Весна красна. Ч. 5. Первые Русалии Лельник

Геннадий Дергачев
ВЕСНА КРАСНА

Часть пятая

ПЕРВЫЕ РУСАЛИИ (ЛЕЛЬНИК)


Наступают дни седмицы
Чародейства да гаданья.
Сама юная богиня
Девственной природы, Леля*,
И русалки - берегини –
Духи вод в обличье женском
Пробудились, пребывая
В силах зарожденья жизни.

Расплетите девки косы,
На берег тайком сходите,
Свейте вместе две берёзки,
Так, чтоб через эту арку
Можно было покумиться
И с подружкой, и с русалкой.
Принесите угощенье:
Хлеба, соли, да яичек,
Лука, также, не забудьте,
Разложите под берёзкой
На холсте на чистом новом
И запойте песню Леле,
Припевая: «О-эв-Леля!».**
А ещё, как рано – рано
На сгорбаченной берёзке***,
На её ветвях качались
Вод стремительных русалки.
Как просили угощенье,
Да рубашек долгополых,
Как смотрели на дорожку,
Зная наперёд, что будет.
Хоровод водите долго,
Загадайте все желанья
И ответы примечайте
От воды, что омывает
Ветки срезанных берёзок.
Не забудьте соком  лица
Мазать для красы девичьей.
Та же, шустрая, что сядет
Первой в тень витой берёзы,
Замуж выйдет непременно
Да на зависть всем подружкам.
А когда в полночном небе
Звёзды заиграют живо,
Ждите девушки русалок
И танцуйте вместе с ними.


На седьмой день, рано утром,
Бабы, девки всей округи,
Сняв с себя все обереги,
Рукава рубах распустят,
И в венках из первоцветов,
В хороводах и в верченье
Встретят день Богини Лели.
Этот праздник сокровенный,
И несёт в себе он тайну;
В ранний час с зарёю встанут
Все, кто хочет зарожденья
Новой жизни в своём чреве,
Пар полей, лугов, землицы
Силу женскую имеет.
Берегиня всех рожениц
Может даром осчастливить;
Оттого  и ждут с надеждой
Этот день, кто материнства
Был лишён, увы, доныне.
На лугу идут обряды,
Раздеванья, обряженья, -
Глаз мужской здесь неуместен,
И карается жестоко
Нарушения запретов.
Смерть настигнет того сразу,
Кто, поддавшийся соблазну,
Осквернит святое действо:
Будет бит без сожаленья
По обычаю и праву*4.
День закончится - берёзы
Расплетут и раскумятся,
Ведь русалкам трудно долго
Находиться вне водицы.
Как придёт к концу девичник -
Девушки домой вернутся,
Побросав в костёр все ветки
От берез, что наломали*5.
Ну, а женщины поверят,
Что болезни отступили -
Похвала Богине Лели!

Завтра также соберётся
Население мужское,
В день, когда Ярило Вешний*6
Выпустит росу на Землю,
Отмыкая её лоно.
И уже мужскую силу
Может получить, кто хочет
Сохранить своё здоровье.
Но ещё обряд есть важный
Для сохранности скотинки.
На рассвете первый выгон.
Обнадёживает вера,
Что Ярило скот одарит
Плодовитостью и телом:
Прутом вербы подгоняют,
По хребту яйцом проводят
Ярко-жёлтым или красным, -
Яйца те пастух получит
С каждого двора в награду.
А когда скотина выйдет,
Прогудит рожок на сходку,
Чтобы обошли всё стадо
Трижды посолонь для жизни
И обратно, для забоя.
В это время поют песню,
Обращаясь к Вешним силам
Для защиты от напасти,
От могучего медведя,
И от волка, и от змея.
Круг железом замыкают,
Чтобы было слово верным.
В это время парень в белом*7,
Неся хлеб и факел яркий,
Трижды обходил всё поле
Посолонь и возвращался.
А за ним толпа девчонок,
Славя Солнце, пела гимны.
Наконец, костёр зажегши
В виде колеса, садились
И делили хлеб по-братски,
В знак того, что будут сыты.

Пашню тронуло орало –
Этот день не для ленивых,
И соха, блюдя обычай,
Бороздит Сыру-Землицу.
Молодёжь пошла на горку*8,
Там их ждут забавы, песни,
Пришло время шумных свадеб,
Сватовства и умыканья.
День закончится, Ярилу,
Парня, что обряд исполнил,
Бросят в речку, попрощавшись,
Но для вида, шутки ради,
Ибо для всего есть время,
А оно идёт по кругу:
Что умрёт – то возродится!


* Леля – богиня возрождающейся природы и спонтанной любви. Праздник в её честь (Лельник) приходится на конец чародейной седмицы (русалиям). Они начинаются с 16 апреля (цветеня), а славянский женский день – Лельник совпадает с 22 (21) апрелем (цветенем); вся неделя представляет собой череду гаданий, обрядов и особых действий для представительниц женского пола. Девушки, гадали на замужество и женскую долю, женщины старались поправить здоровье своих детородных органов. Непременное дарение первоцветов напоминает современное чествование женщин на 8 марта;
**«О-эв-Леля!» - только во время русалий разрешалось пение девичьих песен с сакральным припевом: «О-эв-Леля!», «Лелемьё!».
*** На сгорбаченной берёзке – берёза являлась женским символом, как бы сказали в наше время: она несёт в себе понятие «Инь».  Считалось, что русалки, «с березы спускаются» или «на березах качаются»; в русальных песнях они сидят «на белой березе», «на кривой берёзе», и на такой, ветки которой свисали до земли. Кроме того, верили, что душа умершей или погибшей девушки входила в берёзу, из которой могла выходить в русальные дни, поэтому кумиться с этим деревом – это кумиться с русалкой.
*4 по обычаю и праву – любопытство, если таковое наблюдалось у представителя мужского пола в этот день, было признаком порабощения навьей силой (т.е. извращением), и забивание палками до смерти, нельзя, разумеется, трактовать как "языческую дикость", ибо выполнялись сакральные обряды, особенно для тех женщин, у которых были проблемы с деторождением;
*5 От берёз, что наломали – сжигание или выбрасывание в овраг берёзовой ветви означало похороны души, которая наличествовала в оной;
* 6 Ярило Вешний – день, приходящийся на 23 апреля (цветеня), считается, что в этот день происходит отмыкание (оплодотворение) Земли, когда Ярило выпускает росу, и с этого времени и начинается буйный рост трав. Соответственно это ассоциировалось с проявлением мужского начала, что позволяло считать этот день ещё и как праздник сильного пола;
*7 парень в белом – ряженый в соответствии с образом Ярилы – в белой рубахе, босой, держащий колоски (хлеб) и испускающий ярь (огонь).
*8  на горку – с Лельника начинается период, называемый Красная Горка, и длящийся до конца первой седмицы мая (травеня). Роль хозяйки Красной горки выполняла соответственно наряженная девушка (жрица), которая руководила забавами молодёжи.


12.04.10

«Изба-Читальня». © 14.04.2010 Геннадий Дергачев/work/167920/

Илл.  Г.Дергачев.  «Покумление с берёзками». Оргалит, масло. 2010 г.