Интервью с Лехой Никоновым в клубе Черчиль 14. 11

Лёха Никонов
Это твой первый приезд в Харьков? Как тебе город?

В Харькове первый раз. Города я не видел. Приехал в 9 утра, уснул и проснулся только в 15.00, покурил, поел и мы сразу поехали в клуб Черчилль. Вечером я уже уезжаю. К сожалению, ничего не посмотрю. У меня постоянно такая тема во всех городах. Я, слава Богу, в Киеве был три дня, так что хоть его посмотрел.

На какой фрукт по вкусу похожи твои стихи?
Хороший вопрос. Они у меня разные. Я думаю, что это - скорее всего, такая свалка из чернослива, картошки, гнилых помидор, шоколадных конфет, "баянов", "Беломора", красивых цветов, винограда...

Сколько тебе было лет, когда ты написал свое первое стихотворение? О чем оно было?
Оно было отвратительное. Я написал его, когда мне было где-то 20 лет. А свое первое хорошее стихотворение было написано уже в 21 год.

Помнишь его наизусть?
Да, но оно хорошее тогда для меня было, сейчас оно мне не нравится. Я не читаю стихи, которые мне не нравятся, которые я считаю плохими. Из стихов, я читаю только те, которые опубликованы в корпусе "Нулевые", "Гербарий" и в поэме "Медея", которую я сейчас пишу. Все остальное где-то там валяется, и чаще всего, оно принадлежит либо не мне, либо это то, что я не считаю стихами. Ведь, если я не включил это в сборник, значит, я считаю, что это говно. Я прочитал критику на одно из таких стихотворений, где его обсерают, и правильно делают, потому что это действительно говно. Я ж не могу писать только хорошие стихи. Из 100% написанного, хороших стихов только 10%.

Что сподвигнуло тебя заниматься творчеством, писать стихи, музыку?
Знакомство с Рэдтом (прим. автора - Эдуард Старков бывший барабанщик группы ПТВП). Но я и до этого уже писал. А писал я, потому что читал. Как все графоманы. И знакомство с Рэдтом все поменяло.

Кем ты был в прошлой жизни?
У меня не было прошлой жизни. Как у всех у нас, мы проживаем одну только жизнь бесконечное количество раз. Как тебе теория Ницше о Вечном Возвращении? Про это есть стихотворение.

Какие авторы оказали на тебя влияния на твоем пути становления поэтом?
Селин, Набоков, Толстой, Пруст, Джойс - это из писателей, а поэтов слишком много, чтобы их называть.

Что тебе снилось сегодня?
Мне каждый день что-то снится, а что снилось именно сегодня - не помню...

Что ты сейчас читаешь?
Я перечитываю сейчас "Подлинную жизнь Себастьяна Найти" Набокова. Помимо этого, я сейчас читаю книгу "Большевики" - такое пасквильное историческое исследование о революции. Я очень люблю реакционных историков, - потому что враги лучше показывают нам наши ошибки.

Ты женат, у тебя есть дети?
Да, и с недавних пор стало известно, что у меня будет ребенок.

Откуда ты черпаешь вдохновение?
Никакого вдохновения не существует. Я пишу о том, что происходит вокруг меня. Бывают моменты, когда ты за две минуты пишешь стихотворение, но это удача большая. Чаще всего, ты пишешь стихотворение, а потом год его правишь. Вот тебе и все вдохновение. Для меня рифма намного важнее вдохновения. Если у тебя нет рифмы - то ты не поэт. То есть, если ты рифмуешь не кровь-любовь, а по нормальному, то рифма тебя приведет к такому смыслу, какой ты сам не в состоянии вложить в стих. Понятное дело, все сейчас пишут социальные стихи, но это - голые идеи, положенные на стихи. Для меня - это все внешняя форма, скажем, как для Набокова в "Лолите" или в "Камере Обскуре" – педофилия была внешней картинкой.

Как ты относишься к белым стихам и верлибрам, если говоришь, что рифмы – это главное?
Очень хорошо отношусь. У меня много стихов, написанных верлибром. Рифма – это главное, но и верлибр – неплохо. У меня поэма в четырех частях написана белым стихом, правда, еще неоконченная. А верлибром у меня есть стихотворений 10. Я сейчас не боюсь уже рифмовать кровь-любовь. Я дошел до такой степени, что в одной из песен на новом альбоме срифмовал кровь-любовь и не стесняюсь этого. Я бы себе этого раньше никогда не мог позволить, а сейчас, подумал – один раз в 37 лет можно срифмовать кровь-любовь, тем более у меня намеренно так в песне сделано.

Что бы ты сделал, если бы тебя выбрали президентом?
Я бы никогда не стал баллотироваться, но если бы мне сказали – вот тебе страна, делай все что хочешь, – я бы распустил государство и сказал: "Последнее что мы запрещаем – это слово – "запрещено"".

Что для тебя синоним поэзии?
Жизнь.

Кем ты мечтал быть в детстве?
До 6 класса – журналистом, после - я мечтал вообще ничего никогда не делать. К сожалению, этого не получилось.

Может быть еще все впереди?
Дай Бог, чтобы это было не так.

Ты начинал писать как журналист в одной выборгской газете. Не думаешь о создании своей панк газеты или журнала?
Да, в то время, работая журналистом, я бомбил мусоров. Но в России создание такого журнала сейчас невозможно. И еще дело в том, что уровень русской прозы оставляет желать лучшего, да и поэзии тоже. Поэты хорошие есть, но они еще не совсем созрели. Очень много молодых поэтов сейчас в России. В каждом городе есть свои поэтические объединения, что невозможно было себе представить в 90-е. Но уровень их стихов немножко слабоват, но это пройдет. Главное в том, что у них новый язык. Они им пока еще пользоваться не умеют, но 2-3 года пройдет, и мы увидим новую ренессансовскую поэзию.

В одном из интервью ты сказал, что относишься к типу поэтов, которые пишут стихи только в расстроенных чувствах, бывают ли исключения? Неужели когда тебе хорошо, тебе не хочется писать?
Это, скорее всего старое интервью было. Но опять же, это не я придумал – это система Рембо. Но все-таки я пишу в расстроенных чувствах лучше. Стихи, написанные не в расстроенных чувствах хуже, чем те, которые написаны во время какого-то стресса или нервного срыва. Еще я подмечал, что я часто пишу перед выступлением. Могу написать по 2-3 стиха и они получаются хорошими.

И ты читаешь их сразу на выступлении?
Нет, никогда. Я не читаю новые стихи сразу. Такое редко бывает. Это было раза 4 в жизни. Потому что сразу хорошее стихотворение написать очень сложно. Из 100 стихов у меня таких 8. Остальное нужно править, вычеркивать, следить за рифмой, за ритмом, ломать или наоборот выпрямлять.

Следовательно, твои стихи можно сравнить с фотографиями снятыми на пленку, которые в отличие от цифровых фотографий должны быть еще проявлены, зафиксированы и только потом напечатаны...
Те, которые сняли на цифру – это графоманы, а те, которые проявляют, печатают их в темной комнате с лампами, правильно выставляют композицию, грамотно кадрируют, свет соблюдают и у них в итоге все хорошо получается – вот это и есть настоящие профессионалы. Отличное сравнение!

Сколько времени стихи должны отлежаться, перед тем как ты их завершаешь?
От месяца до 5 лет. У меня одно стихотворение 10 лет писалось. А бывает так, что и за три минуты напишу. Это рыбалка поганая! То окунь за месяц, то щука за 3 минуты.

Скажи пару слов о новом альбоме "Порядок вещей".
Из программных, там есть только одна песня, да и то "progressive-punk", как мы ее называем. Там смешано множество стилей: Dubstep, Ambient, Downtempo, Drum&Base, Minimal Techno, нашему барабанщику этот термин не нравится, но там есть еще и Post-Punk. То есть, этот альбом будет очень сильно отличаться от всех. Но у нас все альбомы разные, так что этот не будет исключением. Поэтому я люблю потом в рецензиях читать отзывы: "Как! Что это? Почему? Было же вот так!..." Этот альбом - мрачный. Две песни мы придумали "на ходу". А остальные 9 песен мы давно хотели записать. Но были песни, которые просто не могли войти в этот альбом, так что мы в 2009 году выпустили EP "Репортаж с петлей на шее".

У тебя есть совместные проекты с другими группами?
Я играю на бас-гитаре в группе "Ошибка Пролетариата". Мы играем Анархо-трэш. Подыгрываю на гитаре в группе "Анкикризис". У нас был проект с группой "Елочные игрушки". Честно говоря, я сейчас это все в сторону отбрасываю и "Медею" даже бросил, потому что мне сейчас главное альбом доделать.

Ты ни разу не пробовал делать стихи в стиле фристайл?
Когда читает Hip-Hop'ер фристайл – это отлично, но я просто в России никого не знаю кроме NoizeMc, который мне не очень нравится. Но чего у него не отнимешь, так это то, что он фристайлит отлично. А поэзия – это совсем другое дело. Можно написать какую-то там эпиграмму, как Пушкин или Андрей Белый – это одно, а стоять на сцене и делать такое – это полное безумие, это катастрофа для поэта.

Как ты относишься к поэтическим слэмам?
Ненавижу, терпеть не могу этого!

Кто у тебя родители? Как они относятся к твоему творчеству?
Родители у меня из рабочей семьи. Сейчас уже нормально, раньше относились гораздо хуже. Но я отдельно от них живу, точнее от мамы, с которой у меня отличные отношения. Отец у меня умер, когда мне было 14 лет. Даже книжку свою дал почитать – "Нулевые".

Никаких конфликтов не было?
Как это – не было, когда у меня в двадцать три года по квартире голые ****и и наркоманы с "баянами" ходили? Представляешь, моя мама выходит из комнаты, а мимо нее голая девушка проходит с "баяном" в руке. У меня мама – отличная, она ничего не говорила. Она очень демократичная. Конечно, были скандалы, но она у меня классная!

Как ты относишься к бесплатному скачиванию через интернет твоей музыки и стихов?
Отлично отношусь! Только бесплатное скачивание! Мы все свои альбомы выкладываем в сеть и вот новый тоже выложим. Хватит этим барыгам, которые не имеют отношения к музыке, наживаться. Они создают преграды между слушателем и музыкантом. Так ты записался, выкинул все в интернет и все тебя могут услышать. Мы перед презентацией нового альбома специально сделали группу "Вконтакте", где уже 2 тысячи людей, думаю, перед презентацией там будет уже 4 тысячи. Мы выложим альбом и в один день его услышат 4 тысячи человек. А вот если бы мы имели дело с этими буржуями, они бы эти 4 тысячи копий, сколько бы продавали? Они мешали всегда, они убили Джимми Хендрикса, 2PAC'a, Яна Кёртиса, Курта Кобейна. Пусть они теперь попадут на бабки. Другой вопрос, на что музыканты будут альбомы записывать? Но тут уже вопрос к музыкантам и к их внутренней воле. Если ты музыкант, то, как говорится, назвался груздем – прыгай в кузов. Если вы играете песни, а "песня – это воля, проявленная через рефлекс", то проявляйте свою волю, ищите деньги на запись сами. Мы сами назанимали денег сейчас и не знаем, как отдавать их будем. Нам закрыли студию, и нам пришлось украсть оттуда колонки. Мы сейчас перед моим отъездом в Украину досводили альбом на кухне у нашего звукорежиссера. В Россию 80-е возвращаются. Дурдом. Потому что мы не можем обмануть людей. Мы им обещали 1-го декабря выпустить альбом. Из-за этого мы вынуждены были перенести 3 концерта в России. Но лучше перенести 3 концерта, чем записать говно.

То есть вы писались на своей студии?
Да ты что! Где же деньги взять на свою студию. Я на стихах больше зарабатываю, чем на музыке. Мы каждый раз пишемся на разных студиях. В этот раз мы вынуждены были обратиться на студию к Андрею Тропило.

У тебя есть твое любимое стихотворение?
Сейчас есть. "Моя Россия сидит в тюрьме". Я ушел в нем от арго, там нет мата, но, как будто он там все-таки есть.

Какой из твоих концертов тебе запомнился больше всего?
Хорошие концерты, как правило, не запоминаются. Запоминаются только плохие концерты. Если ты про это хочешь узнать, то в Рязани был концерт. Это был последний день тура по 18 городам. Мы приехали туда, там стоит такая маленькая барабанная установочка игрушечная и такие маленькие колоночки по полметра. Причем две: одна для баса, другая для гитары. И здоровенный зал кинотеатра без каких-либо усилителей, без ничего. И, ко всему прочему, кончились наркотики. Тут у меня сдали нервы, я сел в угол и заплакал. А потом, мы просто выключили свет во всем кинотеатре и сыграли медленных песен, и все было нормально. Конечно, не очень нормально, но при тех обстоятельствах, которые были – это был единственный выход. Поэтому я этот концерт надолго запомнил.

Твое творчество для меня началось с двух строчек "Лучший стимул для творчества, конечно же, одиночество...". Расскажи, как родились эти строчки.
Интересно, мало кто это замечает. Мне тоже нравится эта фраза. Это чисто биографический стих. было время в 2005 году, когда я жил с девчонкой, а часть моей группы жила на сквоте, там была группа "Психея", "Sakura". И однажды, я возвращался со своими приятелями домой с этого сквота, который находился возле Исаакиевского собора, и шли мы как раз мимо Медного Всадника. И вот я просто написал об этом стих. И что самое интересное, в стихе есть строчка: "Я кинул стул в окно...". Напротив сквота были окна бывшего дома моего любимого писателя Набокова. Таким образом, то, что я кинул стул в окно – это чисто мои разборки с Владимиром Владимировичем. У меня в каждом стихотворении много скрытых мест, которые что-то особенное значат для меня. Мне нравится шутить с самим собой, а с читателем – тем более. Но только не иронично, как это делают постмодернисты, а давать читателю возможность головой "шарить".

Использование ненормативное лексики в твоих стихотворениях – это способ наиболее четкого выражения экспрессии или что-то другое?
Последнее время я меньше использую арго. Я очень сильно его использовал в "Технике Быстого Письма". Меньше – в "Галлюцинациях". В новом сборнике – много в белом стихе, мало – в рифмованных. Я говорю на языке улицы и не собираюсь от этого отказываться, потому что я перестану быть поэтом. Если я буду говорить на том языке, который улица не понимает, то она меня не будет слышать. Поэт, на которого я мечтаю быть похожим это – Марциал, но только без Домициана, пожалуйста.

Что для тебя осень?
Любимое время года.

Какой трек последним ты слушал на своем мрз плеере?
У меня нет мрз плеера. А если ты имеешь в виду, что я слушал недавно, то английскую панк-рок-группу "Gallows".

Синоним слова счастье для тебя?
Написать хороший стих.

Что ты пожелаешь нашим читателям?
Революцию не делают ни в белых, ни в оранжевых перчатках.

Блюдо – картошка в сливочном масле

Напиток – молоко

Жизненный девиз – во всем сомневайся

Мой недостаток – тщеславие

Через 10 лет буду – поэтом или трупом

Любимое место для отдыха – Я мечтаю съездить в Рим, А где мне больше всего понравилось отдыхать – так это в Париже. Мы были там две недели с концертами.

Сергей Онищенко