Священные понятия сердца. Главы из книги. Совесть

Инок Антоний Давидюк
« Имейте добрую совесть, дабы тем, за что злословят вас, как злодеев, были постыжены порицающие ваше доброе житие во Христе.» (1-е Пет. 3;16).
В книгах Ветхого Завета слово «совесть» не встречается, хотя действование в человеке существенно значимой для него нематериальной силы ощутимо с начала истории человечества – с первых страниц Библии.


«И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.» (Быт. 2;25) – первый опыт осознания присутствия этой силы проявляется в отсутствии стыда, как свидетельство непорочности.  Но сразу после нарушения данной Богом заповеди стыд заставляет первых людей прикрыть свою наготу и прятаться от Бога. Откуда в человеческой природе появился стыд как ощущение потери чистоты своей сущности? Очевидно, что это одно из многих свойств духа жизни, который вдохнул Творец в душу сотворённого Им человека, давая Своему самому совершенному творению вместе со свободой способность трезво оценивать свои свободные поступки.               


Стыд, чувство вины, чувство несоответствия нравственным ориентирам, само существование в нашем сознании таких ориентиров – всё это неотъемлемые составляющие той духовной реальности, которую мы называем совестью. Совесть настолько важна для нас, что мы готовы отвергнуть многое, что составляет менталитет себя любимого, чтобы избегнуть внутренней муки, как последствия противодействия этой реальности.


«А червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть
каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных
в сей жизни. Это угрызает, как червь, и жжет, как огонь» (Толк. блаж. Феофилакта на Мк. 9;12)
То есть, совесть это направляющая и движущая сила внутренней сокровенной жизни человека способная изменять его состояние в зависимости от его мыслей и действий. Не зная сердца человека так, как его знает Бог, мы не можем привести примеров полной абсолютной бессовестности, но понятие «сожжённая совесть» в святоотеческой литературе встречается. Такое состояние совести – страшная беда для человека, ведь даже  религиозные убеждения не могут нам заменить руководства  нашей совести, оставаясь всего лишь верой без дел.


«Потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут, ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:  они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую.» (Рим. 2;13-15).
Если бы мы всегда принимали и исполняли то, что нам говорит наша совесть…  Но мы, выслушав её и, даже во всём согласившись с ней, начинаем редактировать Божий глас в себе. И поступаем по уже отредактированному закону, незаконно употребляя его, оправдывая себя во всякой ситуации временами, обстоятельствами, немощами непреодолимыми, опытом жизни и другими уважительными причинами.               


Беда в том, что причин таких всегда находится множество и, если их все принимать во внимание, то случается с нами незаметное, но страшное по своей сути, изменение. Мы лишаем в себе голос совести права голоса, руководствуясь в своих поступках голосами мира сего, их плюрализмом и демократией, отвергая единственную законную власть в себе – священную монархию совести.