Слово в слово мой наказ вершите,
   Кой эрзянский в чистоте держите,
   В поле хлеб тогда заколосится,
   Будет скот домашний впредь плодиться,
   Детородны будут жены ваши,
   В поле множат урожаи пашни.
   Если же наказ мой не свершите,
   Жизнь свою плачевно завершите,
   Очи ваши не узрят дней светлых,
   Пред порогом не склонятся ветлы,
   В поле хлеб не будет колоситься,
   Скот домашний не зачнет родиться,
   Урожаи не премножат пашни,
   И бесплодны будут жены ваши.

   Внемлющие Пазу да услышат –
   Так эрзяне верят слову свыше.
   Отчему наказу сообразно
   Как один ответствуют согласно:
   – Ты, Инешкипаз, наш прародитель!
   Ты, Инешкипаз, наш покровитель!
   Всё, что повелел нам, мы исполним,
   Отчий твой наказ мы крепко помним.
   Мудрость слов священных не забудем,
   В вере праведной вовек пребудем,
   Как тебя, Богов всех почитаем,
   Как тебя, молитвой поминаем.
   Каждой покровительнице слово
   Благодарственных молитв готово,
   Изберём для каждой День Молений,
   Род эрзянский, будь благословенен!

   Когда весенний теплый день придет,
   Исстает зимний серебристый лед,
   Проглянет из-под снега Мать-Земля,
   И по сохе начнут вздыхать поля,
   Раскроется лишь чернозёма зев,
   Задумают эрзяне первый сев.
   На сельский сход старейшины спешат
   Перед посевом свой совет вершат.
   Ведь если зев весной осеменить,
   Молитвой горсть семян благословить,
   То плодотворно день бежит за днем:
   Что ныне сеем, завтра то пожнём.
   Пусть брагу-позу варит каждый двор,
   Кто держит пчел – готовить пуре скор.
   Весь род сбирается в единый дом,
   Пусть хлебом-солью встретят в доме том,
   Пусть щедро стол и празднично накрыт,
   Бочонок позы для гостей открыт,
   Пусть пенится наполненный бокал,
   Рог изобилья чтоб не иссякал.
   Зажгется родовая пусть свеча:
   Вера эрзян светла и горяча.
   Возденет руки всяк: и стар, и млад,
   Пусть каждый к богу устремляет взгляд.
   Своей судьбой довольные вполне,
   Все кланяются Матушке-Земле.
   О чем слова божественных молитв?
   О чем душа эрзянская болит?
   О солнечной весне и тёплых днях,
   О влагою питающих дождях,
   О сочных травах в пойменных лугах,
   И о пасущихся на них стадах.
   Молитвы Пазу вознесут когда,
   Погаснет пламя штатола едва,
   Приступят к яствам, станут пить да есть,
   И в пляс пойдут, и песни будут петь.

   – Ой ты, Норов, Норов, Норовава!
   От эрзян тебе поклон да слава!
   Кормишь без числа людей и поишь,
   Низко тебе кланяемся – в пояс!
   Имя славное твоё поймаем,
   Песней благодарной вспоминаем.
   Наши голоса заслышь-заслушай:
   Глубину сердечных слов-отдушин.
   Твоё имя вспомним лишь хорошим,
   Твоё имя вспомним лишь пригожим.
   Синими прекрасными очами,
   Норовава, отведи печали,
   На эрзянское взгляни моленье,
   Синим взором дай благословенье,
   Попроси за нас Инешкипаза:
   Пусть займутся дружно всходы – разом,
   Пашни влагой пусть дожди питают,
   Боги пусть эрзян оберегают,
   Пусть даруют здравие и счастье,
   Начинаниям благим причастье.

   Сев закончен, всходы зеленеют,
   Мастораву нежно солнце греет.
   Молятся эрзяне неустанно –
   Имя Паза с ними постоянно.
   Древнее моление старейшин
   Соберет совет эрзян мудрейших.
   Атя озкс – моленье величают,
   Седовласых старцев привечают,
   Семерых достойных избирают,
   Провести моляну поручают.
   Следует сварить им позу-брагу,
   Заколоть бычка, костяк в овраге
   Закопать, сокрыв его камнями:
   Кардаз-Сярко, будь довольна нами!
   Поза приготовлена хмельная,
   Из молельного бычка мясная
   Сварена эрзянками похлебка,
   Шлют гонцов – на озкс явиться ходко!
   Этот день назначен был издревле,
   Каждый чтит его в любой деревне,
   Старцы, что Инешкипаза знали,
   День моляны свято соблюдали.
   Всем селом сбирались на моляну.
   С хлебом-солью на лесной поляне
   Становились в ряд, перед собою
   Полотенца расстелив с едою.
   Старцев избирали двух мудрейших,
   Век свой от Инешкипаза ведших.
   За своё родимое селенье
   Начиналось старцами моленье.
   К Пазу в небо руки простирали,
   Имя бога громко величали.
   Преклонив колени, все молились.
   Лишь два старца стоя находились.
   Ими белые платочки брались,
   Полотенец с яствами касались,
   Вдоль молящихся эрзян ходили,
   Двое старцев с Богом говорили:
   – Ты, Инешкипаз, наш прародитель!
   Ты, Инешкипаз, наш покровитель!
   О, услышь слова молитв, послушай,
   Наши подношения искушай!
   Долго ждал ты нас – встречай скоренько,
   Яства с наших рук прими быстренько,
   Хлебом-солью, позой угощайся –
   Добрым урожаем возвращайся!

   Причастив все яства, двое старцев
   Знак подали трапезой заняться.
   Молчаливо они ели-пили.
   Не плясали, песнь не заводили.
   Позу лишь когда до дна испили,
   Жертвенное мясо лишь избыли,
   Вновь собрались вместе на поляне
   Завершить моление селяне.
   По старинке пламя высекая,
   Двое старцев, устали не зная,
   Развели костёр, чтоб тол священный
   Ритуал исполнил сокровенный:
   Лошадей, коров, овец согнали,
   Сквозь огонь спасительный прогнали.
   И на том моляна завершилась,
   Вера в Паза в душах укрепилась.



   ПАЗОНЬ ОЗКСТ

   Читне, кода ашо локсейть, ливтить,
   Ковтне, кода виев лишметь, ардыть,
   Иетне, прок стака скалт, эскелить,
   Пингетне, мерят иневедь, нувсить...

   Таго Инешкипаз сась Мастор лангс,
   Таго пурнавсть эрзятне перьканзо.
   Корты Инешкипаз эрзятненень,
   Седейшкавань мель пачти тенст, яви:
   — Тынь кунсолодо, марядо, эрзят,
   Монь валом маринк кавто пилесэнк.
   Мезе вешиде — тыненк Мон максынь,
   Теинь, эрзят, Мон тынк валонк коряс:
   Кучинь норов лангс Норовавине,
   Кучинь Мастор лангс Масторавине,
   Кучинь менель ежос Вармавине,
   Кучинь чопода вирьс Вирявине,
   Кучинь велес-сядос Велявине,
   Кучинь эрьва кудос Кудавине,
   Кучинь эрьва кардазс Кардаз-Сярко.
   Ней эрьвейкенень, эрзят, улезэ
   Эсень кондямо паро озкс-азовкс,
   Уш эрьвейкенень, эрзят, улезэ
   Эсень кондямо тынк пельде сюкпря.
   Кода эстедень, эрзят, пельтядо,
   Истяня сындесткак тынь пеледе.
   Уш эрьвейкенень, эрзят, эстензэ
   Озксонь чи аравтодо, путодо,
   Позат-пуреть кисэнзэ пидеде,
   Куяв реветь ды галат печкеде.
   Бути а листядо тынь монь валсто,
   Карматадо истяня тееме,
   Тынк карми чачи сюронк чачомо,
   Кармить ракшанк-кильдеманк раштамо,
   Саень поланк кармить эйдень трямо,
   Карми чачи паксиненк эрямо.
   Бути а кунсолосынк монь валом,
   Лисиндерятадо, эрзят, валстом,—
   А карматадо сестэ эрямо,
   Парочи кавто сельменк а неить.
   Сюронк, эрзят, а карми чачомо,
   Вастанк-поланк а кармить раштамо.

   Кунсолокшнызь-марякшнызь эрзятне
   Инешкипазонть потмо валонзо.
   Вейке вайгельнесэ сынь пшкадекшнесть,
   Вейке валнэсэ тензэ кортакшность:
   — Тон, Инешкипазонок, трицянок!
   Тон, Инешкипазонок, тирянок!
   Мезе мерить миненек — тейсынек,
   Вейкеяк валстот минь а листяно.
   Карматано мелест минь ваномо,
   Эсеть лацо озкскеть тенст путомо,
   Эсеть лацо сюкпрят тенст максомо.

   Коданя сыль тундонь лембе чизэ
   Ды солыль теленть ашо ловозо,
   Лов алдо лисиль Модась-Масторось,
   Кезэрь эрзятне пурныльть сокинеть,
   Сынь арсильть чачи сюронь видеме.
   Сюронь видемань шкадонть икеле
   Велень покштятне велень промкс теильть.
   Уш бути каямс видьме коморо,
   Уш бути озномс видьме коморо,
   Чинест путови, тевнест тееви.
   Эрьва азорось позыне пиди,
   Кона нешкть кирди — пурине теи.
   Эрьвата раськесь ве кудос проми.
   Кона кудонтень раськесь пурнави,
   Се кудонь прявтось каванявкс тарги,
   Шумбра кши-сал столензэ лангс путы,
   Нуртясы ведь парьс човов позанзо,
   Мейле таргасы ине кечензэ,
   Пештясы норов сон ваканонзо,
   Кирвастьсы валдо сон штатолонзо.
   Весе раськенек кедест кепедить,
   Кепедень кедть Пазонтень энялдыть,
   Мода-Масторонтень сюконякшныть.
   Уш мезе вешить сынь Пазонть кедьстэ?
   Мезе аныть Мастораванть пельде?
   Сэтьме пиземне, лембе маней чить,
   Пиже тикшине, ракшань раштамот.
   Уш кода прядсызь сынь Пазнэнь озксост,
   Коданя мацтьсызь валдо штатолнэст,
   Кармить симеме, кармить ярсамо,
   Кармить киштеме, кармить морамо.

   — Вай, Норов, Норов, тон Норовава!
   Вай, Норовава, тон паро ава!
   Тон ламо ломанть ней симдят-андат,
   Ламо сюкпринеть тон пельдест марят.
   Минь а беряньга тонь, Норовава,
   Вельть мазый лемнеть ней кундасынек.
   Маритя минек тон вайгеленек,
   Кунсолытя тон седей валонок.
   А беряньга тонь леметь кундави,
   А беряньга тонь леметь ливави.
   Мазый сэнь сельме тон, Норовава.
   Важовсто варштак минек озксонть лангс,
   Тонгак сюконяк Инепазонтень,
   Арсек миненек чачи сюрыне,
   Чачи сюронть лангс сэтьме пиземне,
   Эсенек туртов — шумбрань-парочи,
   Шумбрань-парочи, паро уцяска.
   Кода видевильть эрзятнень сюрост,
   Сынь озномадо яла а лоткильть.
   Видемде мейле кезэртнень озксост —
   Велень-сядонь озкс, мерить — атя озкс.
   Озксто икеле велень промкс теильть.
   Эсь юткстост кочкильть велень атинеть,
   Сеть атинетне позыне пидильть,
   Позыне пидильть, букине печкильть.
   Тона букиненть озксос пидилизь,
   Ловажинензэ латкос путылизь,
   Кевсэ вельтилизь, мейле алтылизь
   Сынь велень-сядонь Кардаз-Сярконень.
   Кода теевиль велень позынесь,
   Кода пидевиль озксонь букинесь,
   Кучиль велева прявтось ютамо,
   Озксов евтнеме, промксов тердеме.
   Се чинть путылизь сынь седикеле.
   Кезэрень атят, Пазонь содыцят
   Эзизь полавтне се чинть тарканзо.
   Сынь се озксонтень веленек молильть
   Кши-салнэ марто кильдезь ракшасо.
   Кода пачкодильть озксонь таркантень,
   Сынь кшинест-салнэст мельцек вачкилизь
   Ды кочкильть мейле кавто атинеть,
   Кавто атинеть, Пазонь содыйнеть.
   Сеть атинетне кармильть веленть кис
   Кепедень кедть Пазонтень озномо.
   Весе ломантне аштесть пульзядо,
   Кавто атятне аштекшнесть стядо.
   Сынь кепедень кедть Пазнэнь энялдыльть.
   Уш неть атятне, Пазонь содыйтне
   Кедезэст саильть ашо пацинеть
   Ды мельцек туильть вакантнэнь ланга,
   Ашо пацясо кармильть токшемест.
   Сынь кувать токшильть, истяня кортыльть:
   — Тон, Инешкипаз, триця-ваныця,
   Марик озксонок, неик канстонок.
   Тон кувать учить — курокке саик.
   Кода ютылизь неть ваканнэтнень,
   Таго мекев сынст кедьга сайнилизь.
   Сынь буень-буень весе пурнавильть.
   Кармильть симеме, кармильть ярсамо.
   Уш сэтьминестэ сынь ярсыльть-симильть.
   Уш озкскесэнть эзть кишть, эзть мора.
   Кода симевиль велень позынест,
   Кода сэвевиль велень букинест,
   Таго ве таркас весе пурнавильть.
   Кавто атинеть кавто чувтт саильть,
   Вейс сынст езылизь ды тол вельмевтильть.
   Се толнэнть эзга ракшатне ютыльть —
   Скалост ды лишмест, ревест ды тувост.
   Озксост озновиль — тевест прядовиль,
   Кильдезь лишмесэст кудова срадыльть.

Автор литературной обработки А.М.Шаронов

Поэтические редакторы И.А.Калинкин и Р.С.Кемайкина (Маризь Кемаль)

Фольклорные материалы подобраны В.В.Горбуновым, Г.Я.Меркушкинин, А.Д.Шуляевым, научный редактор В.Я.Евсеев