Национальная доктрина автодорожного строительства

Сергей Ковалёв
Национальная доктрина автодорожного строительства в Российской Федерации (далее - док-трина) - основополагающий государственный документ, утверждаемый федеральным законом и уста-навливающий приоритетные направления автодорожного строительства в государственной политике и его стратегию.
Автодорожное строительство включает в себя не только, собственно строительство, но и ре-конструкцию, ремонт, обслуживание, содержание, и не только самих дорог, но и всей придорожной инфраструктуры в комплексе и во взаимодействии с другими отраслями народного хозяйства.
Доктрина определяет цели автодорожного строительства, пути их достижения и ожидаемые ре-зультаты развития на период до 2010 года. Стратегические цели автодорожного строительства тесно увязаны с проблемами социально-экономического развития российского общества, которые включа-ют:
1) преодоление социально-экономического и финансового кризиса, обеспечение высокого каче-ства жизни народа и национальной безопасности;
2) восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере, науки, высоких технологий, экономики, в том числе и в области автодорожного строительства;
3) создание одной из основ для устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации.
Доктрина отражает интересы граждан России и призвана создать в стране благоприятные ус-ловия для автодорожного строительства, и делает его сферой создания системы трудовой занятости населения, прибыльных долгосрочных инвестиций и наиболее эффективного вложения капитала в экономику России.
Настоящая доктрина определяет основные направления совершенствования законодательства в области автодорожного строительства и является основой для разработки программ его развития. Принятие нормативных правовых актов, противоречащих доктрине, в том числе снижающих уровень финансирования автодорожного строительства, не допускается.
Доктрина отражает решимость и волю государства принять на себя ответственность за на-стоящее и будущее отечественного автодорожного строительства, являющегося одной из основ соци-ально-экономического развития России.
Основные цели и задачи автодорожного строительства
Система автодорожного строительства призвана обеспечить:
1) систематическое обновление всех аспектов автодорожного строительства, которые отражают из-менения в сфере экономики, науки, техники и технологий в соответствии с системой националь-ной безопасности России;
2) эффективность и метрологическая обеспеченность автодорожного строительства для обустройст-ва жизненного пространства человека;
3) создание программ, реализующих новые технологии в области автодорожного строительства;
4) подготовку высокообразованных и высококвалифицированных специалистов, способных к про-фессиональному росту и профессиональной мобильности в условиях информатизации общества и развития новых наукоемких технологий для автодорожного строительства;
5) экологическое обеспечение и бережное отношение к природе при автодорожном строительстве.
Основные задачи государства в сфере автодорожного строительства
Государство в сфере автодорожного строительства обязано обеспечить:
1) научное развитие единого стандарта автодорожного строительства в России; интеграцию автодо-рожного строительства, науки, образования и производства;
2) формирование в общественном сознании отношения к автодорожному строительству как к необ-ходимой ценности для гражданина, общества и государства;
3) качественное изменение финансирования автодорожного строительства на принципах самооку-паемости дорог за счет развития инфраструктуры придорожной полосы и сферы услуг на ней;
4) нормативное финансирование автодорожного строительства для развития материально-технической базы, повышение социального статуса работников автодорожного строительства;
5) стимулирование негосударственных инвестиций в автодорожное строительство, в том числе пу-тем предоставления налоговых и таможенных льгот для юридических и физических лиц, участ-вующих в нем;
6) привлечение работодателей, заказчиков и специалистов к партнерству и организации профессио-нального автодорожного строительства с целью удовлетворения потребностей рынка труда;
7) прозрачность эффективного расходования бюджетных средств в области автодорожного строи-тельства, высокую занятость трудоспособного населения;
8) правовые условия функционирования и развития учреждений различных форм собственности в сфере автодорожного строительства и эксплуатации;
9) законодательное закрепление материальной, административной и имущественной ответственно-сти учредителей и руководителей предприятий и организаций за обеспечение стабильного финансирования автодорожного строительства;
10) соблюдение трудового законодательства, в первую очередь в части полной и своевременной оплаты труда и обеспечения социальных гарантий работникам автодорожного строительства;
11) государственную поддержку учреждений, обеспечивающих реализацию государственной политики в области подготовки специалистов для автодорожного строительства;
12) активное включение средств массовой информации в пропаганду целей и задач автодорожного строительства, установленных настоящей доктриной;
13) интеграцию российской и мировой системы автодорожного строительства с учетом отечественного опыта и традиций.
Ожидаемые результаты реализации доктрины
Реализация настоящей доктрины обеспечивает:
1. Возможность получения качественной, экологически безопасной сети автомобильных дорог и придорожного сервисного обслуживания по международным стандартам.
2. Создание новых рабочих мест при строительстве новых и реконструкции старых дорог, формиро-вании придорожной инфраструктуры, их обслуживании и эксплуатации.
3. Использование придорожной полосы не только для обслуживания дорог, но и с целью решения вопросов жилищного строительства как для работников автодорожной отрасли и транспорта, так и для уволенных в запас военнослужащих, сельских жителей, вынужденных переселенцев.
4. Снижение опасного влияния автомобильного транспорта на здоровье человека за счет правильной организации работ и строгого соблюдения экологических нормативов.
5. Экономике России, ее товаропроизводителям представление возможности расширения интеграционных связей и увеличения как внутреннего, так и внешнего товарооборота, привлечение значительных инвестиционных ресурсов, а инвесторам объективно стабильных дивидендов.
Кадры для автодорожного строительства
Признавая ведущую роль автодорожного строительства на широко интегрированном экономическом пространстве Российской Федерации, государство в кадровой политике обеспечивает:
1) условия для повышения престижа, социального статуса, творческого роста, повышения квалифи-кации и своевременной переподготовки (не реже одного раза в 5 лет) для работников автодорож-ного строительства всех уровней;
2) привлечение в систему автодорожного строительства талантливых специалистов: способных на высоком уровне осуществлять учебный процесс, вести научные исследования, осваивать новые технологии, информационные системы, готовить специалистов высокой квалификации, обучать студентов и аспирантов;
3) условия для подготовки и закрепления в автодорожном строительстве докторов и кандидатов наук с целью расширения фундаментальных и прикладных научных исследований и повышения научного уровня автодорожного строительства.
Оплата труда и пенсионное обеспечение работников автодорожного строительства
Для обеспечения достойного уровня жизни и творческой деятельности работников автодорож-ного строительства установить следующие принципы оплаты труда:
1) минимальная ставка (должностной оклад) работников автодорожного строительства - не ниже начисленной средней заработной платы по Российской Федерации;
2) средняя ставка (должностной оклад) работников автодорожного строительства - в размере, пре-вышающем начисленную среднюю заработную плату по Российской Федерации не менее чем в 1,5 раза;
3) установить для работников автодорожного строительства пенсии по возрасту - в размере не ниже 80% среднего размера оплаты труда по основному месту работы.
Структура управления автодорожного строительства
Свойства автомобиля, его параметры, являются главным критерием для определения парамет-ров дороги. Исходя из этого, остальные показатели привязываются к природно-климатическим усло-виям, свойствам строительных материалов, технологии строительства дорог.
В структуре Министерства транспорта автодорожное строительство наиболее эффективно мо-жет интегрироваться с главным пользователем дорог – автомобильным транспортом.
Региональные органы управления автодорожного строительства выполняют свою функцию во взаимодействии с органами исполнительной власти, исходя из потребностей и региональных особенностей. При этом недопустимо нарушение единых метрологических требований к строительству, эксплуатации и обслуживанию дорог и придорожной инфраструктуры.
В одном субъекте Федерации может быть только один региональный орган управления авто-дорожного строительства, не зависимо от категории и продолжительности дорог, проходящих по территории, а количество лицензированных подрядчиков, не зависимо от формы собственности может быть столько, сколько их необходимо для строительства, эксплуатации и обслуживания дорог и придорожной инфраструктуры.
Межведомственные отношения, чьи интересы пересекаются в придорожной полосе, законода-тельно и концептуально определяются на Федеральном уровне, а конкретные практические решения принимаются на местах исходя из действующих нормативов.
Финансирование системы автодорожного строительства
Для реализации целей, определяемых настоящей доктриной, устанавливается поэтапное уве-личение объемов финансирования системы автодорожного строительства.
В соответствии с действующим законодательством, финансирование автодорожного строи-тельства должно осуществляться как из бюджета государства и бюджетов субъектов Российской Фе-дерации, так и из внебюджетных источников.
Источником поступления средств в государственный бюджет являются:
1) Таможенные сборы за транзит грузов через территорию Российской Федерации.
2) Часть налога на содержание Вооруженных Сил, как пользователя специальных дорог.
3) Штрафы с нарушителей автодорожного движения и эксплуатации дорог и придорожной инфра-структуры.
Источником поступления средств в бюджеты субъектов Федерации являются:
1) Арендная плата за землю в придорожной полосе согласно Закону РФ "О плате за землю".
2) Налоги от собственников земли в придорожной полосе согласно Закону РФ "О плате за землю".
3) Все налоги в соответствии с действующим законодательством от собственников объектов в при-дорожной полосе.
Источником возврата средств инвесторам:
• которые финансировали строительство и реконструкцию дорог, являются 50% всех тех же отчис-лений в зависимости от того, кто явился заказчиком, Федеральные или региональные органы ис-полнительной власти до полного взаиморасчета с инвестором, вторые 50% идут на содержание дорог;
• которые финансировали строительство и реконструкцию придорожной инфраструктуры являются сами объекты: АЗС, ГНС, кемпинги, торговые точки, терминалы, электролинии, телефонные линии, рекламные щиты, и др. вплоть до объектов жилищно-социальной сферы в придорожной полосе до полного взаиморасчета с инвестором;
• которые принимают участие в комплексном финансировании автодорожного строительства, при-меняются все источники и варианты возврата средств до полного взаиморасчета с инвестором.
Гарантией возврата средств инвесторам является стоимость земли придорожной полосы и объ-ектов на ней, которые находятся в управлении у инвестора до полного взаиморасчета сторон инве-стиционного проекта. Все инвестиционные проекты и программы автодорожного строительства подлежат обязательной независимой экспертизе, в том числе и экологической, а так же, по согласованию сторон, обязательному независимому страхованию по согласованию сторон.
Настоящая доктрина предусматривает поэтапную реализацию автодорожного строительства в Российской Федерации.
Первый этап (2001 - 2002 годы):
Объем финансирования системы автодорожного строительства - не ниже 20% от общего объе-ма работ:
• в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 2% от общего объема работ, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1% общего объема работ;
• за счет внебюджетных источников финансирования 18%.
Второй этап (2003 - 2005 годы).
Объем финансирования системы автодорожного строительства - не ниже 30% от общего объе-ма работ:
• в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 3% от общего объема работ, из них за счет средств федерального бюджета не менее 1,5% от общего объема работ;
• за счет внебюджетных источников финансирования 27%.
Третий этап (2006 - 2010 гг.).
Объем финансирования системы автодорожного строительства - не ниже 50% от общего объе-ма работ:
• в том числе за счет бюджетов всех уровней не менее 5% от общего объема работ, из них за счет средств федерального бюджета не менее 2,5% от общего объема работ;
• за счет внебюджетных источников финансирования 45%.
***
Автодорожное строительство, в том числе, определяет положение государства в современном мире и человека в обществе. Технология строительства и обслуживания дорог также сложна и много-гранна, как и Природа, в зависимости от которой складывается судьба каждой дороги.
Россия по своим природно-климатическим условиям может обобщить весь мировой опыт соз-дания дорог, а в вопросах их содержания не может быть ни где нет такого опыта как у нас. Последнее время завоевания отечественного автодорожного строительства оказались утраченными.
Настоящая доктрина призвана способствовать изменению государственной политики в этой области, укреплению в общественном сознании представления об автодорожном строительстве, как факторе развития современного российского общества.


Ковалёв Сергей Александрович: паспорт № 45 05 865740, выдан паспортным столом №2 ОВД «Коньково», 29.05.2003 года, код под-разделения 772-142. Дата рождения: 24 ноября 1957 года, место рождения: город Таганрог, Ростовская область. Адрес: 117342, Россия, город Москва, улица Генерала Антонова, дом 7, корпус 2, квартира 178. Домашний телефон: (495)333-9042, рабочий телефон (495)225-6105. E-mail: bojplemy@rambler.ru