Улыбка древнего Суздаля

Андрей Шалашников
Что это было? Наваждение? Откровение свыше? Привет от древнерусских мастеров? Не знаю.  И, чем дальше остывают  впечатления, тем отчетливее слышится голос сомнения. Так не бывает! Бывает, бывает, еще как бывает, и ты это знаешь как никто другой…
Надежда на теплое безмятежное бабье лето была еще жива, когда поздним сентябрьским вечером,  мы заняли свои места, как нам показалось, в  комфортабельном автобусе «Манн»
Пытаясь свернуться, как-нибудь для сна,  я без конца склонял ком фор табельное немецкое чудо на все лады  и где-то у знаменитых  Ерофеевских  Петушков  задремал. Так и не пришлось мне, хоть краем глаза, глянуть на петушковских женщин сплошь белокурых, с толстыми косами по плечами, бьющими, опять же по толстож…  извиняюсь, прелестям женского тела. Спасибо, тебе, друг дорогой мой Веничка, езжай и ты, сонный мой, далее в белокаменную, ты Кремля еще не видел….
На подъезде к Владимиру  ждала нас, горевала небольшая автомобильная пробка, минут на сорок, затем снова пошел тронутый первыми осенними красками владимирский  лес…
Когда, по моим расчетам, уже должны были показаться Уральские горы, вдруг выяснилось, что мы заблудились, но находимся в пяти шагах от знаменитого стекольного рынка в городе Гусь Хрустальный! Всеобщему ликованию путешествующих воронежских аборигенов не было предела. Багажники автобуса до отказа пополнились хрусталем, стеклом и  сувенирами и отягощенный автобус бережно позвякивая драгоценным своим нутром, наконец-то, взял курс на  Суздаль.
В Суздаль мы опоздали всего на четыре часа, может четыре часа раздумий, лежа на рельсах, в ожидании паровоза и спасли бы Анну Каренину, но нам это опоздание  явно пошло не на пользу.
День уже догорал, и солнце явно устав дарить свою уже не горячую осеннюю ласку, поспешило спрятаться за иссиня черные мохнатые, низко плывущие над городом тучи. В какой-то момент, оно, дерзко дразня, ярко осветило гостиничный номер и глупая,  навязчивая мысль взять с собой зонтик на экскурсию в Спасо-Ефимиевский монастырь куда-то бесследно исчезла, а зря! Дождь разразился сразу, как только, мы предъявили входные билеты на входе музея заповедника. Короткими перебежками нам удалось добраться до Спасо-Преображенского собора и тут, хороший дождь, превратился в совсем замечательный ливень. Собор, конечно, поражает в первую очередь своею живописью, фресками, росписями, стен, внутренностей арок и куполов  и короткой экскурсии, для человека желающего чего-то узнать, и рассмотреть тут явно мало, вот и выходит что  ливень на руку, куда ты чудак без зонта, погоди….  Сейчас хор петь будет! И действительно в пустом украшенном  только живописью храме замечательная акустика.  К пяти, хорошо поставленным мужским голосам, незаметно присоединяется таинственный  шестой.  Губы поющих уже не шевелятся, а звук все живет, тает и тает и никакого эха  и реверберации, - просто чудо, или обыкновенное чудо, если хотите.  Вот если бы не дождь пролетели бы мы, наскоро ослепив вспышками камер предков, святых  на стенах храма и  не услышали дважды, как тоскует и взывает к ныне живущим дух первозданного и молодого еще христианства.
А ведь таким оно, наверное, и было, простым, безыскусным,  без атрибутов и артефактов, без раззолоченных  икон, предметов культа и поклонения, но сильным, зычным, зажигающим слабеющий в повседневности дух, вдохновляющим наших предков на жизнь, на походы, на строительство всего того чему мы теперь ахая, удивляемся.
Вера была ВЕРОЙ. А потом человек все больше и больше приспосабливал ее под себя под свои повседневные потребности.
Вспоминаю, как в конце восьмидесятых  мы выросшие в колыбели научного атеизма вдруг все рванули в храмы и стали вдруг верующими, а чуда не произошло. Произошло, вообще, удивительное явление мы вдруг поверили, что мы верим. Ой, да и не только! Разве вам не встречались люди, свято верящие, что они честные, работящие, что они любят вас, что готовы даже работать за вас! Нет? О, наверное, вы и вправду счастливейший человек. Но я отвлекся.
Вообще Суздаль славен не только своей стариной. С самого своего приезда гадал ну, откуда же это дежавю с остроконечной крышей гостиничного комплекса, где я ее видел? Холл комплекса тоже навевал какие-то воспоминания не воспоминания, длинные коридоры  тоже напоминали одно  знакомое до боли лицо с экрана сокрушавшееся: «Ну, кто так строит! Люди, ау!» И хотя, надо дать должное  людям, смонтировавшим в «Чародеях» здание НУИНУ ужин промокших и продрогших  на экскурсии путешественников оказался действительно сказочным, спасибо киноволшебникам и суздальским поварам!
Промокшие, уставшие завалились мы спать….
Утро… Самым удивительным в этой поездке было суздальское утро. Я проснулся в шестом часу, выспавшийся, в приподнятом настроении, лейтмотив которого крутился в голове какой-то мелодией в исполнении Поля Мариа  или Фауста Папетти, не сразу и понял, что это «Аве Мария»!  За окном  едва, едва занимался рассвет, на небе не было ни тучки, но обувь у жены еще не просохла, схватив фотоаппарат, я один выскочил на главную улицу города.
Вспоминаю, как в годы перестройки довелось увидеть настоящие рисунки Рериха из непальской серии, «утро», «утро в горах». Наверное, Рерих мучительно искал, пытался передать игру света, его оттенков на белоснежных вершинах Гималаев, мне тогда показалось, ну чего тут особенного? Утро в горах! А вот попробуй! Не знаю, как  будут оценены мои снимки, что-то потерялось при фотографировании, но вот это рериховское «утро в горах» и присутствует в древнем белокаменном  Суздале.
Я буквально пролетел по пустому воскресному городу. Не было ни туристов, ни жителей, одни дворники сновали по своим участкам, словно специально  для меня Суздаль приподнял завесу повседневной интуристской суеты. Залитый первобытным нежно розовым светом, пустой, умытый вчерашним дождем, с приметами уже начинающейся осени, все это  я увидел за какие-то 40-50 минут, под нежный  неизвестно откуда льющийся перезвон колоколов… потом как в сказке, в считанные мгновения, налетели кучевые облака, опустился туман, потянуло сырым  сквозняком… Город проснулся ему было пора развлекать дорогих гостей…  Посмотрите на его утреннюю улыбку….
Владимир и Боголюбово, тоже интересны, как и интересны  фрески Андрея Рублева, храм Покрова на Нерли, но Суздаль… Суздаль не сказал до свидания, Суздаль сказал возвращайся…
 http://foto.mail.ru/mail/andrej-shalash/24 Рабочая ссылка на фото на главной странице внизу.

P.S. Хрустальный графин купленный в Гусь Хрустальном оказался  с клеймом белорусского завода Неман, штрихкод на его дне гордо свидетельствовал о том что он тоже путешественник  и побывал с визитом на Батькивщине и позвякивал там важно о незалежности… Вот уж не знаю что вам сказать о пивных бокалах купленных к юбилею моего начальника,  я, пожалуй, помолчу… Или помычу вместе с новыми Наташкиными  стеклянными коровами. Уж коровы то точно пасутся на лугах владимирщины.  Видел!